ОТНОСИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ




ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ЗНАКОМСТВО ……………….4

Поток……………………………...4

Ментальная тюрьма………………6

Игра пробуждения………………11

Относительная реальность…….14

ІІ. НАЧАЛО …………………….17

Чего ожидать……………………17

Ваше тело……………………….19

Пища для мысли………………..20

Где медитировать………………22

Когда медитировать……………23

С кем медитировать……………24

ІІІ. ПОИСК ПУТИ ……………26

Какой из методов мой?.............. 26

Проба……………………………28

Множество путей………………28

Сосредоточение………………..29

Мантра………………………….31

Созерцание……………………..34

Преданность……………………38

Визуализация…………………..41

Движение………………………42

Поглощенность………………..44

Медитация на мысли………….45

Медитация на прием пищи…...46

Медитация в действии…………47

Медитация вне формы…………49

IV. НАЙДИТЕ СВОЙ ПУТЬ …52

Пусть все изменяется…………....52

Сделайте это простым…………...54

Всему свое время………………...56

Друзья…………………………….58

Группы……………………………60

Учителя……………………………63

Уединение…………………………65

Медитация - это бегство?...............68

Много этапов, много путей………70

Путешествие сознания……………72


 

 

І

ЗНАКОМСТВО

ПОТОК

В вашей жизни были моменты чистого осознания. Лишен­ные концепций, мыслей типа "Я осознаю", или "Это дерево", или "Я сейчас в медитации". Просто чистое осознание. Откровение. Наполненность бытия. Возможно, это происходило, когда вы сидели на берегу реки, течение которой будто стру­илось сквозь вас. Или когда вы шли по пляжу, и шум океана размывал ваши мысли до тех пор, пока не оставались только ваши шаги, песок под ногами, дыхание бриза на вашей груди, плеск воды и крики чаек вдалеке.

В этот момент ваше представление о себе растворялось в единстве мгновения. Вы ни за что не цеплялись. На вас не влияли ощущения. Это было течением ― сквозь вас, вокруг вас, мимо вас, внутри вас. Между вами, солнцем, океаном, песком не было различия. Вы преодолели разделенность, со­зданную мыслью. Вы сами были мгновением во всей его пол­ноте.

Это моменты, когда мы "теряем себя", или "уходим в себя", или "забываем себя". Это моменты в потоке.

Эти мгновения больше не остается разделений. Есть толь­ко покой, гармония, умиротворенность, радость от того, что ты ― часть процесса. В эти мгновения вселенная представля­ется юной; она видится чистыми глазами. Все в ней обновля­ется.

Прошлое ушло, и нет ни месяца грядущего, ни года;

есть только это мимолетное мгновенье.

(Шабистари "Тайный сад роз Уд-Дина Махмуда Шабистари")

(с.4)

Мы усердно пытаемся преодолеть разделенность. Больше телесной близости. Больше обменов идеями. Но эти попытки подобны тому, как если бы вы кричали из своей комнаты, а я из своей. Уже сами попытки выйти из комнаты напоминают рее реальности. Кто я? Комната, построенная умом.

Мы прилагаем так много усилий, чтобы избавиться от че­го-то сиюминутного, что не существует, до тех пор, пока мы это создаем сами. У всех нас были моменты, когда комнаты не было. Но мы не осознавали их значении, игнорировали, упу­скали.

Момент. Момент высшей точки наслаждения. Момент, когда существует лишь волна океана. Момент любви. Момент кризиса, когда мы забываем себя и делаем лишь то, что необ­ходимо.

Каждый из нас выходит из своей комнаты снова и снова. Мы оборачиваемся, осознаем, что мы снаружи - и впадаем в панику. Бежим обратно в комнату, затворяем дверь, тяжело дышим. Сейчас я знаю, где я. Я вернулся домой. Безопас­ность. Неважно, что в комнате сквозняк, постель не убрана, неважно, сколько тараканов ползает по кухне. Безопасность.

Такие мгновения возникают в нашей жизни снова и снова. Для многих вначале это приходит как отблеск иных состоя­ний сознания, вызванных эмоциональной драмой, наркоти­ками, сексом, природой или любовными отношениями. Этот отблеск открывает человеку, что существует нечто большее. Что он не является точно таким, каким себя представляет.

Вы можете связать эти состояния с ситуациями, из которых они возникают. Быть может, это происходит в момент трав­мирования или крайней опасности, когда вы "забываете себя". Или когда вы в лесу, вдали от людей; и тогда вы позволяете себе перестать защищаться, ослабляете оковы самоотождест­вления. Или же это происходит, когда вас уносит течение реки. Или - когда вы спокойно сидите с друзьями, к которым испытываете доверие и любовь.

В серфинге есть мгновение, когда спортсмен приходит в состояние равновесия с невероятной силой волны. Это проис­ходит и у лыжников, когда достигается идеальный баланс. Когда наше мастерство совершенно, нет беспокойства. Тогда мы проявляем себя. Не остается незавершенности. В такой момент наше сознание расширяется.

Такие моменты приносят ощущение правоты, общего со­вершенства, ясности, чувство близости ко всему окружающе­му, свободу от напряжения мысли. Но вы ошибочно отожде­ствляете момент с ситуацией. (с.5)

Вы цепляетесь за такие ситуации, вы продолжаете возвращаться к ним для того, чтобы воссоздать те мгновения. Но вам не нужно привязываться к ситуациям, которые заперли те мгновения в прошлом. Такие мгновения потока можно пережить в любом месте, в любое время. В течение жизни у каждого из нас было много таких моментов. Они преходящи. Но именно такие моменты и явля­ются сущностью медитации.

В этой книге речь пойдет о практиках, которые увеличива­ют число этих медитативных моментов в вашей жизни, пока, в конечном счете, вся ваша жизнь не становится медитацией-в-действии. Тогда все ваши действия - это часть потока вселенной. 3ачем медитировать? Чтобы жить в мгновении. Что­бы окунуться в гармонию вещей. Чтобы пробудиться.

 

МЕНТАЛЬНАЯ ТЮРЬМА

 

Ваше эго ― это круг мыслей, устанавливающий границы вашей вселенной. Оно подобно знакомой комнате, построен­ной из мыслей; вы смотрите на вселенную через ее окна. Здесь вы в безопасности, но если вы не рискуете выйти наружу, оно становится тюрьмой. Ваше эго связывает вас. Вы верите, что оно необходимо, чтобы выжить. Эго контролирует вас через страх потери индивидуальности. Вам кажется, что, отбросив эти мысли, вы уничтожите себя, и поэтому вы цепляетесь за них.

Но альтернатива этому есть. Чтобы избавиться от тирании эго, вам не нужно разрушать его. Вы можете использовать эту знакомую комнату по своему желанию и быть свободным войти и выйти из нее. Прежде всего вам нужно узнать, что вы ― это нечто намного большее, чем комната эго, которой вы ограничиваете себя. Однажды узнав это, вы получите силу превратить эго из тюрьмы в дом.

 

Все, чем мы являемся, - это результат того, о чем мы думаем.

(Дхаммапада)

 

Представьте себе обычное пробуждение утром. Будильник обрывает ваш сон, вы достаточно сосредотачиваетесь для то­го, чтобы подумать: "Будильник звенит" и выключить его. Ваши мысли текут примерно так: "Пора вставать. Нужно сходить в туалет. Какая здесь духота. Кажется, пахнет кофе. Я могу поспать еще десять минут. О, я забыл вымыть тарелки с вечера. Нужно сходить в туалет. Фу, изо рта несет отврати­тельно. Я вес же могу поспать еще десять минут. (с.6) Что мне снилось? Что за человек был во сне? Представляю, если такая духота на улице. Парень, ты голоден. Что за звук в другой комнате? Мне на самом деле нужно в туалет. О Боже, хотел бы я остаться в постели весь день".

Мысль за мыслью, со скоростью метронома. Мысли о том, что вы слушаете, что вдыхаете, что видите, что чувствуете, что вспоминаете, что планируете. Они идут и идут. Беспокой­ная, ревущая река мыслей течет через вас: "Думай обо мне, думай обо мне, думай обо мне, мне, мне, мне, обо мне первой, думай обо мне". И так весь день до самого сна.

Вы полностью под контролем своих чувств и мыслей. Бу­дильник звенит и захватывает ваше внимание, приковывая к себе ваше сознание. Но "вы" ― это не уши, слышащие будиль­ник. Вы осознаете то, что ваши уши слышат. Это похоже на то, как иногда вы столь увлекаетесь чтением, что не слышите, как кто-то входит в комнату. Звук шагов включает слуховые процессы, но вы "не слышите", поскольку заняты чтением и размышлением. Вы ― это не уши, которые слышат, вы не являетесь также остальными чувствами. Вы не глаза, не нос, не язык, не кожа. Все дело только в ваших мыслях. Это то, от чего большинство людей не может избавиться. Они полностью отождествлены со своими мыслями. Они не способны отделить чистое сознание от мыслей о его объектах. Медита­ция позволяет преодолеть это отождествление сознания и его объектов. Ваше осознание отлично и от ваших мыслей, и от ваших чувств. Вы можете свободно направить ваше осознание по своей воле, вместо того, чтобы быть захваченным, сдавлен­ным и задерганным каждым проявлением чувств и мыслей.

Медитация освобождает ваше сознание. Чье сознание полно­стью свободно, кто ни за что не цепляется ― тот освобожден.

 

Куда бы ни была направлена наша привязанность,

Она приносит нам бесконечные страдания.

(Гампопа

"Драгоценный орнамент освобождения")

 

Для физического и психологического выживания нам не­обходима матрица мыслей, чувств и ощущений, которую мы называем эго. Эго говорит нам, что к чему приводит, чего избегать, как удовлетворить наши желания и что делать в каждой ситуации. Оно совершает это, наклеивая ярлыки на все, что мы воспринимаем и о чем думаем. Эти ярлыки приводят наш мир в порядок и позволяют ощутить безопасность и благополучие. Благодаря этим ярлыкам мы знаем наш мир и свое место в нем. (с.7)

Эго обеспечивает нам безопасность в неуправляемом мире. Бесчисленные чувственные впечатления и мысли роятся в нас, поэтому без эго фильтр отбора бесполезной информации будет затоплен, переполнен и, в конечном счете, разрушен от перегрузки. Или же это так кажется.

Эго убеждает нас в том, что оно необходимо нам ― и не только что мы нуждаемся в нем, но что мы и являемся им. Я ― мое тело. Я ― моя личность. Я ― мои нервы. Я сержусь. Я подавлен. Я хороший человек. Я искренен. Я ищу истину. Я лентяй. Определение за определением. Комната за комнатой. Одни апартаменты высшего класса ― я очень важный. Другие находятся на окраине города ― впору повеситься.

Медитация вызывает вопрос: кто мы на самом деле? Если мы то же самое, что наше эго, тогда если мы откроем фильтры эго и переполним его, мы утонем. С другой стороны, если мы не являемся эго, тогда устранение его фильтров может ока­заться не столь опасным. Это может фактически означать наше освобождение. Но пока эго руководит нами, мы никогда не станем чем-то отличным от того, что оно нам говорит. Как диктатор, оно предлагает нам покровительство и безопас­ность в обмен на нашу свободу.

Мы можем спросить, как же прожить без эго. Не беспокой­тесь ― оно не исчезает. Хотя мы можем научиться выходить за его пределы. Эго существует, оно как наш слуга. Наша ком­ната существует. Мы всегда можем войти и использовать ее как кабинет, когда нам нужно поработать. Но дверь может оставаться открытой ― так, чтобы мы всегда могли выйти.

Снаружи ― поток, лишенный определений. Нам не нужно все время думать о том, кто мы. Дерево не говорит: "Я дерево, я дерево; я вяз, я не дуб, я вяз". Оно просто остается вязом. Почему мы не можем иметь те же гармоничные взаимоотно­шения со вселенной, что и вяз? Вяз гармоничен, будучи и семенем, и маленьким деревцем, и огромным вязом, и гнию­щим мертвым деревом. У нас не так. Мы боремся с потоком. Мы думаем: "Я останусь молодым". Или: "Это ужасно". Или: "Я не рискну". Это останавливает поток.

 

Благоразумный человек, гордящийся своим разу­мом,

подобен заключенному, гордящемуся своей большой камерой.

(Симона Вейль "Жизнь")

(с.8)

Вначале большинство обращается к медитации из любо­пытства, либо ради облегчения психологических страданий, увеличения наслаждений или приобретения силы, Цель всех этих намерений ― укрепить эго. Потому что когда эго стано­вится более довольным, счастливым и сильным, стены его тюрьмы растут. Эго стремится не допустить испытаний самого себя и осознания того, что оно ― это ваша тюрьма. Парадок­сально, но эти стремления содержат семена свободы, посколь­ку они побуждают вас больше медитировать. Медитация де­лает вас умиротворенным и спокойным, и в этом умиротворе­нии проявляются другие, более глубокие намерения, ведущие к дальнейшему проникновению в медитацию. Когда ваша медитация выходит за уровень влияния интересов эго, стены тюрьмы начинают рушиться.

Вы можете определить эти глубокие намерения по-разно­му:

· ответить на вопрос "Кто я?";

· пробудить космическое сознание;

· видеть вещи, как они есть;

· устранить завесу иллюзии;

· познать Бога;

· влиться в гармонию вселенной;

· обрести больше сострадания;

· достичь высшего сознания;

· заново родиться;

· познать истину, лежащую за пределами двойственности;

· выйти из круга рождения и смерти;

· оставить желания;

· стать свободным.

Все эти намерения определяют одну и ту же вершину с различных точек ее подножия. Все они выражают единствен­ное желание ― вырваться из тюрьмы эго.

 

В тот момент, когда вы спустились в этот мир,

перед вами была поставлена лестница, чтобы вы могли выбраться.

(Дивани Шамси Табриз)

 

* * *

В процессе осуществления мною моих собственных глубо­ких намерений все неврозы эго, некогда переполнявшие ме­ня, мои наваждения ― сексуальности, привязанности, любви и зависимости ― полностью не исчезли. (с.9)

Исчезла моя озабочен­ность и отождествление с ними. Сейчас они просто причудли­вы и необычны, похожи скорее на интересную комнату или на спектакль, нежели на огромные горы, ущелья и на разоряющие бедствия, которые, казалось, некогда окружали меня со всех сторон. Хотя я могу рассердиться, я позволяю гневу быстро пройти. Еще важнее то, что я позволяю уйти чувству вины, связанному с гневом. Сейчас эти чувства про­сто возникают и уходят, я не сопротивляюсь им и не цепляюсь за них. Я просто осознаю.

Суть в контакте без привязанности. Ни за что не цеплять­ся. Вы можете привлекаться своим возлюбленным ― вы гово­рите "моя женщина" или "мой мужчина". Вы зацепились. Быть с мужчиной или с женщиной ― это часть потока, одно мгновение, но если он или она завтра исчезнет, это будет новое мгновение. Не цепляться. Просто течет ваша жизнь.

Вы не сидите, говоря: "Как я поступил? Удачлив ли я в жизни? Есть ли у меня успехи?" Вы не строите суждений. Ваша жизнь - просто текущий поток.

Я Рам Дас. Я делаю все, что я делаю. Я вижу людей, учу и пишу свои книги. Я ем, сплю, путешествую, устаю и раздра­жаюсь, иду в ванную, осязаю, ощущаю вкус и думаю, Непрерывное течение событий. Поток. Я занят во всех, однако не цепляюсь ни за одно из них. Есть то, что есть. Не больше.

 

Человек, познавший Дао,

Действует без помех,

Не обеспокоен своими интересами

И не презирает

Тех, кто обеспокоен.

Он не старается сделать деньги

И не возводит бедность в добродетель.

Он идет своей дорогой,

Не полагаясь на других,

И не гордится тем,

Что идет один.

Он не следует за толпой,

И не сетует, что другие следуют.

Звания и награды

Не привлекают его;

Позор и бесчестье

Не остановят его. (с.10)

Он никогда не ищет

Добра и зла,

Постоянно решая: "да" или "нет".

 

(Томас Мертон "Путь Чжуан-Цзы")

 

Ум йога находится под его контролем;

йог не на­ходится под контролем своего ума.

(Шри Рамакришна)

 

Ваш долг ― просто быть, а не быть этим или тем.

(Шри Рамана Махариши)

 

ИГРА ПРОБУЖДЕНИЯ

 

Чтобы достичь удовлетворения, мы выстроили комплекс привычек эго. Одни ищут в них удовольствие, другие, более невротичные, ― боль. Посмотрев на жизнь многих людей, вы увидите, что их страдания ― это способ самоудовлетворения, поскольку в них они чувствуют себя уютно. Они делают из своей жизни настоящий ад, но ад привычный.

Сколько вы себя помните, эта сеть мыслей всегда была вашим домом. Ваш дом безопасен и хорошо вам знаком. В нем может быть иногда грустно и больно, но это дом. И кроме того, вы никогда не знали никакого другого. Поскольку эта струк­тура всегда была вашим домом, вы принимали ее как реаль­ность; ваши мысли ― это Реальность с заглавным Р.

Если вы начинаете использовать метод, который пробивает брешь в этой паутине представлений о вас и о реальности, и вы на мгновение выглядываете на свет, можете ли вы не испугаться, когда уютные стены эго начинают рушиться? Разве вы не предпочтете безопасность этой привычной тюрь­мы, пусть даже иногда и зловещей, неопределенности неиз­вестного? Может быть, в этот момент вас возвратит в комнату привычность страдания.

Этот момент критический. Здесь вам выбирать: либо вы действительно желаете освободиться из тюрьмы, либо вы про­сто обманываете себя. Ваше эго желает и того и другого ― страдать и быть свободным от страдания. Иногда мы прини­маем лекарство с тайной надеждой, что оно не подействует. В таком случае мы часто продолжаем держаться за страдания, в то же время заявляя, что мы хотим обрести свободу. Но медитация действует. Она приносит вам свет ясности и отре­чения. Рано или поздно вы должны будете либо прекратить неискреннюю медитацию, либо преодолеть свое сопротивле­ние переменам. (с.11)

Когда вы начинаете медитацию, вы можете отнестись к ней, как к новому школьному курсу, к новому методу позна­ния, к достижению новой цели. В прошлом, когда вы предпри­нимали что-либо новое, чтобы достичь успеха, вы принимали правила игры. Вы хотели получить высокую оценку от учите­ля, снискать одобрение или стать сильнее. По мере вашего продвижения в медитации эти внешние мотивы исчезают. Вы начинаете чувствовать духовный позыв изнутри. Он сильный и пугающий.

Большинство людей начинают медитировать по психоло­гическим причинам. Они не чувствуют великого стремления к Богу. Они просто каким-то образом несчастливы. Или чув­ствуют, что, обладая спокойным умом, они будут более про­дуктивны. Или что если бы их сердца были более открыты, то жизнь была бы прекраснее. Или что они были бы намного сильнее, если бы их ум был сосредоточенным. Поскольку все это так и есть, многие псевдодуховные движения сбывают свой товар, играя на этих мотивах эго. Если бы никто не покупал, они не стали бы продавать.

Игра пробуждения очень тонка. Сначала вы можете купить "упаковку медитации" из-за того, что нервны, беспокойны, зажаты. Вы хотите избавиться от всех ваших страданий и получить от жизни немного удовольствия. Но вы не знаете, что ры купили на самом деле, Вам говорят - медитируйте, и у вас может появиться кадиллак, но не говорят, что когда вы получите кадиллак, вы, возможно, почувствуете к нему без­различие. К этому времени уже не будет того, кто хотел кадиллак. Улавливаете логику? Медитация изменяет ваши желания по ходу их осуществления.

Вы можете медитировать для того, чтобы избавиться от страданий и умножить наслаждения. Пока вы смотрите на страдания просто как на сочетание преходящих мыслей, вы открываете новую перспективу. Кроме того, познавая недол­говечность боли и страдания, вы замечаете, что и удовольст­вия приходят и уходят. Хотя вы обращаетесь к медитации, чтобы избежать страданий и получить удовольствие, медита­ция открывает вам также преходящую природу удовольствия.

Если сначала вас привлекало только удовольствие, то сей­час вы столкнулись с тем, что лежит за пределами и удоволь­ствия и страдания. Посвященные всегда говорили, что привя­занность к любому ощущению или обладанию чем-то вызовет в будущем страдания, поскольку все изменяется. Наслаждение и страдание приходят в свое время. Чтобы полностью избежать страданий, вы должны искать то, что лежит за пре­делами противоположностей, за пределами удовольствия и боли, за пределами времени. (с.12)

Время ― это неумолимый жнец всего этого, всех форм. Форма всегда изменяется. Время, изменение, поток. Удер­жаться? Где? Помните поэму Шелли об Озимандисе? Он был королем давно забытой опустошенной империи. В память о нем осталась только разбитая статуя, наполовину погребен­ная в песке. И на ее пьедестале было начертано: "Мое имя Озимандис, Король королей: О, Могущественный, посмотри на мои деяния и устрашись!"

Великие мудрецы снова и снова предупреждали о времени. Будда говорил: "Не привязывайтесь к тому, что изменяется"; Христос говорил: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют" (Матф. 6,19), Оба говорили об одном, хотя использовали разные образы, поучая разных людей. А истина одна и та же.

Есть много способов передачи послания. Если вы готовы, одна дзэнская история может изменить всю вашу жизнь. Я встречал людей, чьи жизни преобразовывались после какой-либо простой короткой истории. "Рассказы странника", "Ма­ленькие цветы Св. Франциска". Вовсе необязательно каждо­му проходить по большим оживленным дорогам. Духовное путешествие индивидуально, очень личностно. Его нельзя организовать или отрегулировать. Это не так, что все должны следовать каким-либо одним путем. Прислушайтесь к истине в себе.

Особенность эго в том, что оно принимает все

неважное за важное и все важное за неважное.

(Мехер Баба)

 

Был некогда король, который осудил на смерть многих людей, но перед этим предложил им задачу. Если кто-то смо­жет прийти с чем-то, что сделает короля счастливым, когда он печален, и печальным, когда он счастлив, он сохранит ему жизнь. Всю ночь мудрые люди размышляли об этом. Утром они принесли королю кольцо. Король сказал, что не видит, как кольцо может сделать его счастливым, когда он печален, и печальным, когда он счастлив. Мудрые люди указали на надпись. Когда король прочел ее, он пришел в такой восторг, что помиловал их всех. А надпись? "И это тоже пройдет". (с.13)

 

Мир устроен так, что, если вы хотите наслаж­даться

его удовольствиями, вы должны также вы­носить

его страдания. Хотите вы этого или нет,

вы не можете иметь одно без другого.

(Свами Брахмананда)

 

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Вас осаждают полчища мыслей, каждая из которых пред­ставляет отождествление ― сексуальное, общественное, куль­турное, образовательное, экономическое, интеллектуальное, историческое, философское, духовное и так далее. В зависи­мости от ситуации принимается то или иное отождествление. Обычно вы растворяетесь в этом отождествлении, оно доми­нирует в ваших мыслях. В те моменты, когда вы мать, отец, студент или возлюбленный, остальное утрачивается.

Если вы идете на хороший фильм, вы увлекаетесь сюже­том. Когда после фильма зажигают свет, вы слегка растеряны. Вам нужно некоторое время, чтобы снова оказаться в зале. Но если фильм не очень хорош и не захватывает вас, вы замечаете воздушную кукурузу, техническое качество филь­ма, людей в зале. Ваш ум отвлекается от фильма.

Медитация вносит в вашу жизнь состояние, подобное от­влеченности от фильма. Ваша жизнь ― это кино, сюжет ее мелодраматичен: научусь ли я медитировать? Стану ли я просветленным? Женюсь ли я, будут ли у меня дети, получу ли я лучшую работу? Получу ли я новую машину? Это фабу­лы сюжета.

Автобиографическую часть своей книги "Быть здесь и сей­час" я первоначально назвал "Его история". Каждый из нас имеет такую историю. Видеть свою жизнь как "его историю" или "ее историю" ― это значит преодолеть привязанность к мелодраме ее сюжета. Но будьте осторожны, это не значит отвергнуть сюжет, отказаться от него или считать незначи­тельным. Это значит просто охватить события вашей жизни спокойным, широким осознанием.

Это не значит, что вы стираете всю свою индивидуаль­ность, поскольку даже посвященные были личностями, отме­ченными всеми ее формами. Посвященные не обязательно обладали красивыми волосами, сверкающими зубами, моло­дым телом или прекрасным характером. Его или ее тело име­ли свои недостатки; оно старилось и умирало. Суть в том, что такое существо не отождествляет себя со своим телом и лич­ностью. (с.14)

Природу пространства, в которое вы входите через медита­цию, можно понять также через аналогию с ним. Вы, на­верное, никогда не ощущали пробуждение ото сна во сне. Но пробуждаясь каждое утро, куда вы выходите из сна? В реаль­ность? Или, быть может, в другой сон? Под словом "сон" подразумевается нереальность. Выражаясь более точно, вы пробуждаетесь из одной относительной реальности в другую.

Мы развивались в одном плане бытия, который называем реальным. Мы целиком отождествлялись с этой реальностью как с абсолютной и определяли ощущения, несовместимые с нею, как сны, галлюцинации, умопомешательство или фан­тазию. То, что Эйнштейн продемонстрировал в физике, равно истинно и для всех других аспектов космоса: любая реаль­ность относительна. Каждая реальность истинна только в оп­ределенных пределах. Она ― лишь одна возможная версия существующего. Но версии реальности неисчислимы. Пробу­диться от одной реальности - значит осознать ее относитель­ную природу. Медитация придумана как раз для этого.

Обычное пробужденное сознание, состояние сна, эмоцио­нальные и другие состояния сознания ― это нечто подобное телевизионным каналам. Вы можете настроить свой "телеви­зор" на любой канал, словно переключаете программу. Каж­дая настройка ловит особую программу. Но эта программа не изменяется. Изменяетесь вы.

Вы видите то, на что смотрите. Если вас прежде всего ин­тересует физическое тело, вы смотрите на людей и видите их как мужчин или женщин, толстых или худых, высоких или низких, привлекательных или отталкивающих. Если вас, на­против, занимает личность, вы можете видеть их как интровертных или экстравертных, истеричных или невозмутимых, счастливых или печальных. Если вы настроены на астральные сущности, вы видите Льва или Тельца, ангела или демона. И все это только в глазах наблюдающего.

Если бы к вам подошел Христос, вы увидели бы, что это простой плотник. Вы могли бы подумать: интересный учи­тель, у него прекрасные вибрации. Если бы вы посмотрели дальше этого, вы могли бы увидеть Его как Святого Духа.

Медитативное осознание ― это выгодная точка наблюде­ния, с которой вы можете взглянуть на любое событие с раз­личных уровней реальности. Возьмите, к примеру, ваши вза­имоотношения с родителями, с вашей половиной или с детьми. Большинство взаимоотношений очень противодейственны. (с.15)

Приходят ваши родители и говорят что-то, на что вы немедленно реагируете, и родители реагируют на вас. Это привычные реакции, почти коллажи, в которых на самом деле никто никого не слушает; просто механические столкновения между людьми.

Если вы спокойно утвердились в своем сознании, возника­ет многомерность восприятия. В момент обращения к вам вашей матери или отца вы видите свою собственную реакцию. Но одновременно вы видите ситуацию с разных сторон. Вы можете, например, увидеть, что ваши родители действитель­но являются вашими родителями только в этом воплощении; с другой позиции ― увидеть, что ваши родители, так же как и вы, просто другие души, вовлеченные в карму, живущие со­гласно результатам своих прошлых действий. Вы являетесь частями кармы друг друга. Эта оценка позволяет вам понять диалог с точки зрения причин и следствий. Или вы можете увидеть его с другой отправной точки ― в понятиях фрейдизма, или как силу борьбы, или как символ различия поколений, или, возможно, у вашего родителя просто болит живот. Или вы можете увидеть это как диалог Бога с Богом.

Любое событие вашей жизни невероятно существенно на каждом уровне. Если бы вы попытались думать о каждом из этих уровней в момент, когда кто-то что-то говорит вам, вы были бы затоплены громадным количеством мыслей. Меди­тативное осознание ― это не интеллектуальный анализ и не определение различных граней реальности. Оно позволяет во всех случаях находиться в пространстве, окруженном собы­тием. Медитативное осознание приносит ясность, которая от­крывает действия вашего ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет вам видеть факторы, опре­деляющие ваш сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, вам не нужно об этом думать. Вы обнаруживаете, что обладаете знанием и пониманием. В этом спокойствии и яс­ности вы полностью осознаете все происходящее, всю карти­ну. Без усилий бы оптимально отвечаете на всех уровнях, а не просто механически реагируете на одном из них. Отвечаете в верной тональности, в гармонии, в потоке.

 

Число проявлений ума превосходит мириады пыли­нок

в бесконечных лучах солнца.

(Миларепа)

 

Ад и рай вы носите в себе.

(Шри Рамана Махариши) (с.16)

 

 

ІІ.

НАЧАЛО

ЧЕГО ОЖИДАТЬ

Начав медитировать, вы можете заметить в себе немедлен­ные изменения. Можете почувствовать, что стали менее бес­покойным или более бдительным. Возможно, вы станете более сосредоточенным, более энергичным, простым в общении или более сильным интеллектуально. Или же может пока­заться, что ничего не изменилось. Но не воспринимайте ни­чего драматически. Большая часть изменений происходит по­степенно.

Во время самой медитации ваши ощущения могут быть различными ― приятное спокойствие, легкая радость или, ес­ли вы утомлены, сильная сонливость. Обычно говорят об ус­корении деятельности ума. В действительности происходит не это, а скорее, к вам отчасти возвращается сознание, благо­даря чему вы впервые замечаете нормальную скорость вашей мысли. Другие виды переживаний могут включать видения образов, восприятие внутренних звуков, запахов, вкусов или новых ощущений в теле ― это встречается реже. Помимо непосредственного опыта медитации, вы можете почувствовать наполненность жизни, новый покой.

Из-за своей новизны все эти ощущения очень привлека­тельны. Но их лучше всего рассматривать как отметки на пути, знаки, которые нужно замечать, читать, может быть наслаждаться ими, но затем по мере продвижения оставить позади.

В медитации не существует "наилучшего", или "правиль­ного" типа ощущения, все они различны и уникальны, как дни вашей жизни. Если у вас заранее составлено представление о том, что должно произойти, вы можете разочароваться, если медитация не оправдает ваших ожиданий. (с.17)

Первая медитация напоминает новеллу, и она легко дает почувствовать, что вы изменяетесь. Через некоторое время а ней могут появиться некоторые драматические переживания, и вы, может быть, не почувствуете никакого прогресса. Фактически наилучший "прогресс" ― когда вы не чувствуете, что происходит нечто особенно значительное ― изменения, которые происходят с вами в ходе медитации, часто слишком тонки для того, чтобы точно определить их. Оставьте рассуждения, и пусть все при­ходящее приходит и уходит.

Некоторые люди находят медитацию скучной. Они чувст­вуют, что ничего не происходит. Так былое держит вас на привязи; здесь важно суметь сохранить движение даже в ощу­щении скуки. Заставьте себя какой-то период времени серь­езно медитировать, может быть, две недели или месяц, в течение которых говорите себе: "Неважно, что я переживаю в медитации, я буду продолжать ее регулярно". Это даст вам возможность преодолеть скуку во время медитации.

С другой стороны, первая реакция на медитацию может оказаться прямо противоположной скуке ― экстазом. После первых медитационных опытов у многих появляется неверо­ятный энтузиазм и подлинно экстатическое состояние. Это толкает их на проповедь, вызывает желание рассказать дру­гим. Я предлагаю вам на этих ранних стадиях двигаться плав­но и постепенно. Не заноситесь.

Положительный опыт может прийти очень скоро, но бла­годаря невозмутимости. Если же вы не держите свой опыт при себе, вы можете вскоре создать монстра энтузиазма, для под­держания и накачки которого вам придется изрядно понерв­ничать. Будет разумно на всех стадиях медитации оставаться спокойным и не акцентировать излишне никакой свой опыт, положительный или отрицательный. Просто замечайте его и продолжайте медитировать.

Некоторых людей заносит в их опыте, и они объявляют повсюду, что они достигли просветления ― они Будда, они Христос. Это самообман. Другие впадают в иную крайность и говорят, что сии ― ничто, они никчемны. Такие крайности позитивного и негативного отношения должны уйти.

Откройтесь любым ощущениям, приходящим к вам в ме­дитации. Не привязывайтесь к предполагаемой модели ощу­щений. Оставьте рассуждения, критику, приверженность тем или иным мнениям. Медитация ― это оставление моделей и ярлыков. (с.18)

Чем меньше вы ожидаете, чем меньше вы рассуждаете, чем меньше вы цепляетесь за тот или иной опыт, считая его важным, тем больше вы будете развиваться. Поскольку в этом случае вы ищете преобразования вашей сущности, которое лежит далеко за пределами того, что может дать вам любой опыт. Важно ничего неожидать, принимать каждый опыт, в том числе и негативный, просто как шаг на пути и следовать дальше,

 

Когда вы практикуете дзэн, вы просто практику­ете дзэн.

Когда приходит просветление, оно про­сто приходит.

(Шунри Сузуки)

 

 

ВАШЕ ТЕЛО

 

Тело, поза, состояние здоровья оказывают влияние на ка­чество медитации. Пока ваша медитация не стала глубокой, будет трудно, к примеру, преодолеть физическую боль. При медитации сидя может ныть шея, позвоночник ― ощущать напряжение, вы можете быть не усидчивы и не способны найти удобное положение. В этом случае вам нужно работать над своим телом. Хатха-йога готовит ваше тело к тому, чтобы сидеть спокойно. Ряд зафиксированных поз и движений (на­зываемых асанами) поможет сделать ваше тело прямым и спокойным в сидячем положении.

Когда вы впервые садитесь для медитации, найдите любое удобное положение, в котором ваша спина будет прямой. Если вы сидите на полу, подложите подушку. Прямая спина поможет вам сохранять сосредоточенность. Сядьте так, чтобы вы смогли спокойно оставаться какое-то время без движения и мыслей о своем теле. Если вы не сидели раньше со скрещен­ными ногами, не пытайтесь садиться так именно сейчас.

Для начинающих очень хорош стул с прямой спинкой, Позже, когда ваша медитация укрепится, вы постепенно мо­жете пробовать сидеть со скрещенными ногами, в полулотосе или в лотосе. На самом деле не важно, сидите вы на стуле или на полу со скрещенными ногами, или лежите на спине. Важ­но, чтобы ваша спина и голова были на одной линии. Если это затруднительно, просто оставайтесь внимательными, на­сколько можете.

Перед началом медитации я нахожу удобное положение. Если тело беспокоит меня из-за неудобства положения или боли, медитация затрудняется. Я сижу либо в полулотосе, либо на твердой подушке, либо на стуле. Для того чтобы сидеть в полулотосе, вам, возможно, потребуется ежедневно выполнять позы хатха-йоги, чтобы растянуть лодыжки, икры и бедра. (с.19)

Преимущество полулотоса в том, что это очень ус­тойчивое положение. Эта физическая стабильность упрощает вхождение в медитативное состояние. И тогда ваше тело ста­новится храмом медитации.

В своих скитаниях я посещал храмы и другие места паломничества.

Но я не видел храма блаженнее, чем мое собственное тело.

(Сараха "Буддийские тексты")

 

ПИЩА ДЛЯ МЫСЛИ

 

Питание важно для вашей практики. Пища, которую вы едите, в определенной ст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: