Кафедра экономики, управления производством и государственно-муниципального управления




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Институт экономики и права

Кафедра экономики, управления производством и государственно-муниципального управления

Учебная дисциплина – Мотивация и стимулирование труда

(наименование дисциплины, по которой выполнена работа)

 

 

1. Основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности

(РЕФЕРАТ

 

 

Выполнили:

обучающиеся 4 курса УП – 9 группы

направления подготовки 38. 03. 03

Управление персоналом

Тишкова Екатерина Сергеевна

Захарова Екатерина Павловна

Научный руководитель:

Доцент кафедры экономики,

управления производством

и ГМУ, доцент, к.э.н.

Конев Иван Петрович

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Потребность как основа мотивационной системы

2. Виды, свойства и иерархия потребностей человека

3. Критерии разумного рационального потребления и их

использование в мотивации и стимулировании трудовой

деятельности

4. Культура разумного потребления

5. Суть механизма мотивации труда

6. Мотив как осознанное внутреннее побуждение к деятельности

7. Основные группы мотивов

8. Ядро мотивации

9. Процесс мотивации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ

ИСТОЧНИКОВ

 


 

1.Потребность как основа мотивационной системы.

 

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребностей.

Существует несколько определений понятия " потребность "[1]:

· это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы;

· направленность на осуществление определенных действий для поддержания жизнедеятельности;

· глубинные неосознанные установки человека на самосохранение и обеспечение собственной биологической и социальной целостности;

· основные решающие силы активности индивида во взаимодействии с окружающим миром;

· состояние индивида, вызванное испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и являющихся источником его активности.

Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности.

Мотив — преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.

Влечение — преходящее психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека.

Желание — отражающая потребность мысль о возможности обладать чем-либо или осуществить что-либо. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.

Таблица 1.1

Понятие потребности с точки зрения разных наук[2]

Наука Трактовка потребностей Цель изучения
экономика Потребность - основа спроса. Потребность - мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность - разумная необходимость Определение условий совершения транзакции "товар - деньги". Изучение вопроса полезности благ
психология Потребность - ощущение дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы от несоответствия реального состояния желаемому и стремление этот дискомфорт преодолеть   Выявление факторов, определяющих состояние психологического равновесия человека
социология Потребность - один из факторов социального поведения человека Исследование социальных причин, влияющих на формирование потребности и покупательское поведение человека
философия Потребность - одно из проявлений существования человека Исследование процесса мышления, лежащего в основе мотивации
маркетинг Потребность - многогранное понятие. Интегрируются все прочие подходы к трактовке потребности Выявление факторов, влияющих на формирование потребности. Выявление факторов, влияющих на покупательское поведение.
биология Потребность - биологическая реакция на стимул Исследование проявления физиологии человека в социальном поведении Биологическое существо, действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой человека  

 

Особенности потребностей человека:

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза.

Число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение человека, определяют направленность его мышления, чувств и воли. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые порождают и новые потребности.

Потребности могут быть основными причинами определенных психических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояние напряжения или спокойствия, радость или горе, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности человека характеризуются предметным содержанием, определяемым условиями жизни, то любая потребность является, прежде всего, особой формой отражения условий жизни: экономического состояния, воспитания личности, традиций и т. п.

Как подсчитали в Федеральной антимонопольной службе, 19 крупнейших ритейлеров Петербурга занимали 91% розничного рынка по объему реализованных товаров. При этом X5 RetailGroup по итогам 2018 года даже превысила максимально разрешенную долю рынка в 25% и была вынуждена приостановить развитие в Петербурге.«Мы стараемся максимально удовлетворить потребности покупателя за счет высокого уровня сервиса, качественной кулинарии, товаров собственного импорта из Италии, Испании и Финляндии, который интересен местному рынку».[3]

 

 

2. Виды, свойства и иерархия потребностей человека

 

Виды потребностей

по сферам деятельности:

· потребности труда

· познания

· общения

· отдыха

по объекту потребностей

· материальные

· духовные

· этические

· эстетические и др.

по функциональной роли:

· доминирующие/второстепенные

· центральные/периферические

· устойчивые/ситуативные

по субъекту потребностей:

· групповые

· индивидуальные

· коллективные

· общественные

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей по Маслоу

Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу:

1. Физиологические потребности.

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.

2. Потребность в безопасности.

Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.[4]

3. Социальные потребности.

Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

4. Потребности в уважении.

Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

5. Потребности в самореализации и в самовыражении.

Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Факт, что человеческие потребности можно расположить в иерархическом порядке, имеет важное значение. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Кроме этого, стоит учесть, что потребности низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Очень важное значение имеет идея достаточности. Человек никогда не испытает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят ещё больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

Эпидемия коронавируса и экономический кризис повысили интерес жителей Башкирии к недвижимости. По данным НБКИ зарегистрировали 41,14 тыс. ипотечных кредитов, по сравнению с июнем прошлого года прирост составил 4%. «У людей появилась потребность срочно и выгодно вложить деньги в период нестабильности. Кроме того, появилась льготная ипотека на покупку недвижимости на первичном рынке, что сделало такое вложение еще более привлекательным. Поэтому спрос на новостройки сохраняется».[5]

Эпидемия коронавируса и экономический кризис повысили интерес жителей Башкирии к недвижимости. По данным НБКИ зарегистрировали 41,14 тыс. ипотечных кредитов, по сравнению с июнем прошлого года прирост составил 4%. «У людей появилась потребность срочно и выгодно вложить деньги в период нестабильности. Кроме того, появилась льготная ипотека на покупку недвижимости на первичном рынке, что сделало такое вложение еще более привлекательным. Поэтому спрос на новостройки сохраняется».[6]

 

 

3. Критерии разумного рационального потребления и их использование в мотивации и стимулировании трудовой деятельности.

 

 

Первый критерий разумности определяется местом и ролью человека в процессе общественного производства. Чем выше его роль в производстве, тем закономерно больше у него возможностей для формирования и удовлетворения своих потребностей. Чем больше значимость его труда, тем на большую степень удовлетворения своих потребностей вправе рассчитывать работник.

 

Рисунок 3.1Критерии разумного рационального потребления и их использование в мотивации и стимулировании трудовой деятельности.

 

Разумной с этой точки зрения является такая структура потребностей, которая соответствует роли и месту субъекта в производстве, т.е. обеспечивается за счет средств, не превышающих возможности данного работника как участника производства. Потребности, удовлетворяя которые, человек воспроизводит себя как работник, как участник производства, являются потребностями первой необходимости. Все остальные можно отнести к разряду потребностей не первой необходимости.

Вторым важнейшим критерием, определяющим право работника на расширение своего потребления, является соответствие его потребностей целям общественного развития вообще, а с точки зрения организации целям развития данной организации в частности. Потребности, соответствующие целям общественного развития страны, являются социально перспективным, а не соответствующие — социально бесперспективными.

Провозглашая в качестве целей своего развития рост благосостояния трудящихся, демократию, социальный прогресс, равенство, свободу, братство, безопасность, уважение прав личности, общество тем самым дает социально перспективное направление развития потребностей своих субъектов (как отдельных организаций, социально-политических структур, так и отдельных работников). Удовлетворение этих потребностей не только гуманизирует процесс потребления, по и обеспечивает человеку возможности для самосовершенствования, расширяет сферу его свободного времени

Работники предприятий, производящих сигареты, алкоголь, оружие, заинтересованы в расширении выпуска своей продукции, так как от прибыльности предприятия зависят их собственные возможности по расширению своего потребления. Вместе с тем эти производства внедряют социально бесперспективный путь развития потребностей, и они заинтересованы в его расширении. То же можно сказать об экологически вредных производствах, отравляющих природную среду. Налицо явное противоречие целей общественного развития и целей отдельных субъектов потребления.

Разрешить это противоречие можно только исходя из нашей схемы развития потребностей на этапе соединения мотива и стимула и формирования на этой основе цели. Суть мотивационной работы заключается на данном этапе в том, чтобы убедить работника в преимуществе социально перспективного стимула, продемонстрировать ему возможность удовлетворения его потребности иным путем, менее опасным и более эффективным. Таким образом, мотивация несет в себе важную воспитательную функцию, направляя развитие потребностей работника по социально перспективному руслу в соответствии с целями общественного развития. Поэтому так велика ответственность социальных институтов и отдельных личностей, которые определяют эти цели общественного развития.

Третья группа критериев связана с особенностями жизнедеятельности человека как биологического существа. Они заключаются в обеспечении человеку необходимого уровня удобства и безопасности на основе учета его антропометрических, физиологических и психофизических особенностей.

Рациональные потребности — это те, которые обеспечивают работнику разумное существование как биологическому типу. Биологические возможности человека ограничены: он не может слышать за определенными пределами частоты, воспринимать слишком большой объем информации, поднимать большие тяжести, выдерживать напряженный ритм работы долгое время или слишком большой шум. Выход за нормальные границы функционирования организма может вызывать стрессы, нервные расстройства, заболевания и даже смерть.

Биологическим особенностям человека должны соответствовать и орудия труда, его рабочая одежда, система питания, система отдыха и иные системы, обеспечивающие его нормальное функционирование. Для унификации работы, но построению разумных систем функционирования применяют рациональные нормы потребления.

С развитием общества корректируются критерии разумности, а вместе с ними совершенствуются и системы норм и нормативов рационального потребления. Обобщающим критерием разумности системы потребностей, раскрывающим ее со стороны сознания отдельного человека, является критерий целостности. Человек — существо интегрированное, соединяющее все три начала: биологическое, социальное и духовное. Для него необходимо утвердиться во всей полноте своих жизненных начал и способностей, обеспечив гармоничное сочетание своего внутреннего "Я" и общественного признания этого "Я", общественного признания своих способностей.

Результатом является формирование у человека целостного мировоззрения с определенной системой потребительских предпочтений в рамках интегрированной системы потребностей. Пандемия усугубила «квалификационную яму» на рынке труда.

Консалтинговая компания BostonConsultingGroup (BCG) спрогнозировала последствия пандемии коронавируса COVID-19 для мирового и российского рынка труда. Эксперты опасаются, что несоответствие спроса и предложения навыков увеличит потери мирового ВВП до 11%, а в России — до 1,8%.Внезапно возникшая потребность в удаленной работе онлайн запустила волну массового освоения цифровых навыков, создавая для профессионалов в самых разных областях новые возможности карьерного роста и увеличения уровня доходов.[7]

 

 

4.Культура разумного потребления

 

Культура - один из ключевых компонентов социокультурного поля общества. Это ресурсы,ценностно-нормативная подсистема и символические средства коммуникации.

Культура программирует все виды человеческой деятельности, поэтому существует:

1.Культура труда

2.Культура быта

3.Культура потребления.

4.Экономическая

5.Художественная

6.Политическая

7.Семейная культура

Из этого списка мы рассмотрим культуру потребления. Культура потребления — это господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ, относительно устойчивый способ повседневной жизни и правила интерпретации потребительских практик (язык потребления). Она включает в себя вес выше описанные компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества за нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает в себя также объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.

Субкультура — это подсистема культуры, присущая какой-либо социальной группе, слою или совокупности людей, объединенных на иных основаниях (например, в силу общности стиля жизни). Одним из важнейших проявлений субкультуры являются модели потребления, характерные для возрастных, профессиональных, региональных групп, а также групп людей, сплоченных какой-то общей идеей, интересом (туризмом, рыбалкой), вкусом (обшей любовью к определенному музыкальному жанру, стилю и т.п.).

Культура и субкультура носят конкретно-исторический характер. Набор универсальных элементов культуры (так называемые «общечеловеческие «ценности и нормы) очень ограничен и весьма абстрактен. Когда же мы переходим к потреблению, вычленить его общечеловеческие формы оказывается весьма сложно. Попробуйте сделать это, сравнив потребление первобытного человека, обеспокоенного уходом мамонтов в другой лес на территорию, которая сейчас называется Россией, и современного россиянина, обеспокоенного ростом цен в результате падения курса доллара.

Согласно данным Росстата, за период с января по сентябрь 2019 года производство минеральной и питьевой воды по стране выросло на 14,4%, достигнув 5,8 млрд литров.Аналитическая компания TebizGroup оценивает объем розничных продаж минеральной воды в целом по стране за 2017–2018 годы в 111,59 млрд руб. По данным отчета ACG, в 2018 году в Сибири было произведено 0,9 млн л минеральной воды.[8]

 

 

5.Суть механизма мотивации труда

 

Мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента. Она побуждает работников к активной деятельности, к достижению целей предприятия и одновременному удовлетворению собственных потребностей.

Основные понятия теории мотивации трактуются в литературе по-разному. Нет единства в употреблении самих понятий мотивации, стимулирования. Но, учитывая, что в основе термина «мотивация» заложено корнеобразующее понятие «мотив» (от греч. motif, т.е. двигаю), определяющее внешнее и внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, интереса к такой деятельности, определяющее способы его инициирования или побуждения, целесообразно исходить из следующего определения.

Важнейшим мотивирующим фактором, повышающим активность индивида, является вовлечение работников в управление производством. Система участия в управлении будет эффективной, если каждый работник знает: какие решения принимаются, кто их готовит, какова цель принятия, кто несет ответственность за их выполнение. Доступность информации о принимаемых решениях, их выполнении будет заинтересовывать широкие круги персонала стать участниками выработки предложений, участвовать в управлении различного ряда коллективов или совета предприятия.

На предприятиях могут также разрабатываться программы, охватывающие вопросы материального стимулирования. Выработка механизма материального стимулирования требует, с одной стороны, учитывать нормативно-правовые аспекты, как меру государственного регулирования, с другой – правильно определять величину средств на эти цели и увязывать стимулирование труда каждого работника с достигнутыми коечными результатами.

Например, «Это наш вклад в развитие общей культуры предпринимательства». «Адаптация методики, из которой в дальнейшем была выстроена система дифференцированного управления, заняла три года. Какие-то другие инструменты требуют не менее полугода на доработку. Зачастую взятый за основу инструмент на выходе более чем на 50% отличается от оригинала. Но такая адаптация необходима, так как позволяет снизить затраты и риски и на 50% увеличить КПД при его использовании», — уверен бизнес-тренер.Кроме того, подобные мероприятия дают возможность предпринимателям обменяться уже накопленным опытом, а нам — изучить потребности наших клиентов», — сказал господин Шаронов.[9]

 

 

6. Мотив как осознанное внутреннее побуждение к деятельности

 

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. «Мотивация — через психику реализующаяся детерминация», — писал С. Л. Рубинштейн. Поэтому должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива. X. Хекхаузен по этому поводу пишет, что мотивация — это побуждение к действию определенным мотивом (обратим внимание: не стимулом, а именно мотивом).

Последовательным сторонником точки зрения, что мотив — это осознанное побуждение, является В. И. Ковалев. Побуждение он рассматривает как самостоятельный психологический феномен, хотя и проистекающий от отражения в сознании потребностей, но имеющий свою специфику. В связи с этим он отделяет мотив от установок, целей, отношений, состояний, влечений, желаний. У М. Ш. Магомед-Эминова (1987) мотив — только один из видов побуждений, наряду с потребностями, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т. п. В то же время ряд психологов (в частности, А. А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1989) не сводят мотив к побуждению и даже более того — отделяют мотив от побуждения.

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декларируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем: мотив — > побуждение — > действие (X.Хекхаузен),
побуждение (мотив) — > действие (В. И. Ковалев),
побуждение — > мотив — > действие (А. А. Файзуллаев).

Ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива, то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бессмысленным. В то же время свести мотив только к побуждению также нет достаточных оснований.

Во-первых, побудительностью обладает и потребность, о чем уже говорилось в предыдущей главе, причем побуждение можно рассматривать как состояние внутреннего (потребностного) напряжения — состояние, одинаковое для разных мотивов.

Во-вторых, побуждение в силу своей неспецифичности не раскрывает содержательную сторону мотива, не объясняет причину и смысл проявляемой человеком активности (если, конечно, не принимать, как это, к примеру, у В. И. Ковалева, за побуждение сам мотив). Например, побуждение к занятиям спортом может быть сначала обусловлено необходимостью укрепления здоровья, затем получением удовольствия от процесса выполнения физических упражнений, потом — стремлением достигнуть определенного спортивного результата и т. д.

Как видим, побуждение не дает ответов на вопросы — почему, для чего, из-за чего? А ведь понятие мотива нужно прежде всего для того, чтобы получить ответы на эти вопросы. Неслучайно X. Хекхаузен, говоря о мотивации, делает упор на том, что она должна дать ответ на вопрос «зачем?»; он отмечает, что по отношению к непроизвольной активности этот вопрос лишен смысла, поскольку ей нельзя приписать намерения.

В-третьих, мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив — только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отрицательными.

Признавая в большинстве случаев за мотивом побудительную силу (функцию), психологи, естественно, задумываются о том, откуда эта побудительная энергия берется. И тут снова возникают различия во взглядах об истоках побудительности. Одни считают, что побуждение берется от потребности, другие — от предмета удовлетворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по-разному. У одних — это побуждение к действию, у других — это то, что побуждает к постановке целей. Наконец, в ряде случаев побуждение как состояние, как энергетический заряд подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориентациями, потребностями, целями, интересами.

Например, Компании подыскивают способы мотивации сотрудников. Четверть российских работодателей планируют повысить зарплаты сотрудникам в 2020 году. 25% компаний уверены, что увеличат оклады персоналу, говорится в исследовании, которое провел портал Rabota.ru. 35% опрошенных работодателей делать этого не планируют, а 40% не смогли ответить однозначно. Часто сотрудникам, особенно федеральных центров, не хватает средств удовлетворять свои потребности. Кроме того, мидл-, топ-менеджмент и IT-специалисты — это высококвалифицированные работники. Их как раз будут удерживать за счет материальной и нематериальной мотивации».

 

 

7.Основные группы мотивов

Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации[10]:

1. По уровню притязаний: достижение успеха, избегание неудач.

2. По видам деятельности: мотивы общения, игры, учения, профессиональной деятельности.

3. По времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные.

4. По силе проявления: сильные, умеренные и слабые.

5. По степени устойчивости: сильно-, средне- и слабоустойчивые.

6. По характеру участия в деятельности (А.Н. Леонтьев): понимаемые, знаемые, реально действующие.

7. По социальной значимости (П.М. Якобсон): социальные, узколичные.

Если говорить о классификации мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека, то их можно разделить на четыре группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, мотивы выбора места работы и мотивы ухода с работы.

1. К мотивам трудовой деятельности относят:[11]

- побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), и общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает — тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем;

- получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

- удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он — не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования;

- удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

2. К мотивам выбора профессии относят:

- общественный престиж профессии в обществе;

- возможность обеспечить материальное благополучие;

- интерес к профессии;

- склонность к определенному типу деятельности;

- соответствие профессии способностям человека и др.
3. К мотивам выбора места работы относят:

Оценка внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов), которая включает:

- величину заработной платы, льготы, предоставляемые работающим на данном предприятии;

- близость к дому, удобство транспортного сообщения;

- эстетику места работы и наличие вредного производства;

- надежность и престиж фирмы, компании;

- меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе;

- психологический климат в коллективе, систему поощрений и наказаний (штрафов и т. п.);

Оценка своих возможностей, включающая:

- состояние здоровья;

- наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств;

- уровень образования;

- склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом;

3.Оценка выбираемого места работы с учетом интересов, которая касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по «служебной лестнице», выполнения руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и выдумки (творчества) и т. п.

4.Среди мотивов ухода с работы выделяют три группы основных причин увольнения, указываемые в анкетах:
а) объективные — слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, продолжение образования, рождение и уход за ребенком;
б)объективно-субъективные — условия труда, невозможность профессионального роста;
в)субъективные — психологический климат в коллективе.

Например: «У нас есть все, чтобы стать лучшими на рынке Среднего Урала». - «На какой объем производства кирпича вы планируете выйти?» - «Считаем, что способны переступить границу в 120 млн штук. В 2020 году мы должны выявить и использовать весь скрытый потенциал предприятия. Мы уже оптимизировали большую часть процессов, благодаря чему начали расти зарплаты наших рабочих».В 2019 году рост заработной платы составил без малого 9%. При этом мы увеличили производительность на 13,5%. Общая численность рабочих сократилась на 15 человек, хотя мы существенно доукомплектовали персонал — ввели новые необходимые нам специальности и должности. В этом году мы согласовали с собственником дополнительное увеличение зарплат: с июня проведем индексацию в среднем на 5–6%.[12]

 

 

8.Ядро мотивации.

 

Понятие «мотивационное ядро» имеет ряд синонимов — мотивационный профиль, мотивационно-стимулирующая компетенция, внутренняя конструкция мыслительных и квалификационных особенностей. Первым стал изучать личные установки человека, с помощью которых можно управлять его поведением, американский психолог Дж. Келли

Джордж Александер Келли (1905—1967). Согласно концепции личностных конструктов Дж. Келли, все люди воспринимают, классифицируют и оценивают вещи, людей и события в разных системах понятий (конструктов), а поступки человека определяются его внутренними конструктами. В течение жизни человек постоянно строит свою жизнь на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: