Сущность процесса обучения, его задачи и структура.




1.Сущность обучения и его задачи. Понятия: знание, умение, навык, способности.

2.Структура процесса обучения.

3. Определение целевого компонента обучения.

4. Формирование потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силе учения.

5. Определение содержания занятий.

6. Организация учебно-познавательных действий уч-ся (детей) по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент).

7.Придание процессу обучения эмоционально- волевого характера.

8.Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.

9.0ценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. 10.Развитие уч-ся (детей) в процессе обучения.

11.Воспитание в процессе обучения.

1.Истина; голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Не чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший пед. процесс.

Но что же такое обучение как пед, процесс? В чем же его сущность?

Этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступают обучающие (педагог), который излагает программ, материал и руководит этим процессом, а с другой- обучающиеся, дл? которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.

И протекания этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.

Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деят-ти уч-ся по владению научными знаниями, ум. и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нрав.- эстетических взглядов и убеждений.

Если педагогу не удается возбудить активность уч-ся, если он не стимулирует их учение, никаког обучения не происходит.

Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:

1. Стимулирование учебно- познавательной активности обучающихся.

2.Организация их познавательной деят-ти по овладению науч. Знаниями, ум. навыками.

3.Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

4.Выработка диалектике- материалистического мировоззрения и нравственно- эстетической культуры.

5. Совершенствование учебных умений и навыков.

Знание (в педагогике) - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.)

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых зн-й на практике.

Навык - составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степен совершенства.

Способности - развивающиеся в процессе обучения псих. Свойства личности, которые с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно- познавательной деят-ти, а с другой- обуславливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Способности.


Общие

Трудолюбие, настойчивость, работоспособность, внима -тельность, хорошо развитая произвольная память, сообрази­тельность, упорство в преодолении трудностей и т.д.


Специальные проявляются в отдельных видах деят-ти:

музыке, рисовании и т.д.


Способности ==/== задатки.

Задатки- это прирождённые особенности нерв. системы и организма (строение мозга и органов чувств, телосложение и т.д.), которые позволяют проявлять большие успехи в овладении той или иной областью знаний или искусства. (Например: муз. слух- в музыке; хорошая зрит. память -изо). Способност развиваются в процессе обучения.

2. В обучении, как и во всякой человеческой деят-ти, выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно- мотивационный, содержательный, деятельностно - операционный, эмоционально- волевой, контрольно- регулировочный и оценочно- результативный.

 

 

А теперь раскроем дидактическую сущность каждого структурного компонента процесса обучения.

3. Организация процесса обучения прежде всего связана с гетким определением его целей, а также их осознанием принятием уч-ся. Цели обучения есть нечто иное, как предвосхищение (мысленное) его результатов, т.е. того, к чему д. стремиться педагог и уч-ся.

Определение целей обучения- процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания.

Следует помнить, что, как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия существуют три основные группы взаимосвязанных целей:

1гр. Цели образовательные (овладение знаниями, ум. и навыками).

2гр. Цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей, а также ум. и нав

Згр. Цели воспитательные (формирование нрав. и эст.культуры). (Придумать цели к занятию).

4.Овладение изучаемым м-лом и ум. развитием уч-ся (детей) происходит только в процессе их собственной активной учебно- познавательной деят-ти (см. закономер. воспит.)

Как формировать потребность и интерес к овладению зн-ями?

Какие нед. факторы и методические приемы будут этому способствовать?

1 фактор - личность педагога, его эрудиция и мастерство преподавания.

2фактор - доброжелательные отношения педагога и детей, основанное на уважении и требовательности к ним (см. законом, воспит.)

3 Методич. приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, тех. средства, создание проблем. ситуаций, опыты, умение педагога вызвать удивление чем- либо.

4 Стимулирует активность радость достигаемых детьми успехов (см. законом, воспит.) КоменскийЯ.А.: учиться д.б. легко и приятно: трудное учение, как правило, бывает малопродуктивным.

5. Хотя сод-е обучения определяется программами, тем не менее при подготовке к зан-ю педагогу необходимо тщательно продумать каким д.б. сод-е в конкретных условиях.

На что следует обратить внимание:

1) что дадите нового (какие зн-я)

2) нравст. и эстет, понятия

3) связь нового м-ла с ранее изученным

4) выделить умения и навыки которые необходимо выработать на дом. зан-ии

5) предвидеть как новый м-ал будет закрепляться в дальнейшем (в разных видах деят-ти)

6. Организация учебно- познавательных действий детей по овладению изучаемым м-лом (операционно- деятельностный компонент).

Для организации учеб. процсса существенное значение имеет то, что, хотя овладение изучаемым м-лом и происходит под руководством педагога, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний, т.е. учение требует определенного «воссоздания», но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые совершались в процессе научного познания тех или иных явлений.

Система этих познавательных действий включает в себя: -восприятие нового м- ла, его осмысливание, запоминание, применение усвоенных зн- ий на практике, последующие повторение, более глубокое и прочное овладение зн-ями, ум. и нав. В чем же сущность каждого из этих познавательных действий и какой д. б. их организация? 1.Восприятие изучаемого материала.

Сущность этого познавательного действия состоит в том, что дети с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние св-ва, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений(звуки, цвет, св-ва тел: мягкость, твердость и т.д.) Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних св-в, качеств, признаков познаваемых предметов, явлений, процессов".

Что происходит в сознании детей, когда ощущения и восприятия прекращаются? В сознании остаются следы этих восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных и вкусовых образов, или представлений. Таким образом, представление есть не что иное, как запечатленный в сознании детей (уч-ся) образ воспринятого явления или предмета или же их отдельных свойств и признаков. Но каждое из этих представлений является знанием образным, единичным, конкретным, отражающим только отдельные внешние свойства и признаки воспринятых предметов и явлений. Но как в научном познании, так и в обучении необходимо осмыслить сущность предметов и явлений, заключенные в них причины и следствия. А это достигается только с помощью мышления (только с помощью ощущений и восприятия невозможно). Вот почему важнейшим компонентом обучения является организация познавательной деят-ти по осмыслению материала. 2. Осмысление изучаемого материала.

Прежде всего нужно подчеркнуть, что мышление «работает» только тогда, когда для этого в сознании имеется необходимый материал, т.е. наличие определенного кол-ва представлений, примеров. Чем больше представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется м-ала для «работы» мысли. Как происходит осмысление м-ла и образования понятий?

Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции: а) анализ воспринятых свойств и признаков предметов и явлений; б) группировка существенных и несущественных признаков и свойств предметов и явлений; в) «мысленная» постижение причин и следствий изучаемых предметов и явлений, формирование выводов, понятий и т.д.; г)проверка сделанных выводов.

Т. обр. суть осмысления в том, чтобы побуждать детей (уч-ся) к размышлению, стимулировать их собственную мысль, т.е. необходимо активная самостоятельная работа мышления детей (обучающихся).

В конечном итоге результатом осмысления материала является его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.

В психологии, однако, выделяется два вида осмысления- первичное и последующие.Если материал легкий достаточно и первичного восприятия, чтобы его хорошо понять. Но в большинстве случаев первичное осмысление позволяет добиться лишь понимания поверхностного, неполного не всегда точного.Только в результате осмысления м-ла происходит умственное развитие, а также развиваются такие личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются нравственно-эстетические взгляды.

Однако овладение м-ом не сводится только к его пониманию. Ведь часто бывает так, что уч-ся как будто все понимает, если кто-то другой отвечает по теме, если же воспроизвести ее не в состоянии.

- Изучаемый м-ал нужно не только понимать, но и сохранять его в памяти и уметь свободно воспроизводить. А. Дистервег:»мы хорошо знаем лишь то, что способны выразить словами»—,т.е. органической частью учебно-познавательной дея-ти уч-ся является запоминание изучаемого м-ла.

3.Запоминание м-ала. Знать изучаемый м-ал -значит:

-уметь осмысленно и полностью его воспроизводить

-уметь его воспроизводить в сокращенном виде.

-уметь выделить в м-але главные положения

-уметь изъяснять сущность м-ла

-уметь доказывать правильность выводов по м-алу

-уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по м-алу

-уметь расчленять м-ал на смысловые части и составлять его план

-уметь иллюстрировать своими примерами

-уметь применять полученные знания на практике

-уметь устанавливать связь изучаемого м-ла с ранее пройденным

-уметь переносить усвоенные знания на объяснении других явлений

-уметь выражать нравственно-эстетическое отношение к изучаемым предметам и явлениям

Т.е. запоминание не имеет ничего общего с механическим зазубриванием.

Обычно запоминание осуществляется путем повторения есть пассивное и активное повторение:

способные дети прочитав закрывают книгу(тетрадь) и проговаривают м-л на память (К.Д. Ушинский)

А.Дистерверг: «нет более верного средства добиться у себя четких зн-й, как заставить себя громко, ясно, определенно и быстро выражать свои мысли».

Для овладения м-алом существенное значение имеет способ запоминания: концентрированный, который осуществляется в один присест, и рассредоточенный- в неск. Приемов. В 1 случае зн-я переходят в кратковременную память и быстро забываются, во 2 случае- в память долговременную.

И еще следует отметить А.А.Смирнов (психолог) писал, что слабое усвоение м-ла является не столько следствием плохой памяти, сколько отсутствием необходимых волевых усилий—— глубокое осмысление способствует развитию мышления, памяти и нравственно- волевых качеств уч-ся.

4.Применение усвоенных зн-й на практике

Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе обучения является применение усвоенных зн-й на практике, развитие творческих способностей. Естественно, что как ум и навык, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений.

5.Повторение, обобщение и систематизация м-ла.

Чтобы было глубокое осмысление м-ла, необходимо повторение. Попытка отдельных учителей осуществлять обучение без домашней учеб. работы в научном отношении является несостоятельной.

Такова система и сущность учебно-познав. Действий по овладению изучаемым м-алом. Только осуществление полного цикла учебно-познават. действий обеспечивает глубокое и прочное усвоение м-ла программы, умет. Развитие и формирование нравственности и эстетической культуры.

7.Современная технология пед. Труда обязательно должна опиратся на эмоциональный отклик детей, на их волевое усилие, т.е. возбуждать интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познават. деят-ти.

Как же придать обучению эмоцион. характер и стимулировать волевые усилия?

1.Большое значение имеет умелое формирование потребностей и мотивов учения.

2.Специальные дид. методы и приемы: демонстрация пособий, использование тех. средств, высокая содержательность нового м-ала, яркие примеры, проблемные ситуации и т.д. 8.Регулирование и контроль за ходом учебно-познав. деят-ти уч-ся (детей)

Что регулирует педагог?

1) В зависимости от задач обучения, от особенностей изучаемого м-ала хар-р учебно-познават. деят-ти

различный:

1)осмысление знаний (новый м-ал)

2)практич. Упр-е по применению их на практике

3)углубление и систематизация зн-ий

В каждом конкретном случае педагог регулирует познават. деят-ть, чтоб выполнить поставленные задачи.

2)Регулирует, продумывает педагог самостоят, познават. деят-ть детей, (это лучший способ активизации познавательной деятельности).

3)Регулирование связано и с учетом индивидуальных особ-тей детей в процессе овладения зн-ями. Детям, которые проявляют более высокие способности давать более сложные или дополнительные задания, чтобы не тормозить их умственное развитие. Детям, которые испытывают затруднения помочь в преодолении трудностей.

4)0существлять контроль за качеством овладения м-лом и побуждать к самоконтролю за результатами деят-ти. Детям нужно помочь овладеть приемами самоконтроля.

9. Оценка и самооценка. 1 Имеет важное значение:

1)помогает своевременно выявлять и предупреждать проблемы в работе

2)стимулирует к более активной работе

3)формирует чувство ответственности, прилежания

10. Развитие в процессе обучения.

(См. выше)- Одной из важнейших задач обучения явл-ся развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований детей, что в своей совокупности обеспечивает ум. воспитание.

Умственное воспитание- это специально организуемый воспитателем педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных зн-ий, ум. и навык., способов ум. деят-ти и познавательных способностей.

Ум.в., как целенаправленное пед. воздействие, включает организацию руководство процессом освоения зн-ий и управление процессом формирования системы ум. действий и познават. способностей.

Умственное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деят-ти ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспит. воздействий. Ум. развит, дошкольников осуществляется в процессе деят-ти: вначале общения, предмет. деят-ти игре, а затем учебной, трудовой, продуктивной(рис, лепка и т.д.). Наиболее эффективно ум.развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Основными показателями ум. развития явл-ся:

-накопление фонда зн-ий и усвоение системы зн-ий

-развитие творческого мышления

-овладение способами познават. деят-ти, умствен, операциями, необходимыми для приобретания новых зн-ий.

Ум. развитие- это и процесс, и уровень познават. деят-ти ребенка во всех появлениях; зн-ях, познават. процессах (осущ., воспр., памяти, вним-я и т. д. Способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в ум. разв. принадлежит систематическому ум. воспитанию.

11. Воспитание в процессе обучения.

Когда речь идет о воспитании в процессе обучения, то имеется в виду овладение нравственно- эстетич. сторонами изучаемого м-ла, формирование отношений, взглядов (примеры) Показ, раскрытие нрав.Оэстет. стороны изуч м-ла не представляет собой ступени или этапы обучения. Обучение + воспитание = познавательная деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: