ЭКЗАМЕН ПО ПРЕДМЕТУ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
(Все вопросы составлены на основе текстов, которые вам высылались при изучении предмета. КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ! Ответы должны быть конкретными и четкими, точно на вопрос)
ВАРИАНТ 1
1. Вставьте пропущенные слова:
Дефектология – это наука об особенностях и закономерностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.
2. Кто такие дети с ОВЗ? Расшифруйте аббревиатуру. Поясните выражение. Какие дети к ним относятся (НЕ НАДО перечислять категории детей с нарушениями!)
Дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями) – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия ил опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития.
3. Что значит: абсолютно слепые и практически слепые?
Дети с полным отсутствием зрительных ощущений,либо имеющих остаточное зрение
Дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04
4. Органические нарушения – это Для ответа выберите из предложенных вариантов правильный ответ: В
А. нарушения в строении органов и функциональных систем организма
Б. нарушения в функционировании органов и функциональных систем организма
В. нарушения в строении и функционировании органов и функциональных систем организма
Первые 2-3 года жизни ребенка – это Б.постнатальный период
А. натальный период развития ребенка
Б. постнатальный период развития ребенка
В. перинатальный период развития ребенка
Г. пренатальный период развития ребенка
6. Причинами врожденных органических дефектов развития являются … Выберите правильные ответы из предложенных:
•А. болезни матери в период беременности
Б. поствакцинальные осложнения у ребенка
В. родовые травмы
•Г. курение беременной женщины
Д. болезни ребенка в период с 1 до 3 лет
•Е. резус-конфликт крови матери и плода
Ж. асфиксия во время рождения
•З. интоксикации
Что такое факторы нарушений развития?
8. Заполните таблицу
Факторы, вызывающие нарушения развития | Пояснение термина (что означает термин?) | 2 причины, относящиеся к данному фактору (какие воздействия (причины) относятся к данному фактору? |
1. Эндогенные факторы | Внутренние,главным образом,генетические. | Наследственные заболевания(аплазия,микрофтальм,миопатия),связанные с изменениями в численности и структуре хромосом(хромосомные аберрации) |
2. Экзогенные факторы | Факторы среды | Серьезные отклонения в соматическом здоровьематери,родовыетравмы,асфиксия,осложнения инфекционных заболеваний,различные травмы,несоблюдение санитарно-гигиенических норм. |
9. Поясните понятия: первичный дефект и вторичные отклонения. Покажите первичный дефект и вторичные нарушения на примере одной категории нарушений развития (например, нарушение зрения или слуха)
Первичный дефект- нарушение слуха, зрения, двигательной сферы, высших нервных процессов.
Вторичные отклонения возникают в ходе аномального развития,обусловленное первичным дефектом.
Например первичное нарушение речи обуславливает отклонение в поведении,нарушение эмоционально-волевой сферы.
Назовите отрасли специальной педагогики. Что они изучают?
Отрасли специальной педагогики | Предмет изучения (что изучает отрасль – очень кратко) |
А.Сурдопедагогика и сурдопсихология | Дети с нарушениями слуховой функции |
Б.Олигофренопедагогика и олигофренопсихология | Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития |
ВТифлопедагогика и тифлопсихология | Дети с глубокими нарушениями зрения |
Г.Логопедия и логопсихология | Дети с тяжелыми нарушениями речи |
11. Соотнесите названия принципов специальной педагогики с их характеристикой:
Название принципа обучения | Характеристика принципа |
А. Принцип социально-адаптирующей направленности специального образования 3 | 1. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с ОВЗ становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. |
Б. Принцип деятельностного подхода в обучении 1 | 2. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с недостатками развития, тем больших результатов можно добиться. |
В. Принцип ранней педагогической помощи. 2 | 3. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности самостоятельности и независимости в социальной жизни. |
12. Назовите формы специального обучения по их характеристике:
Формы организации специального обучения | Их характеристика |
А.Дополнительные формы организации педагогического процесса | ♦ экскурсии; ♦ дополнительные занятия; ♦ самоподготовка |
БКлассно-урочная-урок | одна из основных форм организации учебного процесса. Это сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы. |
В.Индивидуализированная форма работы на уроке | применяется на уроке в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей |
13. Подберите термины к определениям из предложенных:
А. Распад или утрата ранее приобретенных функций – это деменция
Б.. Врожденное или рано приобретенное слабоумие – это умственная отсталость(олигофрения)
В. Средняя степень умственной отсталости – это имбецильность
Термины:
1. Олигофрения
2. Деменция
3. Умственная отсталость
4. Идиотия
5. Имбецильность
6. Дебильность
14. Назовите категории детей с нарушениями зрения
Слепорожденные
Ослепшие
15. Как вы понимаете выражения: «ЗПР занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности»
ЗПР-это не клиническая форма,а замедленный темп развития,личная незрелость,негрубые нарушения познавательной активности,компенсирующиеся под воздействием временных,лечебных и педагогических факторов
16. Как понимаете смысл высказывания: «ЗПР имеет обратимый характер»? Все ли виды ЗПР обратимы?
Возможно преодоление ЗПР, с возрастом и тем успешнее,чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей,т.е. это временная задержка.
ЗПР со стойкой интеллектуальной недостаточностью обладает менее выраженной тенденцией к компенсацию.Это возможно лишь в условиях спецюобучения и воспитания.
17. Соотнесите вид задержки психического развития с его причиной:
Вид ЗПР | Причина ЗПР |
А. ЗПР соматогенного происхождения | 1. Неблагоприятные условия воспитания, неправильное отношение к ребенку. |
Б. ЗПР психогенного происхождения | 2.Частые, длительные, хронические заболевания в раннем возрасте. |
В. ЗПР конституционального происхождения 3 | 3.Наследственно обусловленные особенности психофизической конституции. |
4. Патология беременности и родов, неблагоприятные воздействия на нервную систему в первые годы жизни. |
18. Назовите 3 основные направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ
А.Психодиагностическая работа
Б. Коррекционно-развивающая работа
В. Консультативная работа с детьми и родителями.