Назовите отрасли специальной педагогики. Что они изучают?




ЭКЗАМЕН ПО ПРЕДМЕТУ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

(Все вопросы составлены на основе текстов, которые вам высылались при изучении предмета. КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ! Ответы должны быть конкретными и четкими, точно на вопрос)

ВАРИАНТ 1

1. Вставьте пропущенные слова:

Дефектология – это наука об особенностях и закономерностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.

 

2. Кто такие дети с ОВЗ? Расшифруйте аббревиатуру. Поясните выражение. Какие дети к ним относятся (НЕ НАДО перечислять категории детей с нарушениями!)

Дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями) – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия ил опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития.

3. Что значит: абсолютно слепые и практически слепые?

Дети с полным отсутствием зрительных ощущений,либо имеющих остаточное зрение

Дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04

 

4. Органические нарушения – это Для ответа выберите из предложенных вариантов правильный ответ: В

А. нарушения в строении органов и функциональных систем организма

Б. нарушения в функционировании органов и функциональных систем организма

В. нарушения в строении и функционировании органов и функциональных систем организма

 

Первые 2-3 года жизни ребенка – это Б.постнатальный период

А. натальный период развития ребенка

Б. постнатальный период развития ребенка

В. перинатальный период развития ребенка

Г. пренатальный период развития ребенка

 

6. Причинами врожденных органических дефектов развития являются … Выберите правильные ответы из предложенных:

•А. болезни матери в период беременности

Б. поствакцинальные осложнения у ребенка

В. родовые травмы

•Г. курение беременной женщины

Д. болезни ребенка в период с 1 до 3 лет

•Е. резус-конфликт крови матери и плода

Ж. асфиксия во время рождения

•З. интоксикации

 

Что такое факторы нарушений развития?

8. Заполните таблицу

Факторы, вызывающие нарушения развития Пояснение термина (что означает термин?) 2 причины, относящиеся к данному фактору (какие воздействия (причины) относятся к данному фактору?
1. Эндогенные факторы Внутренние,главным образом,генетические. Наследственные заболевания(аплазия,микрофтальм,миопатия),связанные с изменениями в численности и структуре хромосом(хромосомные аберрации)
2. Экзогенные факторы Факторы среды Серьезные отклонения в соматическом здоровьематери,родовыетравмы,асфиксия,осложнения инфекционных заболеваний,различные травмы,несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

 

9. Поясните понятия: первичный дефект и вторичные отклонения. Покажите первичный дефект и вторичные нарушения на примере одной категории нарушений развития (например, нарушение зрения или слуха)

Первичный дефект- нарушение слуха, зрения, двигательной сферы, высших нервных процессов.

Вторичные отклонения возникают в ходе аномального развития,обусловленное первичным дефектом.

Например первичное нарушение речи обуславливает отклонение в поведении,нарушение эмоционально-волевой сферы.

 

Назовите отрасли специальной педагогики. Что они изучают?

 

Отрасли специальной педагогики Предмет изучения (что изучает отрасль – очень кратко)
А.Сурдопедагогика и сурдопсихология Дети с нарушениями слуховой функции
Б.Олигофренопедагогика и олигофренопсихология Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития
ВТифлопедагогика и тифлопсихология Дети с глубокими нарушениями зрения
Г.Логопедия и логопсихология Дети с тяжелыми нарушениями речи

 

11. Соотнесите названия принципов специальной педагогики с их характеристикой:

 

Название принципа обучения Характеристика принципа
А. Принцип социально-адаптирующей направленности специального образования 3 1. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с ОВЗ становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Б. Принцип деятельностного подхода в обучении 1 2. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с недостатками развития, тем больших результатов можно добиться.
В. Принцип ранней педагогической помощи. 2 3. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности самостоятельности и независимости в социальной жизни.

 

12. Назовите формы специального обучения по их характеристике:

 

Формы организации специального обучения Их характеристика
А.Дополнительные формы организации педагогического процесса ♦ экскурсии; ♦ дополнительные занятия; ♦ самоподготовка
БКлассно-урочная-урок одна из основных форм организации учебного процесса. Это сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.
В.Индивидуализированная форма работы на уроке применяется на уроке в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей

 

13. Подберите термины к определениям из предложенных:

А. Распад или утрата ранее приобретенных функций – это деменция

Б.. Врожденное или рано приобретенное слабоумие – это умственная отсталость(олигофрения)

В. Средняя степень умственной отсталости – это имбецильность

 

Термины:

1. Олигофрения

2. Деменция

3. Умственная отсталость

4. Идиотия

5. Имбецильность

6. Дебильность

 

 

14. Назовите категории детей с нарушениями зрения

Слепорожденные

Ослепшие

 

 

15. Как вы понимаете выражения: «ЗПР занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности»

ЗПР-это не клиническая форма,а замедленный темп развития,личная незрелость,негрубые нарушения познавательной активности,компенсирующиеся под воздействием временных,лечебных и педагогических факторов

 

 

16. Как понимаете смысл высказывания: «ЗПР имеет обратимый характер»? Все ли виды ЗПР обратимы?

Возможно преодоление ЗПР, с возрастом и тем успешнее,чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей,т.е. это временная задержка.

ЗПР со стойкой интеллектуальной недостаточностью обладает менее выраженной тенденцией к компенсацию.Это возможно лишь в условиях спецюобучения и воспитания.

 

17. Соотнесите вид задержки психического развития с его причиной:

Вид ЗПР Причина ЗПР
А. ЗПР соматогенного происхождения 1. Неблагоприятные условия воспитания, неправильное отношение к ребенку.
Б. ЗПР психогенного происхождения 2.Частые, длительные, хронические заболевания в раннем возрасте.
В. ЗПР конституционального происхождения 3 3.Наследственно обусловленные особенности психофизической конституции.
  4. Патология беременности и родов, неблагоприятные воздействия на нервную систему в первые годы жизни.

 

18. Назовите 3 основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ

А.Психодиагностическая работа

Б. Коррекционно-развивающая работа

В. Консультативная работа с детьми и родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: