Общая характеристика учебного предмета, цели и задачи.




Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по ОРКСЭ СЭ ориентирована на обучающихся 4 – а класса, составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.

Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

• Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576)

• Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №31

• Устав ГБОУ СОШ №31

Рабочая программа по ОРКСЭ СЭ представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание тем учебного предмета; тематическое планирование. (Приложение – календарно-тематическое планирование).

Общая характеристика учебного предмета, цели и задачи.

Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

  • Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки

поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

  • Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
  • Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле,

чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

Планируемые результаты освоения предмета:

Личностные результаты освоения содержания предмета:

Личностные УУД:

Ø умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

Ø личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.;

Ø осознание важности познания нового;

Ø ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;

Ø оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД:

Ø самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Ø следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

Ø определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Ø определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

Ø соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

Ø корректировать выполнение задания в дальнейшем;

Ø оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

Ø составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Ø выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

Ø составлять план текста;

Ø представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ;

Ø ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

Ø отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

Ø сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;

Ø наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД:

Ø умение слушать и слышать;

Ø выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

Ø работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Ø выполнять работу по цепочке;

Ø видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

Ø находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

Ø подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения.

 

Предметные результаты освоения содержания предмета:

· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

 

Раздел Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Научится понимать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознает свою этнической и национальной принадлежности; понимать ценностей многонационального российского общества получит готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; получит первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Научится умению выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).   Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;  
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Освоению универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). сравнивать, сопоставлять, делать элементарный ана­лиз различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной вырази­тельности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Подготовиться и презентации творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Получит возможность подготовить презентацию проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

 

 

Оценивание результатов усвоения предмета. При преподавании предмета ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением. Оценка усвоения комплексного учебного предмета ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Метапредметные результаты освоения содержания предмета:

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик

получит возможность изучить:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

научится:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

 

Важнейшими условиями реализации программы являются:

использование следующих форм работы с учащимися: коллективной, групповой (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальной. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

Содержание программы

Класс (34 часа)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: