Что такое природные материалы. Природный материал для поделок




Изготовление поделки из природных материалов это прекрасный способ провести время с семьей. Для этого занятия вам потребуется всего-лишь прогулка в парк, немного фантазии и время. В данной статье мы рассмотрим основные виды природных материалов, как и где их собирать, приведем примеры использования, возможно это вдохновит вас и ваших детей на изготовление своих собственных поделок.

Прививать детям чувство прекрасного нужно как можно раньше. Важно обращать их внимание на красоту деревьев, листьев, цветов, орехов, ракушек, на то, что у каждого растения свои цвет, форма и другие аспекты. Это очень важно при изготовлении поделок из природных материалов.

Перед тем как приступать к работе, нам нужно знать, какими они бывают.

Материалы можно разделить на две группы: минеральные и растительные. К первым относят песок, ракушки, камешки и др., ко вторым цветы, солому, листья деревьев и кустарников, кору, желуди, шишки, орехи и т. д.

Ветки и корни — довольно часто встречаются в поделках различной сложности. Из них можно легко сделать шею, ноги, руки и другие конечности. Для ваших поделок мы рекомендуем использовать ветки ели, сосны, кизила и сирени, они весьма упругие и даже в сухом состоянии их сложно сломать.

Заготовка веток всегда требует терпения и аккуратности. Для работы подойдут не всякие ветки. Собирая их, нужно напоминать детям, что деревья нужно беречь, что не следует обрывать живые ветки, а брать сухие, но не пересохшие.

Корни, можно найти в парке, в лесу или на берегу реки, все они могут быть использованы для поделок. Иногда они настолько причудливы, что напоминают птиц, животных и т. п. Рассматривая корни, можно развить у детей наблюдательность и образное видение, эти качества позволят разглядеть в материале присущий ему образ (паук, щеночек, улыбающаяся мордочка или что-то вроде этого).

Корни нужно хранить в сухом помещении с умеренной влажностью.

Шишки — это отличный материал для объемных поделок. Из них можно сделать человека или животное. С шишками удобно работать. Они могут быть совершенно разные внешнему виду. Их легко склеивать между собой. Для поделок лучше всего использовать нераскрывшиеся шишки, с ними удобнее работать.

Собирать шишки лучше с влажной почвы, они медленнее высыхают и дольше сохраняют форму. После сбора, их сортируют по величине и форме.

Желуди бывают различной формы и величины. С одной стороны они окружены плюской – сильно разросшейся чашечкой. Желуди начинают созревать в сентябре – октябре. Собирать их лучше, когда они уже созрели и опали. Для поделок подходят только чистые здоровые желуди. Вместе с желудями можно собирать и плюски, они вам точно пригодятся.

Легче всего работать со свежими желудями, они дольше сохраняются. Высохшие желуди при работе легко раскалываются.

Плоды каштана – отличный материал для простых поделок.

У них красивая блестящая ярко-коричневая поверхность. Свежий каштан легко прокалывается шилом. Из целых плодов можно изготовить голову и туловище для кукол. Чтобы плоды каштана дольше сохраняли свои качества, хранить их лучше всего в прохладном месте.

Из початков можно изготовить фигурки лошадок, птичек и многих других животных. Хорошо использовать початки, которые только-только начали созревать. С таким материалом будет легче работать – обрезать, склеивать, прокалывать и пр. С высохшими и созревшими початками работать гораздо сложнее, так как они тверже и грубее. Использовать такой материал для поделок нежелательно.

Листья отделенные от початков, тоже могут пригодиться в работе. Например, из них можно сделать мышку, зайца или стрекозу.

Перед началом работы с кукурузными листьями, их следует просушить, после этого на 2–3 часа завернуть в мокрую отжатую ткань, предварительно разложив тонким слоем. Затем их можно использовать.

Солома – отличный материал для изготовления поделок. Она гладкая, гибкая и пахучая. Для работы можно использовать солому пшеницы, овса и риса. Главное, чтобы стебли не были измятыми.

Солому следует сортировать по длине и ширине. Перед работой ее нужно разрезать на части, по коленцам. Последние коленца отрезают, в работе они будут только мешать. Чтобы стебли стали более гибкими и эластичными, поместите их в кипящую воду и оставьте на сутки в закрытой посуде.

Поделки из соломы делают с помощью сшивания и связывания пучков, плетения и наклеивания. Так же из соломы можно сделать аппликацию. Для этого ее упаривают, разрезают на две части и наклеивают на кальку.

Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому можно прогладить утюгом, нагретым на разные температуры. Приклеивать солому нужно аккуратно, между ее частями не должно оставаться просветов. Так можно получить целые полотна из соломы. После этого на них наносят контур любого изображения, например животного или птицы. После фигурки вырезают и декорируют ими бумагу, ткань, либо — дерево. Это один из наиболее простых способов работы с соломой. Чтобы получить более качественное изображение, контур можно нанести сначала на бумагу, а потом формировать изображение по частям с учетом основных рельефных линий, варьируя направления соломки. Солома легко поддается окрашиванию и крепится клеем ПВА. Из неё можно сделать разнообразные красочные и привлекательные поделки.

Листья — хороший материал для изготовления дополнительных деталей поделок. Благодаря разнообразным формам и расцветкам они находят любое применение. Например, могут стать крыльями бабочки, плавниками рыбы или парусом. Осенние листья очень красивы и украсят вашу работу буйством красок.

Чтобы сохранить листья до очередного использования, их нужно правильно заготавливать и хранить. Для этого листья кладут между листами бумаги и проглаживают утюгом. После глажки их заворачивают в плотную бумагу, которую нужно изредка менять.

Семена цветков, деревьев, кустарников и других растений могут стать отличным материалом для поделок. В качестве дополнительных материалов подойдут семена ясеня и клена, из них можно сделать крылья, уши, плавники, а из семян липы могут получиться лапы животных или антенки бабочек. Для глаз хорошо подходят семена дыни, подсолнуха, арбуза, различных цветков.

Для изготовления поделки из природных материалов можно использовать орехи (грецкие, земляные, лесные, кедровые, фисташки). Они подходят в качестве материала для изготовления человечков, животных и т. д.

Собирать лесные орехи нужно зрелыми в августе вместе со шляпкой, шляпку тоже можно применять при изготовлении поделок. После сбора орехи раскладывают для просушки на доске, а потом убирают в коробку. Скорлупа лесных орехов твердая и прорезать ее ножом или проколоть шилом очень тяжело, поэтому работать с пересушенными орехами нежелательно.

Помимо лесных, можно использовать кедровые орехи в качестве дополнительного материала. Они хорошо склеиваются и легко прокалываются шилом.

Скорлупа грецких орехов часто применяется при изготовлении различных предметов. Например, лодочек. А ядра можно использовать в качестве мозгов.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: