Что же мешает работе ума, процессу постижения истины?




Во-первых, собственные ошибки и заблуждения разума человека. Размышляя над природой сознания, Бэкон пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их идолами сознания.

По мнению Бэкона, «идолы рода» - это особенности разума человека ичеловечества, т.е. рода. В процессе познания человеческий разум примешивает к сущности вещей собственную природу. Каждое живое существо имеет собственный мир: собака – собачий, пчела – пчелиный, человек – человеческий. Но мы, познавая мир, не можем оценивать его глазами собаки или пчелы. У нас собственный, человеческий взгляд на всё. При этом мы исходим из ложного убеждения, будто он и есть правильный взгляд на мир.

(Напр., как принято в судебной практике, если собака напала на человека и искусала его, то её обычно усыпляют.) Но вправе ли человек наказывать собаку за то, что она нарушает человеческие нормы?

Следующий род предрассудков, о которых писал Бэкон, составляют «идолы пещеры». Человек как бы заперт в пещере собственной индивидуальности и судит об остальном мире только со своей личной точки зрения, «со своей колокольни». Люди разные: одни консервативны, другие, напротив креативны. В сознании многих людей существуют упрощенные стандарты – «плохие», «хорошие», «друг» - «враг» не осознавая, что между плохими и хорошими есть много оттенков. Люди не могут преодолеть собственные иллюзии.

Оценки реальности у людей различны. Однако они пытаются понять друг друга. И часто помехи сознания возникают именно на путях поиска взаимопонимания. В поисках истины люди нередко спорят. И здесь огромную играют слова. Напр., есть в русском языке слово «преданный». Оно имеет два совершенно разных значения: верность и предательство. Отсюда следует, что если вы хотите, чтобы собеседник вас понял правильно, то должны тщательно подбирать слова именно об этом говорил английский философ, когда утверждал, что познание затрудняют «идолы площади или рынка».

Идолы театра или теорий, по Бэкону, отражают тот несомненный факт, что наше сознание нередко передоверяет авторитетам, уже сложившимся системам мышления. Мы способны недоверчиво относится к собственному разуму, если он противоречит утверждениям авторитета или утверждавшимся взглядам.

Таким образом, познание способно не только прорываться к истине, нои создавать иллюзии, блуждать в них.

Познание можно сравнить с самой жизнью. Мы живём, и великая философская система живёт. Но наступает момент смерти, и мы умираем. Так же и философские системы. Разница в том, что духовные произведения не исчезают, а подвергаются сомнению. Умирает вера в них как в абсолютную истину. Это относится к конкретным произведениям, как смерть относится к конкретному индивиду. Но само понятие абсолютной истины остаётся, как остаётся смерть, убивающая всё живое. В объективной реальности имеет место диалектика жизни и смерти, а в познании – диалектика относительной и абсолютной истины. И если неизбежность смерти не даёт оснований говорить, что жизни нет, то и неизбежность сомнения в абсолютной истине не даёт оснований говорить, что абсолютная истина отсутствует или что она недостижима. Как момент смерти содержится в жизни, так и момент гибели содержится в претензиях философии на абсолютную истину. Таким образом,

человеческие знания всегда относительны. Познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и, чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот бесконечен. Диалектика познания – от «живого созерцания» к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков путь постижения истины.

 

II

Высшей и основной формой познания является наука. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория.

Проблема – это то, что ещё неизвестно, но требует познания.

Гипотеза – это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория – это форма научного знания, которая даётвсестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемогообъекта.

Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят:

- абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо, во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи;

- анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка;

- синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта;

- индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги;

- дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник;

- аналогия – установлениесходства между объектами на основаниинекоторых признаков свойств;

- моделирование – метод исследования, при котором объект исследованиязамещается другим объектом, находящимся в отношенииподобия с первым;

- наблюдение – это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания;

- эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точноучитываемые условия или искусственно воспроизводится с цельювыяснения тех или иных свойств.

В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы.

Основными методами познания на эмпирическом уровне являются наблюдение и эксперимент, а на теоретическом – дедукция, индукция, аналогия и др.

Таковы основные формы и методы научного познания.

Общество ХХI века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: