Тема урока «В мире доброты»




Технологическая карта

Урока по ОРКСЭ

 

 

Тема урока «В мире доброты»

Учебный предмет: Класс: ОРКСЭ 4а
Цели урока: Содержательная: создать условия для представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Деятельностная: создать условия для формирования УУД
Технологии, методы: беседа, рассказ
Основные понятия, термины: Доброта
Тип урока: ОНЗ
Планируемый результат:
Образовательные: · Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. · Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике. · Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта. формировать положительное отношение к нравственным поступкам; · формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки; · воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру; · формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.     · Определяют тему урока (П) · Решают проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний(Р) · Проводят рефлексию собственной деятельности (Р) · Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами(К) · Умеют высказывать свое мнение.(Л) · Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.(Л) · Выполняют самооценку собственной деятельности.(Л)  
Организация пространства:
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Индивидуальная · Групповая Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Карточки с заданием
       

 

 

Этапы урока Задачи этапа I. Орг. момент. Мотивация детей на урок (на деятельность) Цель. Организовать детей и создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством эмоционального вхождения в занятие.     Замотивировать учащихся к учебной деятельности (Л.) Наглядность, оформление доски Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Картинка мальчика - Добрый день, ребята! - Посмотрите на экран   -Кто изображен на этой картинке? -Что вы можете сказать про этого мальчика? Какой он?   -Чем занят мальчик?     -Что необычного вы видите на парте?   -А какими мы будем на этом уроке? Последуем примеру мальчика? -Давайте сегодня на уроке сделаем так, чтобы про вас никогда не говорили так, как про этого мальчика.     -Я рада видеть вас весёлыми, здоровыми, что у вас всё хорошо. Вас ждет сегодня много нового и интересного. Мы встретились в вашем классе в вашей маленькой стране. Давайте споем песню с таким же названием и поднимем себе настроение (Звучит запись, дети исполняют песню «Маленькая страна») - Ребята, а существует ли такая страна на самом деле? - Что же должно произойти в мире, чтобы она существовала?       - Неопрятный мальчик - Грязнуля, не аккуратный - Он отвлекается, смотрит в сторону. Не слушает учителя. -На парте портфель. Такого не должно быть. -Нет, мы будем аккуратными, внимательными, не будем отвлекаться
II. Актуализация знаний учащихся. Выход на тему занятия. Цель.Подготовить учащихся к освоению нового материла. Дать определение, что такое добро. (Пр) Совершенствовать умение анализа (П) Учить ясно и четко излагать свои мысли в устной форме (К)
в
       
и м е р
             
д т б о ы р о
-Ребята, для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке, я предлагаю вам шифр. Вам необходимо расположить цифры в правильной последовательности и у Вы узнаете тему нашего урока.   -Кто назовет тему нашего урока? -Какую цель поставим на сегодняшнем уроке?     - Каждый день люди общаются, обмениваются информацией, что-то узнают. И при этом, во время общения люди совершают или что-то хорошее, или что-то плохое. Наш урок называется «В мире доброты». Мы обсудим, что такое добро и зло, что такое нравственность, нравственный поступок. Какое место занимает нравственность в жизни человека. А также: что каждый человек может сделать, чтобы наш мир стал лучше.     - в мире доброты  
IV. Открытие нового знания. Цель. Организовать работу по новой теме. Дать определение, что такое доброта (Пр) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами(К) Формировать умение высказывать свое мнение.(Л)         -Вы, знаете, ребята, совсем недавно я прочитала сказку, которая не оставила меня равнодушной, и я подумала, что обязательно с ней познакомлю и вас. Послушайте её и скажите: Почему же даром ни одно доброе дело не пропадает? Чтение сказки А.Нееловой “Даром ни одно доброе дело не пропадает”. Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил её и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. “Ну, – думает крестьянин, – пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?” И что ни день, всё в поле ходит, на небо посматривает – не пошлёт ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: – Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы ему помочь. – Так то оно так,– ответила другая капелька, да что ты можешь сделать? Посмотри, какая ты крошечная – тебе не смочить и самой маленькой травки. – Правда твоя, – согласилась капелька, – а всё же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: – Не хочу от неё отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки – одна крестьянину на лоб, другая – на колос ржи. – Слава тебе, Господи, дождь собирается,– обрадовался крестьянин,– не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много – много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. – Пойду и я порадую мужичка,– надумала, наконец, одна из капелек. – И я! И я! И я!– послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьёй голодать. Ребята, давайте сейчас пожелаем друг другу добра, передавая вот такую светлую бусинку, (светлая небольшая бусинка) которая сегодня принесёт вам только добро. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас сказали друг другу добрые слова, а начнём мы со слов: (По кругу: “Мне в тебе нравится… – Обменявшись добрыми словами, мы как будто сделали что-то хорошее, правда? Но порой мы забываем говорить добрые, ласковые слова, делать добрые дела, приносящие радость другому человеку и хорошее настроение на целый день. Вот и попробуем сейчас поговорить о доброте, как можно нести людям доброту сейчас в вашем возрасте. – Сейчас я попрошу вас подумать и ответить на вопрос: – Как вы понимаете слово ДОБРОТА? –А теперь, давайте посмотрим объяснение слово “Доброта” в толковом словаре О.Даля. Доброта (о качествах человека) – дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный, добро любящий, добро творящий. Задание для учащихся У вас на столах “маленькие ваши солнечные лучики”. Пусть ваши маленькие “лучики” тянутся к солнышку. ДОБРОТА – она как солнышко, светлая, тёплая, приятна, притягивающая хороших людей. Я предлагаю сейчас вам свои “лучики” вручить друг другу, это и будет вашей маленькой капелькой добра в вашей жизни, и эти “солнышки” подарить большому солнцу – это символ вашего добра. (На доске вырезанное из бумаги яркое, большое солнце – дети прикрепляют свои “солнышки”.) В народе говорят: “Делай добро и оно тысячу раз развернётся”. Творческое задание «Доброе дело» Давайте с вами посадим дерево доброты. У вас у каждого на парте есть ладошка, которую вы подготовили дома заранее. Вам необходимо написать, а какое же доброе дело вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Делать добро – это здорово! Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось. - Ребята, а какого же человека можно называть добрым?     – А как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? -Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу. Притча о Добре и Зле - Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? - Доброта – это самое нравственное качество русского народа. - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание. «Восстановите пословицы» 1) Жизнь дана на …. дела. 2) Мир не без …………… людей. 3) ……… слово и кошке приятно. - От какого слова произошли все эти слова? Непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только ваши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. «Сказочные герои» (презентация) - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь. –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. - Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.   - Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.   -Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. - Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного?   - А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? Беседа о вежливых словах - Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. - А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? - Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово. Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться... (“Доброе утро!”) Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (“Добрый день!”) Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь:... (“Здравствуйте!”) Растает ледяная глыба От слова доброго... (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим:... (“Прости, пожалуйста!”) И в России, и в Германии говорят, прощаясь:... (“До свидания!”) Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.)   - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?     - Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад; Добреют взрослые и дети И улыбнуться всем спешат.     -Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу. - Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят «Доброе слово и кошке приятно». Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.   «Ситуации» Я сейчас прочитаю две ситуации. Внимательно меня послушайте и подумайте, как представить ответ. Карточка № 1. В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось место. Через две станции вошла пожилая женщина; видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место (все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?» Инсценируйте эту ситуацию. Карточка № 2. В метро было много людей. Студент Андрей после лекций ехал домой. Ему повезло – нашлось место. Через две станции вошла пожилая женщина, видно было, что ей тяжело стоять. Андрей посмотрел по сторонам – никто не уступает ей место (все заняты своими делами). Он тяжело поднялся: «Ну что ж, садитесь, раз влезли в толчею. И что вам, пенсионерам, дома не сидится?» Инсценируйте, как надо было поступить. -Молодцы, все верно!     -Дети отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.     - Дети сами находят в словаре слово, зачитывают.   -Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми     -добрые   -добрых     -доброе   -от слова доброта     -Красная Шапочка     -Кот в сапогах     -Настенька     -Дюймовочка   -Женя из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева     -Татошка     -Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому. -ответы учащихся     -ответы учащихся     - С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.
V. Итог урока. Рефлексия содержания и деятельности на уроке.   Цель.Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности   Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке.(Р) -Ребята, наш урок подходит к концу. О чем мы сегодня с вами говорили? - У меня на доске наш любимый цветик-семицветик, который всегда нас выручает. Чтобы наша жизнь оставалась яркой, разнообразной, доброй, я предлагаю на каждый лепесток прикрепить карточки с качествами, которые помогут совершать добрые поступки. Из всех предложенных карточек дети называют и прикрепляют:
  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Быть внимательным к другим
  • Понимание другого человека
  • Уважение
  • Отсутствие зависти
- Скажите, какие заповеди говорят о тех же качествах человеческой души? (…) А самая главная: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы и к тебе относились».   -Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Спешите делать добро! Делитесь своей добротой с другими! Сегодня я всех благодарю за доверительный разговор, умные мысли, за творческое отношение к работе. -Поэтому спешите делать добро. Именно доброта спасёт мир. И наш мир будет ярким и красочным. - Я желаю Вам всего самого доброго и самого светлого.   -Взгляните на экран и выберите карточку под таким номером, которое соответствует вашему настроению на уроке. -Поднимите руку, кто выбрал первую карточку -Ты выбрал первую карточку. -Скажи пожалуйста, что нового ты узнал, что было интересным? -Поднимите руку, кто выбрал вторую карточку -Поднимите руку, кто выбрал третью карточку -Ребята, те, кто сегодня старался на уроке открыл для себя много нового и интересного. -На этом наш урок подошел к концу. До свидания!
- о доброте    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: