Основные свойства внимания




Лекция «Внимание (Определение понятия. Теории внимания. Основные свойства внимания. Функции внимания. Нарушение внимания)

Определение понятия

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

Организующее значение имеет внимание и при процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным вниманием, оно протекает упорядоченно: мысли идут в определенной последовательности, каждая мысль закономерно вытекает из другой мысли, они увязываются друг с другом по существенным признакам, мышление приобретает стройный характер. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным. При отсутствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, не планомерно, неупорядоченно.

Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, если нам нужно со вниманием рассмотреть какой-нибудь предмет, мы поворачиваем свою голову в его сторону. Это приспособительное движение облегчает восприятие. Когда мы со вниманием что-нибудь слушаем, мы наклоняем соответственным образом голову, чтобы лучше слышать. Благодаря наличию таких приспособительных движений можно судить о внимании человека по его внешнему виду.

Теории внимания

Моторная теория внимания Т.Рибо —описана в его работе 1888 — «Психология внимания» (La Psychologie de l’attention). Согласно этой теории непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, которые связаны с объектом внимания. Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания, сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает ограниченность во времени этого состояния. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными состояниями, но и определёнными физиологическими изменениями в организме. Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания — движения. Они не являются ни причиной, ни следствием внимания. Движения составляют объективную сторону внимания, его субъективная сторона — это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто психической деятельностью, оно связано с определёнными физиологическими и физическими процессами, действует через них и от них зависит. Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении этого состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы — «действительные движения или движения в зародышевом состоянии», «акт двигательный и акт задерживательный». Т.Рибо выделил три группы элементов внимания как физиологического процесса:

o сосудодвигательные;

o дыхательные;

o двигельные (телодвижения, мимика, пантомимика).

По мнению Т.Рибо, двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и ясность так как вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Неразрывный характер физиологических и психологических аспектов внимания Т. Рибо иллюстрировал такими устойчивыми выражениями как: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли».

Непроизвольное (естественное) внимание — первоначальная и основная форма внимания. Оно непосредственно зависит от аффектных (эмоциональных) состояний и сопровождается определёнными физиологическими процессами. В случае непроизвольного внимания всё тело сосредотачивается на объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки, все движения будто «замораживаются». Личность захвачена, вся энергия направлена на объект внимания. Согласно Т.Рибо как только у человека возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало жизненно важным в новой форме борьбы за жизнь. Как только смогли отдаваться труду, по природе своей непривлекательному, но необходимому для выживания, и произошло на свет произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или же появлялось лишь на мгновение. Он называет искусственное внимание социальным явлением, необходимым приспособлением к условиям высшей социальной жизни.

Теория В. Вундта. Внимание как апперцепция. Центральной проблемой исследований В. Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания. Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов. Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция » и «апперцепция ». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Теория установки Д. Н. Узнадзе. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Теория П.Я. Гальперина. Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Моторная теория внимания Н.Н. Ланге. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов. По Н.Ланге - внимание есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.

Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединяет существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

1. Вникание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И.Герберг и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Теория внимания Л.С. Выготского. Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относят:

1. Устойчивость. Устойчивость – это способность сосредотачиваться на одном объекте. Устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся: степень трудности материала и знакомство с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Ланге, равны обычно 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур. В них попеременно то одна, то др. часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды. Если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Также малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. Если бы внимание про всех условиях было неустойчивым, то эффективная умственная работа была бы невозможна. Устойчивость зависит от тех же факторов, что и концентрация внимания + устойчивость является непостоянной характеристикой человека.

2. Концентрация внимания – это степень, интенсивность сосредоточенности внимания. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры гм. Факторы, влияющие на концентрацию внимания: 1) обстановка, в которой работает человек; 2) содержание выполняемой работы; 3) трудность или степень сложности выполнения работы; 4) зависит и от особенностей личности, которая эту работу выполняет; 5) ответственность; 6) дисциплинированность; 7) волевые качества; 8) связана с темпераментом человека (высокая концентрация внимания у сангвиников и флегматиков, низкая – у холериков и меланхоликов).

3. Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Примером служат феноменальные способности Цезаря., который, согласно преданию, одновременно мог делать 7 дел, не связанных между собой. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 важных документов. Исследования показали, человек человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает в следствии быстрого последовательного переключения с одного на другое. Иногда человек действительно способен выполнять одновременно 2 вида деятельности. Но на самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещать деятельность невозможно. Легкость распределения внимания зависит: 1) от содержания совмещаемых видов деятельности: одна физическая, другая умственная. Совмещение одинаковых видов деятельности происходит сложнее (писать и разговаривать); 2) от степени автоматизации одного из видов деятельности. Если одна из работ доведена до автоматизма, то другая деятельность может выполняться (вязать и смотреть телевизор).

4. Переключение – это сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной переключаемости. В целом, переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложно изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения предшествующей и последующей деятельностью о отношения субъекта к каждому из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключаться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Легкость переключаемости зависит от: а) содержания работы; б) степени трудности работы; в) особенности личности (темперамент). Переключаемость внимания зависит от подвижности нс. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков и меланхоликов.

5. Объем - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объема является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель = 5+-2. Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к объему восприятия. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержимое, на которое сосредоточено внимание и от умения осмысленно связывать и структурировать материалы.

6. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного предмета на другой. Возникает при действии постоянных раздражителей. Может быть внешней и внутренней. Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью называют 2 разных явления: 1) результат чрезмерного углубления в работу (мнимая рассеянность). Физиологической основой выступает мощный очаг возбуждения в коре гм, вызывающий торможение в окружающих его участках коры; 2) человек не в состоянии ни на чем долго сосредотачиваться, когда он постоянно переходит с одного объекта на другой, не задерживаясь (подлинная рассеянность). Физиологически объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение возникает под действием внешних сигналов, легко распределяется, но с трудом концентрируется. В результате создаются неустойчивые очаги возбуждения в коре гм. Причина – общее расстройство нс, заболевания крови, недостаток кислорода, утомление и эмоциональные переживания.

7. Избирательность – возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие при наличии помех.

Функции внимания

1) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов. Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых релевантных, то есть соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности.

2) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на данном объекте или виде деятельности. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательной деятельности, пока не будет достигнута цель.

3) Одной из важных функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Качества внимания – устойчивость, объем, переключаемость и тд.

Нарушение внимания

1. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость бывает внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость возникает под воздействием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Физиологической основой внешней ответственности внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношение к выполняемой деятельности. Внутренняя отвлекаемость характеризуется сильным чувством или желанием. В коре гм появляется мощный очаг возбуждения. С ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение.

2. Рассеянность. Рассеянностью обычно называют 2 разных явления. Результат чрезмерного погружения в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя: ни окружающих людей, ни предметов, ни явлений, ни событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредотачиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называют подлинной рассеянностью, характеризующейся крайней неустойчивостью и отвлекаемостью.

3. Инертность – малая подвижность внимания, характеризующаяся нарушением переключения внимания. Это как бы патологическая фиксация внимания.

4. Апрозексия – полное отсутствие внимания.

5. Сужение объема внимания -патологическая сосредоточенность, обусловленная слабостью его распределения. Встречается при опухолях гм и при невротических расстройствах.

6. Истощаемость внимания – прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа работы. Быстрая истощаемость свойственна больным с травмами черепа и с другими пограничными и посттравматическими состояниями.

7. Чрезмерная подвижность внимания – гиперметаморфоз. Постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике такое нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с психомоторной патологией.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: