Жизнь и творчество Шолохова М.А.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….

1. Жизнь и творчество М. Шолохова…………………………………...

2. Анализ произведений «Родинка», «Продкомиссар», «Алёшкино сердце»

3. Анализ произведения «Судьба человека»……………………….......

4. Анализ произведения «Наука ненависти»…………………………..

Список информационных источников…………………………………..

Заключение……………………………………………………………

 

Введение

Человек на войне. Эта тема для особого исследования, поскольку войны бывают разные. Следовательно, причины взяться человеку за оружие тоже могут быть различными. Если это гражданская война между своими соотечественниками, то есть смысл разобраться в мотивах поступков героев, чтобы осмыслить весь ужас братоубийства. Если это война за свободу Отечества, то все, как один, готовы сражаться с захватчиками, чтобы не быть покорёнными. Писатели начали создавать летопись великого подвига советских людей с первого дня Великой Отечественной войны. Михаил Шолохов стал одним из самых ярких и талантливых советских писателей, затронувших эту тему.

В произведениях Шолохова нет высокомерности, чрезмерной торжественности. Михаил Шолохов изображает войну такой, какая она есть, он пишет о ней как очевидец, как человек, переживший горечь поражения, тяжесть потерь и радость победы. Его интересует, как человек будет вести себя на войне, в трагических и безнадежных ситуациях. Многие из его работ объединены идеей выбора между смертью героя и трусливым, жалким существованием. Писатель задается вопросом, сможет ли человек выполнить свой долг перед Родиной, свой долг гражданина и патриота, не щадя и не жалея себя. Война была своего рода испытанием человеческой силы.

В страшные дни Великой Отечественной войны, во время тяжелых отступлений и в радостные часы Победы М. А. Шолохов, как и значительная часть советского народа, был с солдатами.

Стремясь воплотить грандиозный опыт Великой Отечественной войны, Шолохов уделяет основное внимание рядовым советским людям. Герои его произведений – обычные солдаты Советской Армии.

Актуальность исследования. С момента начала великой отечественной войны прошло белее 70 лет, но в наших сердцах до сих пор остаются подвиги миллионов людей того времени. Нет ничего страшнее, чем быть участником войны, ведь она несет боль, голод, слезы, беды, разрушая все на своем пути. Война беспощадна ко всему, в том числе она не щадит и человеческие жизни, война калечит душу и затмевает разум.

Сегодня мы можем узнать о войне из фильмов и литературных произведений, новостей.

На нашей планете воины шли всегда, и даже по сей день они продолжаются. События в Сирии, Украине, Йемене точно никого не оставят равнодушными.

Я думаю, что мир не должен забывать ужасов войны, ведь это не только преступление перед павшими, но и перед будущим.

Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Находились во все времена предатели и трусы, но к счастью их было очень мало.

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все, чтобы победить врага. Были во все времена предатели и трусы, но к счастью их было очень мало.

Цель: Рассмотреть особенности отражения военной действительности на примере произведений М. Шолохова о гражданской и Великой Отечественной войнах.

Задачи

1. Изучить биографию Шолохова.

2. Изучить творческий путь Михаила Александровича Шолохова.

3. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие произведений сборника «Донские рассказы»: о гражданской войне «Родинка», «Продкомиссар», «Алёшкино сердце»; о Великой Отечественной войне «Судьба человека», «Наука ненависти».

4. Оценить вклад творчества М.А. Шолохова в развитие темы войны в литературе.

5. Показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу.

Объект исследования: Военная тема в творчестве Михаила Александровича Шолохова.

Предмет исследования: рассказы «Родинка», «Продкомиссар», «Алёшкино сердце», «Судьба человека» и «Наука ненависти»

 

Методы изучения: сбор информации, изучение произведений литературы, литературоведческий анализ.

 

 

Жизнь и творчество Шолохова М.А.

11 июня (24 мая) 1905 года у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. Мать – дочь крестьянина-переселенца на Дон, бывшего крепостного Черниговской губернии. Отец — Александр Михайлович Шолохов – выходец из Рязанской губернии, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба.

Свое первое образование Михаил Шолохов получил в Москве в годы Первой Мировой войны (1914 – 1918). Затем окончил четыре класса гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар (1915 – 1918). Снова приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей.

В 1920-1922 годах Михаил Александрович работал служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых, налоговым инспектором в станице Букановской. В составе продотряда он ездил по хуторам, добывая там хлеб по продразверстке.

В октябре 1922 года Шолохов снова приехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне.

Заниматься писательством всерьез Михаил Шолохов начал в 1923 году. В этом же году начали впервые публиковаться его произведения. Творческая карьера Михаила Александровича началась с небольших фельетонов в газете «Юношеская правда». В это же время было опубликовано три сатирических рассказа Шолохова: «Испытание», «Три», «Ревизор».

Российскую и мировую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон», который нередко сравнивается по значимости с рукописью Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Из-за книги «Тихий дон» Михаил Шолохов был обвинен в плагиате. После выхода первых томов «Тихого Дона», в литературных кругах начались дискуссии по проводу авторства рассказа Михаила Александровича. Многие считали, что он присвоил себе рукопись. Ходили слухи, что неизвестная старушка говорила редактору газеты Александру Серафимовичу, что роман принадлежит ее убитому сыну, расстрелянному большевиками. Александр Серафимович считал, что подобный резонанс произошел из-за зависти и не реагировал на провокации.

Именитый русский публицист Дмитрий Львович Быков не сомневается в том что авторство принадлежит Михаилу Шолохову».Дмитрий Львович считает, что прием, положенный в основу романа, очень примитивен: сюжет вращается вокруг противоборства между красными и белыми и на постоянном метании главного героя между женой и любовницей.

 

«Очень простая, абсолютно конструктивная детская схема. Когда он пишет жизнь дворянства, видно, что он не знает ее абсолютно… Когда у него, значит, умирая, офицер на поле брани завещает свою жену другу, видно, что он обчитался французов», – говорил литературный критик на передаче «В гостях у Дмитрия Гордона».

 

Пользуются популярностью и военные произведения Михаила Шолохова, например «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Работа над роман «Они сражались за Родину» продолжалась в несколько этапов: 1942—1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти Михаил Шолохов, как и Гоголь, сжег свое произведение, поэтому в настоящее время читателю приходится довольствоваться лишь отдельными главами романа.

В 1958 на престижную награду – Нобелевскую премию уже в седьмой раз был выдвинут Борис Леонидович Пастернак. В том же году члены Союза писателей посетили Швецию и узнали, что вместе с Борисом Леонидовичем выдвигают Шолохова и других авторов.

В 1965 году Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время», которая была присуждена ему единогласно.

Шолохов стал единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию по литературе с согласия руководства СССР.

Во многих источниках говориться, что Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему ему премию. Считается, что это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…»

 

Михаил Александрович Шолохов. Нобелевская речь

 

«Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору».

 

С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой. Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» пожертвовал в Ростовский район на строительство новой школы, Нобелевскую премию — на постройку школы в Вёшенской. Писатель умер от рака гортани 21 февраля 1984 года. Похоронен на берегу реки Дон во дворе своего дома в станице Вешенской.

 

 

Судьба человека

История создания

Произведение судьба человека было написано в 1956 году. Оно явилось весьма значительным художественным достижением писателя. Михаил Шолохов вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. О том, как создавалось это произведение, журналист Михаил Кокта сообщил в своем очерке "В станице Вешенской".

Шолохов встретился с героем рассказа "Судьба человека" Андреем Соколовым на охоте. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он заметил мужчину, который вел за руку маленького мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и сели отдохнуть. Именно тогда поведал Андрей Соколов о своей трагической судьбе.

Биографы свидетельствуют:

 

«Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

— Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,

С этого момента прошло 10 лет, но однажды, находясь в Москве, читая зарубежных авторов, писатель вновь решил вернуться к этой теме. Семь дней писатель напряженно работал над произведением «Судьба человека», а на восьмой этот замечательный рассказ был окончен.

Рассказ впервые был опубликован в газете «Правда» накануне нового 1957 года. Вскоре был прочитан на Всесоюзном радио и услышан всей страной. Люди были потрясены правдивостью и силой этого произведения. Оно завоевало заслуженную популярность.

Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы две первые книги «Тихого Дона» были напечатаны. С тех пор началась их дружба.

Анализ рассказа «Судьба человека».

В основу его лег рассказ, который писатель услышал на фронте. Эта история повествует о человеческих горестях, потерях и надежде на другую жизнь.

Главная тема рассказа – человек на войне. Главного героя зовут Андрей Соколов. До войны он ничем не отличался от остальных людей: как и другие он работал в колхозе, имел семью. Жизнь Соколова спокойная и размеренная, но все меняется, когда нападают фашисты.

Автор представляет Андрея Обычным рядовым солдатом, который в числе остальных идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" В ходе военных действий Андрей Соколов пережил множество опасностей, побывал в плену, встретился с предательством, солдатской дружбой. Он раскрыл свои лучшие качества человека: стойкость, отвагу, смелость и глубокое чувство любви и преданности родине. Михаил Шолохов на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа.

Есть так же один момент в произведении, который невозможно не отметить. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту на допрос. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Андрей Соколов отказался. Тогда комендант поставил перед ним еще один стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил оба стакана не закусывая. И хотя он уже едва держался на ногах, он выпил и третий стакан, отломив всего лишь маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Андрею Соколову, ведь он понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях. В то время многие убивали друг друга за кусок хлеба, а Андрей показал немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Комендант по достоинству оценил поступок Андрея Соколова, и не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Андрей не съел и не спрятал еду по пути в барак. Он поступил как настоящий человек, разделив всю еду между товарищами.

Одна из проблем рассказа – безнравственность. Война каждого ставила перед каким-либо выбором, и каждый сам решал, как ему поступать. Кто-то был готов ради своей жизни предать Родину, но кто то, как Андрей Соколов смогли выстоять, выдержать все испытания и еще больше поверить в могущество своей страны.

Андрей Соколов смог не только преодолеть все тяготы войны, но и сумел выдержать боль от потери семьи. Находясь в госпитале, Андрей написал письме жене. Через две недели получил ответ от соседа. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли, сына дома не было. Старший сын его погиб в День Победы. Остался Андрей Соколов совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Андрей Соколов. После войны он встречает на улице маленького, беспризорного мальчика – Ванюшу. Отец мальчика погибает на фронте, а мать в поезде от бомбы. Ванюшка, как и Андрей Соколов, после войны остается без родных и без крыши над головой. Андрей Соколов берет Ваню на воспитание, и назвался его отцом, дав надежду на будущее, как ему, так и себе. Андрей находит смысл жизни в заботе о мальчике – Ване, сироте, также как и он, потерявшему все из-за войны. Мальчик Ванюша и Андрей Соколов находят утешение друг в друге. Теперь Андрею есть ради кого жить.

Наука ненависти

Рассказ "Наука ненависти" был написан в 1942 г., когда писатель работал военным корреспондентом. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова. Рассказ повествуется от имени военного корреспондента, который рассказывает читателю о том, кто и как породил ненависть к фашистам.

Впервые рассказ «Наука ненависти» был опубликован 22 июня 1942 года в газете «Правда», что совпало с годовщиной начала Великой отечественной войны. На следующий день его опубликовали в «Красной звезде». Следующая публикация появилась в журнале «Политпросветработа» (№ 22 за 1942 год), затем рассказ был издан отдельной брошюрой в серии «Библиотека «Огонек»» (№ 35) издательств «Воениздат» и «Правда». До конца Второй мировой войны рассказ переиздавался несколько десятков раз.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой, подчеркивая что она не осталась безучастной к начавшийся борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Особое значение в произведении имеет образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющею рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья...». Разбитый снарядом дуб, но сохранивший свои жизненные силы, даёт нам возможность лучше раскрыть характер главного героя произведения – лейтенанта Герасимова.

До начала войны Виктор Герасимов был обычным человеком: работал на заводе, был женат и имел двух маленьких детей. С ними в доме жил его отец, который в тот момент был уже инвалидом. В армию Виктор был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Не смотря, на то, что они были для бойцов настоящими врагами, вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали своими папиросами, кормили их вкусной едой и просто хорошо проводили время с ними. Затем Михаил Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Когда на войну попал Виктор Герасимов, сначала ему было жалко всех, кто отдавал жизнь смерти. Ему было совсем неважно враги это или наши солдаты. Но немного позже он понимает, что фашистов совсем не нужно жалеть, ведь они словно звери, которые не могут жить без того чтобы кого-нибудь не убить или не измучить.

Если к немцам попадал хотя бы один человек, то они издевались над ним. Сначала они несколько дней не кормили его, потом они клали их под танки, переезжая их. Тем, кому удавалось выжить, они добивали.

Страшные следы фашистского войска находили наши солдаты, изгонявшие гитлеровцев с оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «...Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки...»

Спустя время, принимая участие в одном из сражений, и пытаясь спасти одного солдата, Герасимов попадает в плен к фашистам, где испытывает на себе бесчеловечное отношение к беспомощным людям. Теперь не обходится ни одного дня, чтобы его не пытали, пытаясь узнать тайны и секреты, хранившиеся у русских солдат. Но никакие зверства не смогли сломить могучий дух в русском человеке. Несмотря на все испытания, Виктор молчит и никому ничего не рассказывает.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не могли, и никогда не сломят! Не на тех напали, это я прямо скажу». Упорство русского человека и мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Он и добрался до партизанского отряда, в котором ему помогают восстановить силы и подорванное здоровье.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. А после лечения он вновь попадает на фронт.

Рассказ «Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «... И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются... «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: