Тема: Принципы организации декоративной композиции




Лекция 1 (2 час.)

 

Основные вопросы:

1.Способы организации плоскости

2.Равновесие

3. Соотношение форм

 

Выделяют два способа художественного видения при организации композиции:

Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность.

Равновесие

Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место положения элементов. Р. Арнхейм вывел простейшие схемы построения композиций

 

 

Соотношение форм

При построении композиции немаловажную роль играют масштаб, пропорции и модуль. От корректности их применения зависит выразительность композиции.

Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Любая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат, а мелкое – увеличивает.

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы. Модуль – единица измерения, находящаяся в пропорциональном отношении к величине изображения. Каждый элемент композиции имеет свой вес. Так, элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси композиционно весит меньше, чем элемент вне этих основных линий.

Совпадение изображения с линиями структурного плана композиции вносит стабильность. Большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Компактность также влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее. Вертикально расположенные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные, неустойчивые. Направление расположения элементов также влияет на равновесие (диагональ в квадрате).

Простота и сложность формы влияет на равновесие композиции. Квадрат в устойчивом положении – самая тяжелая фигура, это свойство усиливается или ослабляется цветом. Но внутри себя он имеет скрытые движения.

 

 

Треугольник – самая стремительная фигура – устойчив тогда, когда одна из сторон горизонтальна. Все динамичные формы стремятся к треугольнику.

Круг – форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив.

Параллельные линии композиционно проще, чем пересекающиеся, т.к. взаимоотношения определяются постоянным расстоянием между ними. Прямой угол также воспринимается проще, чем другие, потому что делит пространство на равные углы.

Чтобы фигура казалась изображенной в центре, ее нужно немного поднять относительно осей формата.

Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз. Этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет.

Крупная фигура слева уравновешивается небольшим контрастным элементом справа.

Виды равновесия

Статическое – возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.

Динамическое – возникает при ассиметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Членение плоскости на части Композиционный прием членения плоскости используется для достижения равновесия, когда перегруппировка элементов нежелательна или недостаточна. Чаще такой прием используется с другими выразительными средствами.

Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых, между образовавшимися частями. Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на неодинаковых – динамики.

Членение осуществляется кривыми или прямыми линиями и поддерживается тоном.

Ритм

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств. В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной (элементы располагаются симметрично) или динамичной: при одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции; элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга.

Композиционный центр

Варианты организации доминанты: Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

Контрастность форм.

Увеличение в размерах одного из элементов композиции или уменьшение его. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза).

Возможны два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиняться первому.

Доминанта должна располагаться в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Библиотечная система ЭБС «Лань»

2. Электронная информационно-образовательная среда организации (официальный сайт КИПУ).

3. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/

4.ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/

5.ЭБС «БиблиоРоссика» https://www.bibliorossica.com/

6.Электронный каталог Российской национальной библиотеки https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: