Музыкальная форма
Музыкальная форма - это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
Музыкальные построения - различные по величине фрагменты, которые имеют разную степень законченности.
Цезура - это граница между музыкальными построениями. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии или ритма. В нотном письме цезура обозначается «галочкой» Y
Мотив - объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного - акцента, это самое маленькое музыкальное построение.
Фраза - это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов
Предложение - относительно законченное музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.
Каданс - это заключительный музыкальный оборот.
Одночастная музыкальная форма.
Период - объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
Это самая маленькая одночастная музыкальная форма.
Строение периода: (схема №1)
Период
1-е предложение
2-е предложение
фраза
фраза
фраза
фраза
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным.
Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим.
Бывает 3 вида периода:
1. период повторного строения - состоит из 2-х предложений, которые начинаются одинаково, а заканчиваются по разному. (а+а1)
2. период неповторного строения - состоит из 2-х разных предложений. (а+в)
3. период единого развития - его нельзя разбить на предложения, он представляет собой непрерывно текущую мысль. (а)
Каданс 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно, вопросительно. Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершенно, утвердительно.
Благодаря разным кадансам 1-е и 2-е предложения в периоде воспринимаются как вопрос и ответ.
Иногда в периоде бывает дополнительный раздел - дополнение.
Из периодов строятся другие, более крупные формы.
Двухчастная форма.
Форма, которая состоит из 2-х периодов называется простой двухчастной.
Она встречается 2-х видов: с репризой и без репризы.
Реприза - это повторение начальной темы или её части в конце произведения.
Двухчастная репризная форма - когда во втором периоде повторяется одно предложение из первого периода (это и есть реприза)
Схема №2:
(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)
а а1 в а1
(реприза)
Двухчастная безрепризная форма - состоит из 2-х разных периодов.
Схема №3:
(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)
а в
Трехчастная форма.
Форма, которая состоит из 3-х периодов, называется простой трехчастной.
Она бывает с репризой и без репризы.
Трехчастная форма без репризы состоит из 3-х различных периодов.
Схема №4
1 2 3
а в с
Трехчастная форма с репризой - это форма, в которой 3-ий раздел повторяет 1-ый. Второй раздел называется серединой.
Реприза может быть точной, изменённой или сокращенной.
Схема №5
1 2 3
а в а
(середина)(реприза)
По характеру середина бывает сходная с крайними разделами или контрастная.
Трехчастная форма бывает простая и сложная. В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период.
Схема №6
1 2 3
___________________________ ___________ ___________________________
А В А
(середина) (реприза)
Вариации.
Вариации («изменение») - музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.
Схема № 7
а а1 а2 а3 а4.......
(тема) (вариации)
Разновидности вариаций:
1. старинные или basso ostinato - основаны на постоянном повторении темы в басу.
2. «глинкинские» или soprano ostinato - мелодия повторяется одна и та же, а сопровождение меняется.
3. строгие или классические - в них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняется мелодия, лад, тональность, фактура.
4. свободные или романтические - где тема меняется до неузнаваемости.
В музыке встречаются также вариации на 2 и даже 3 темы.
Вариации на 2 темы называются - двойными.
Схема № 8 двойные вариации:
а а1 а2 а3 а4....... в в1 в2 в3 в4.....
(1 тема) (вариации) (2 тема) (вариации) Вариации на 3 темы называются тройными.
Рондо ( с франц. «круг» ).
Форма «рондо» произошла из старинных народных песен-хороводов, музыка которых строилась на чередовании постоянного неизменного припева и меняющегося запева.
В рондо есть тема, которая время от времени повторяется: она называется рефрен.
Рефрен должен прозвучать не менее 3-х раз и может быть построен в любой простой форме - периода, 2-хчастной, 3-хчастной. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Эпизоды могут быть контрастными или сходными с рефреном. Таким образом:
рондо - это музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
Схема № 9
А В А С А Р А
Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен
Рефрен обозначается буквой R:
R + А + R + В + R + С + R
Циклические формы.
Музыкальный цикл - это большое многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Количество частей в цикле не ограничено - от 2-х и более. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое.
Циклы бывают вокальные и инструментальные.
Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора.
Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста.
Инструментальные циклы бывают 2-х видов: сюитный и сонатно-симфонический.
СЮИТА. (с франц. - «последовательность, ряд»)
Сюитный цикл возник как танцевальный. Он основан на контрастном чередовании разных танцев.
Классическая танцевальная сюита состоит из 4-х обязательных танцев:
1. аллеманда - спокойный старинный немецкий танец, размер - четный (2/4 или ¾), плавная мелодия в верхнем голосе.
2. куранта - быстрый французский или итальянский танец, размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/4 или 3/2), голоса как бы отвечают друг другу.
3. сарабанда - старинный испанский траурный танец-шествие, очень медленный, размер 3-хдольный (3/2, 3/4).
4. жига - английский или ирландский танец, быстрый темп, триольное движение, острый ритм, мелкий размер (3/8, 6/8, 9/8, 12/8).