КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ




ЭТАПЫПОСТРОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Отличительной особенностью математических моделей, создаваемых в настоящее время, является их комплексность, связанная со сложностью моделируемых объектов. Что приводит к усложнению модели и необходимости совместного использования нескольких теорий (нередко — из разных областей знания), применения современных вычислительных методов и вычислительной техники для получения и анализа результатов моделирования. Сегодня повсеместное использование моделей в практике инженерно-технической деятельности вызвало необходимость в алгоритме построения мат. моделей.

Процесс построения любой математической модели можно представить последовательностью этапов, представленных на рис. 2.1.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Математические модели, особенно использующие численные методы и вычислительную технику, требуют для своего построения значительных интеллектуальных, финансовых и временных затрат. Поэтому решение о разработке новой модели принимается лишь в случае отсутствия иных, более простых путей решения возникших проблем (например, модификации одной из существующих моделей). Если это решение все-таки принято, то порядок действий следующий.

Основной целью этапа обследования объекта моделирования является подготовка содержательной постановки задачи моделирования.

Перечень сформулированных в содержательной (словесной) форме основных интересующих вопросов об объекте моделирования составляет содержательную постановку задачи моделирования.

Этап обследования включает следующие работы:

1.тщательное обследование собственно объекта моделирования с целью выявления основных факторов, механизмов, влияющих на его поведение, определения соответствующих параметров, позволяющих описывать моделируемый объект;

2.сбор и проверка имеющихся экспериментальных данных об объектах-аналогах, проведение при необходимости дополнительных экспериментов;

3.аналитический обзор литературных источников, анализ и сравнение между собой построенных ранее моделей данного объекта (или подобных рассматриваемому объекту);

4.анализ и обобщение всего накопленного материала, разработка общего плана создания математической модели.

Весь собранный в результате обследования материал о накопленных к данному моменту знаниях об объекте, содержательная постановка задачи моделирования, дополнительные требования к реализации модели и представлению результатов оформляются в виде технического задания на проектирование и разработку модели.

Пример. Содержательная постановка задачи о баскетболисте.

Разработать математическую модель, позволяющую описать полет баскетбольного мяча, брошенного игроком в баскетбольную корзину.

Модель должна позволять:

· вычислять положение мяча в любой момент времени;

· определять точность попадания мяча в корзину после броска при различных начальных параметрах.

Исходные данные:

· масса и радиус мяча;

· начальные координаты, начальная скорость и угол броска мяча;

· координаты центра и радиус корзины.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Концептуальная постановка задачи моделирования — это сформулированный в терминах конкретных дисциплин (физики, химии, биологии и т.д.) перечень основных интересующих вопросов, а также совокупность гипотез относительно свойств и поведения объекта моделирования.

Концептуальная модель строится как некоторая идеализированная модель объекта, записанная в терминах конкретных дисциплин. Для этого формулируется совокупность гипотез о поведении объекта, его взаимодействии с окружающей средой, изменении внутренних параметров. Как правило, эти гипотезы правдоподобны, так как для их обоснования могут быть приведены некоторые теоретические доводы и использованы экспериментальные данные, основанные на собранной ранее информации об объекте. Согласно принятым гипотезам определяется множество параметров, описывающих состояние объекта, а также перечень законов, управляющих изменением и взаимосвязью этих параметров между собой.

ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

 

1. Прямая задача – построение математической модели начинают с физического описания объекта.

При этом выделяют элементарные процессы:

-движение потоков фаз;

-массообмен между фазами;

-теплопередача;

-изменение агрегатного состояния;

-химические превращения.

Таким образом, составляется математическая модель процесса и далее исследование производится с помощью вычислительного эксперимента.

2. Обратная задача: оптимизация иногда физическое описание устанавливается в результате математического моделирования. Математическое моделирование используется для проверки гипотез о механизме процессов.

Цель математического моделирования: определение оптимальных условий протекания процесса, управление им на основе математической модели и перенос результатов на объект.

 


 

СХЕМА ЭТАПОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

Постановка задачи моделирования
…………………

 

 
 

 


Математическое моделирование включает три взаимосвязанных этапа:

1. составление математического описания изучаемого объекта

2. выбор метода решения системы уравнений математического описания и реализация его в форме моделирующей программы

3. установление соответствия (адекватности) модели объекту

На этапе составления математического описания предварительно выделяют основные явления и элементы в объекте и затем устанавливают связи между ними. Далее, для каждого выделенного элемента и явления записывают уравнение (или систему уравнений), отражающее его функционирование. Кроме того, в математическое описание включают уравнение связи между различными выделенными явлениями. В зависимости от процесса математическое описание может быть представлено в виде системы алгебраических, дифференциальных, интегральных и интегродифференциальных уравнений.

Этап выбора метода решения и разработки моделирующей программы подразумевает выбор наиболее эффективного метода решения из имеющихся (под эффективностью имеются в виду быстрота получения и точность решения) и реализацию его сначала в форме алгоритма решения, а затем – в форме программы, пригодной для расчета на ЭВМ.

Построенная на основе физических представлений модель должна верно качественно и количественно описывать свойства моделируемого процесса, т.е. должна быть адекватна моделируемому процессу. Для проверки адекватности нужно сравнить результаты измерений на объекте в ходе процесса с результатами предсказания модели в идентичных условиях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: