Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)




Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на ОС.

Помимо государственной, в России существует еще и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.

Эти определения, хотя и введены законодательно, но не раскрывают всей полноты смысла, содержащегося в термине «экологическая экспертиза», включающего в широком его понимании не только контрольную административную проверку на соответствие экологическим требованиям, но и научно-практические процедуры экологического обоснования (ЭО) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые определяются далее.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процесс, соответствующей принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Основные принципы проведения ОВОС:

  • принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • принцип обязательности проведения ГЭЭ;
  • принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы (ЭЭ);
  • принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;
  • принцип достоверности и полноты информации, представляемой ЭЭ;
  • при проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В отличие от административной меры, которой является ГЭЭ, называемая еще «формой предупредительного контроля», ОВОС - это процедура выявления, обоснования и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической обстановке, т.е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии намерений или в ходе проектирования.

ОВОС по сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

Экологическое обоснование (ЭО) не имеет пока нормативно-правового закрепления. Это понятие определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».

Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в еще большей степени, чем оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.

Все три вышеназванных мероприятия фактически применяются сегодня в российской системе экологического управления на разных этапах жизненного цикла объекта. Так, если рассмотреть организационный ряд:

1. исследование

2. обоснование

3. проектирование

4. экспертиза

5. решение о реализации

6. строительство

7. приемка

8. эксплуатация объекта

9. его расширение

10. модернизация (реконструкция, перепрофилирование и др.) и наконец

11. ликвидация, можно довольно точно указать в нем место каждого из определяемых выше мероприятий.

По логике хозяйственной деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической обстановки и составляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла объекта.

Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь его начальной стадией), входя в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы - основу для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную стадию и подготавливающей решение о возможности (или невозможности) реализации" проекта.

Однако на практике ОВОС часто проводится параллельно (совместно) или даже после ЭО (или вообще не проводится), что снижает эффективность обоих мероприятий и удорожает проект (в случае его доработки по требованиям ГЭЭ).

В процессе реализации (строительства, эксплуатации объекта и т.д.) проекта экологическая экспертиза может повторяться в тех же или в несколько других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) - на «после проектной стадии» или в рамках аналитических мероприятий мониторинга окружающей среды, нормирования, лицензирования, а также экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов.

Указанные эколого-экспертные мероприятия на разных стадиях жизненного цикла объекта отличаются также и по субъектам, их проводящим, и по рассматриваемым материалам. Так, по сложившимся в Российской Федерации правилам, ОВОС обычно проводят физические или юридические лица - обычно специализированные организации научного профиля, фирмы. При этом экологическое обоснование чаще всего проводят проектные организации или фирмы -разработчики ОВОС.

Государственную экологическую экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные органы, имеющие на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов - работников системы бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.

Объекты ГЭЭ подразделяются на объекты федерального и регионального уровня. Список таких объектов определён законом «Об экологической экспертизе» и включает в себя:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
  • проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду;
  • проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придания этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.

Законы конкретизируют ряд случаев проведения повторной экологической экспертизы, в том числе по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ. К ним относятся:

  • доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечение срока действия положительного экспертного заключения.

Не менее важным для эколого-аналитической практики является определение условий проведения экологической экспертизы. Они закреплены в Законе «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым такими условиями являются:

  • соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы;
  • наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
  • наличие материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
  • предварительная оплата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе и др.

ГЭЭ проводится при условиях:

  • регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
  • оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
  • соответствия материалов требованиям, установленным Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
  • созданий экспертной комиссии и назначения ее состава приказом по специально уполномоченному органу в области ГЭЭ;
  • назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);
  • выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
  • информирования заинтересованных организаций о ее результатах.

Предоставляемые на ГЭЭ материалы ОВОС должны содержать следующую информацию:

  • данные о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т. д.);
  • оценку существующего экологического состояния территории;
  • данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
  • ограничения по пользованию природной средой;
  • прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
  • сведения о социальной среде и здоровье населения;
  • оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
  • характеристик и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.

Кроме перечисленных выше ведомственных подзаконных нормативных и инструктивно-методических документов, применяемых сегодня, отмечаются следующие:

1. Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности;

2. Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия;

3. Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

4. Единая форма заключения ГЭЭ;

5. Указания к, экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации;

6. Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95);

7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (система нормативных руководящих документов в строительстве - РДС 11-201-95, Минстрой РФ, 1995);

8. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ (утв. приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);

9. Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, № 41 РД-03-13-94) и др.

Помимо вышеуказанных при проведении государственной экологической экспертизы или ЭО хозяйственной деятельности экспертам и разработчикам ОВОС приходится учитывать нормы, правила и требования, содержащиеся еще в более, чем сотне нормативно-технических документов:

  • около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов;
  • более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);
  • около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН);
  • предельно допустимых (ПДК) и Ориентировочно допустимых (ОДК) концентраций;
  • ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ;
  • а также еще несколько сотен различного рода Методических указаний (МУ), норм безопасности (например, радиационной - НРБ), порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств организаций и учреждений.

Ответственность в области экологической экспертизы возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области в части ГЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе» определяет виды таких нарушений, группируя их следующим образом:

  • нарушения заказчиком документации;
  • нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссий;
  • нарушения экспертами;
  • нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля;
  • нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также гражданами.

В соответствии с указанными нарушениями Закон устанавливает и виды ответственности: уголовную, административную), материальную и гражданско-правовую, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда, регламентируемые соответствующими отраслями российского законодательства.

Ответственность по поводу ОВОС и других форм ЭЭ фактически не установлена.

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», а также в соответствии с постановлениями Правительства России «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ» и «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ» - за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы, которые перечисляются заказчиком на отдельный субсчет данного органа.

Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы в порядке, утвержденном Правительством России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании предложений специально уполномоченных государственных органов в области государственной экологической экспертизы.

Международные аспекты экологической экспертизы. В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая общая норма - если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.

В числе подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных договоров (конвенций) главными для организации и проведения государственной экологической экспертизы являются: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Материалы в приложении к данной Конвенции определяют Перечень видов экологически опасной деятельности и соответствующих объектов государственной экологической экспертизы, а также общие Критерии, помогающие в определении экологически значимых видов деятельности, не включенных в перечень, Требования к документации об ОВОС, предъявляемые на государственную экологическую экспертизу, Процедуру запроса о планируемой деятельности, рекомендации по послепроектному анализу (аналог ЭА) и арбитражу, а также элементам двухстороннего и многостороннего сотрудничества государств в области ОВОС и экологической экспертизы.

Итоги.

Более чем за 10 лет своего официального существования в России, экологическая экспертиза как инструмент экоуправления доказала свою пользу и во многих случаях - эффективность. Результатами ее работы являются многие приостановленные экологически вредные проекты, сотни миллионов рублей ежегодного предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации, подвергнутой экологическому анализу.

В системе только государственной экологической экспертизы до недавнего времени работало около 500 штатных специалистов и ежегодно привлекалось к работе комиссий более 10000 внештатных экспертов. Кроме того, несколько тысяч человек работают в соответствующих организациях, занимающихся разработками ОВОС и экологических обоснований проектов.

Однако в связи с реорганизацией природоохранных органов в последнее время перспективы развития системы экологической экспертизы пока четко не определены.

При этом общественная экологическая экспертиза в России находится в «зачаточном» состоянии, то есть практически отсутствует. Тем не менее, существуют несколько уже довольно известных в этой области общественных организаций, ее проводящих (в частности, РОО «Эколайн», Российский «Зеленый крест», «Экоюрис и др.).

«Previous | Next »

ДВГТУ 2009-2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: