Тема: Животный мир полярных районов земли?
Ожидаемые результаты:
o Ребенок проявляет познавательный интерес, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
o Демонстрирует представления о жизни животных и растений в суровых климатических условиях полярных районах Земли, знает Активен в познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
o Особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни на Северном и Южном полюсе.
Цель: Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
o Познакомить детей с животными полярных районов Земли, систематизировать знания об этих животных;
o Рассказать об Арктике и Антарктиде, климатических условиях в полярных районах Земли; о том, как животные полярных районов приспособлены для жизни при низких температурах;
o Обогащение словаря: полярные районы, Арктика, Антарктида, Северный и Южный полюсы; полярная зима и полярное лето; песец, чайки-поморники, леопардовый тюлень; вечная мерзлота.
o Помочь детям установить причинно-следственные связи между особенностями среды обитания и свойствами живых организмов, в этой среде обитающих.
o Воспитывать у детей любовь к природе, развивать любознательность и воспитывать интерес и стремление изучать природу;
Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми просматривает фрагменты документальных фильмов о полярных районах Северного и Южного полюсов земли, в которых рассказывается о суровых климатических условиях и их обитателях. Изготовление основы для ландшафтного макета.
Тема: Как животные полярных районов приспособлены к жизни?
Задача | Нахождение детей в группе | Материал | Действия педагога | Действия детей |
Вызвать интерес детей к теме | Дети находятся в центрах развития. | Разрезные фотоиллюстрации | Воспитатель приглашает детей подойти к столам, на которых заранее разложены фрагменты фотоиллюстраций. Сообщает детям, что, собрав фрагменты в единую картинку, они узнают, о чем пойдет речь на занятии. | Делятся на подгруппы. Проявляют интерес к разрезным фотоиллюстрациям, собрав их высказывают предположения, о чем будет сегодня занятие. |
Организовать решение детьми проблемной ситуации | Дети в центре экспериментирования | 1. Опыт: Рукавички двух видов: вязанные и меховые, фен. 2. Опыт: предметы из пуха и перьев: пуховик, перчатки, варежки. 3. Опыт: две емкости со снегом, два термометра, баночка с жиром. 4. Опыт: два кусочка меха, баночка с жиром, емкость с водой. | Воспитатель создает проблему, ставить вопрос: почему животные не мерзнут в таких суровых условиях, что помогает им сохранять тепло. | Эксперименты с предметами из пуха и перьев, убеждаются, что сохраняют тепло. Обследование перьев, убеждаются что перья не намокают. Эксперименты с рукавичками (вязаные и меховые), убеждаются, что теплее в меховых. Опыт с термометрами, убеждаются, что термометр, который был смазан жиром показал температуру значительно выше, чем не смазанный, а это значит, что жир не давал охлаждаться термометру. Опыт с кусочками меха убедились, что не смазанный кусочек меха жиром намок, а кусочек смазанный жиром остался сухим – капельки воды легко стряхнулись. Отражают результаты эксперимента и опытов в речи-доказательстве: «Почему животные не мерзнут, что помогает им сохранять тепло?» |
Актуализировать опыт детей | Дети сидят на ковре. | Фотоиллюстрации климатических условий полярных районов Северного и Южного полюсов земли и их обитателей. Различные материалы для изготовления макета. | Воспитатель предлагает детям создать ландшафтный макет Северного и Южного полюсов. - Как может выглядеть макет? Какого размера должен быть этот макет? Что там обязательно должно быть? Как это сделать? Что у нас в группе есть для этого? Чего нам не хватает? Что мы можем сделать сами? Какие материалы нам понадобятся? Как вы считаете, тех материалов, которые есть в группе, нам достаточно? Какие инструменты нам могут понадобиться? | Дети рассуждают. Ответы детей на основе представлений и наглядного материала. Подбирают игрушки, материалы, инструменты в группе для изготовления макета. |
Организовать поисковые действия детей с моделью «южного и северного полюсов» | Дети сидят за столами. | Мячи и «сухого бассейна». На каждом нанесены две точки: синяя и красная, нанесена линия экватора. Фонарики. | Воспитатель предлагает рассмотреть глобус, создает проблему, ставить вопрос: почему на Северном и Южном полюсах такая низкая температура воздуха? | Дети при помощи поисковых действий моделируют положение солнца на южном и северном полюсах. Зарисовывают на листах бумаги результаты эксперимента, отражают результаты в речи-доказательстве. |
Обогатить представления детей о Северном и Южном полюсе. | Дети разделяются на подгруппы. Рассаживаются группами. | Разделение на подгруппы игра «найди свою группу» Какой полюс находится на материке, а какой на океане между материками? Где температура ниже? Какие животные и птицы живут на Северном, а какие на Южном полюсе? Какие растения есть на Северном полюсе? Есть ли растения на Южном полюсе? Педагог предлагает детям презентовать свой полюс. | Дети делятся на подгруппы, создают макет, размещают его в группе. Каждая подгруппа презентуют свой полюс. | |
Постановка новой проблемы | Использование макета в разных образовательных областях. | Почему на Северном и Южном полюсе полярный день и полярная ночь длятся полгода? Почему белый медведь никогда не встретиться с пингвином? |
Выполнили: магистранты 1 курса группы «Методическое сопровождение в дошкольном образовании»
Тюлина Юлия, Ферулева Юлия, Яцына Вероника