Особенности образования в Эпоху Просвещения




Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.

XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.

Эпоха Просвещения, уже одним своим названием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики в западноевропейском сознании XVIII в., о напряженном внимании к вопросам образования в общественно-государственной деятельности, придала законченное выражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии. Именно в это время в теоретическом разуме особенно интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства общественной жизни на разумных началах.

В рядах этого течения была блестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. В XVIII в. появилось множество словарей по различным областям наук, среди них «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» французского философа материалиста Дени Дидро. В ней впервые объяснялись такие понятия как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Энциклопедию стали читать все слои тогдашнего общества, она оказала существенное влияние на приближение буржуазной французской революции.

Крупнейшие представители французского Просвещения: Франсуа Вольтер (1694 – 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Клод Анри Гельвеций, Дени Дидро, Этьен Кондильяк (1715 – 1780) и др. активно боролись за политическую свободу и социальный прогресс, установление нового порядка, основанного на «естественном равенстве людей» и широком распространении знаний. Они резко критиковали существующую форму правления, церковь и мораль, мечтали о создании идеального общества, в котором бы не было угнетения и насилия. Эта критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции. Основным же средством установления справедливого порядка и преобразования общества деятели французского Просвещения считали воспитание и просвещение.

26. История формирования системы образования в России: древняя Русь, Петр 1, женское образование, советское образование, настоящее время.

Отсчет развития системы образования в России можно начать со времен Киевской Руси, когда складывались его первые виды: общинное, монастырское, домашнее и государственное. Домашнее и общинное образование позволяло мастерам и умельцам виртуозно познать определенный вид труда, более четко углубиться в процесс, при этом совершенно обособится от познания других видов ремесел.

Средневековье – исторический период, который потребовал узкоспециализированной подготовки мастеров. Это послужило толчком для образования институтов ремесла. Ремесленное ученичество могло происходить на дому, в государственных мастерских, индивидуально или небольших коллективах.

Монастырское образование населения появилось гораздо позже и требовало от своих учеников грамотности, так как основным ремеслом была профессия «книжника». В связи с введением технологических новаций (металлообработка, ювелирное дело) от мастеров требовался высокий уровень грамотности и образованности. Умельцам стало необходимо записывать рецепт, математические расчеты, состав химических сплавов. Так сложился новый институт, который воспроизводил рабочие кадры.

Вторым этапом бурного развития системы высшего и профессионального образования стал 17 век, когда огромные массы русского населения, осознав свою безграмотность, потянулись к научным знаниям. Учреждение в России профессиональных школ было связано лишь с необходимостью разрешения нужд общества и государства, что не позволило поставить систему образования в России на новый уровень.

В начале 19 века Российское государство опубликовало Положение о создании учебных заведений, что в конечном итоге, поделило страну на 6 округов, в каждом из которых был открыт университет. К середине 19 столетия при университетах функционировало три типа учебных школ: заводские, окружные и горные училища.

Третий этап выпал на одно из самых тяжелых времен Российского государства – 1917-1950 годы. В этот период страна испытала огромное количество гражданских потрясений и революций, защищала свою честь на международной арене во время Первой и Второй Мировых войн, а также являлась освободителем братских народов от разрушительных сил фашистской Германии. Данный период характеризуется сокращением мест в университетах, закрытием профессиональных школ и училищ, так как всеобщая трудовая повинность на благо родине была превыше всего.

70-90-е годы 20 века характеризуются открытием большого количества профессиональных колледжей и училищ, которые выпускали квалифицированных специалистов, разбирающихся в новшествах научно-технического прогресса.

Таким образом, усложнение социально-экономических и политических отношений, научно-техническая революция на каждом этапе развития Российской государственности сыграли весомую роль в улучшение и усложнении системы образования в России.

27. Сравнительный анализ систем образования в странах Европы и Америки. (взять 2 страны и сравнить)

Система образования в США. Исторически сложилось так, что в Америке нет единой национальной системы образования. Каждый из 50 американских штатов имеет собственный департамент образования, который устанавливает образовательные нормы в штате. Система образования отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к Конституции федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа. И тем не менее, образовательные программы в 50 штатах очень схожи.

Американская система образования организована на трех основных уровнях: начальный (включая дошкольное и начальное школьное), средниый и высший. Оно является обязательным, начиная с семилетнего возраста в 29 штатах, с шестилетнего – в 18 штатах и с пяти лет в 3 штатах.

Всего в США около двух с половиной тысяч колледжей с четырехлетним курсом обучения (бакалавры) и университетов. В них обучаются почти 15 млн студентов. Наряду с частным высшим образованием в США существует государственная форма в виде публичных (общественных) университетов и колледжей. В каждом из 50 штатов есть как минимум один государственный университет и несколько колледжей. Еще 40 лет назад половина выпускников школ поступала в вузы.

В США установлено четыре ученых степени: Associate's – эта степень присваивается выпускнику среднего специального учебного заведения или техникума; Bachelor's – степень бакалавра; Мaster’s – степень магистра; Doctorate – докторская степень.

Для того чтобы получить специальность в колледже или университете, нужно взять определенное количество обязательных предметов и несколько – по выбору. Система образования в Америке адаптирована для студентов из Украины. Выпускники школ могут напрямую поступить на первый курс университета предоставив экзамен по английскому языку и аттестат о среднем образовании. Если уровня английского языка недостаточно для начала обучения, студенты могут пройти подготовительную программу на базе университета или колледжа.

Система образования в Швейцарии. Среднее образование: Кроме неизбежно тесного общения с носителями основных европейских языков, полезного для здоровья климата, возможностей заниматься любыми видами спорта, швейцарские пансионы можно считать самыми комфортабельными в Европе. Дети проживают здесь в комнатах на одного или двух человек, питаются разнообразно и вкусно (блюда французской, швейцарской, итальянской кухни, при необходимости — кошерная еда). Наверное, поэтому учеба в швейцарском пансионе на 30 % дороже, чем в Великобритании.

Швейцария — это Европа в миниатюре. Стоит ли удивляться разнообразию предлагаемых там школьных программ и сертификатов о среднем образовании: от швейцарского Matura до английского A-level, от немецкого Аbitur, итальянского Maturita и французского Baccalaureat до международной программы International Baccalaureate, при этом во все программы включено изучение 2-3 иностранных языков.

Высшее образованиеШвейцарии: В Швейцарии существует 12 официальных высших учебных заведений (10 кантональных университетов: в германо-говорящей части страны: в Базеле, Берне, Цюрихе, Санкт — Галлене, Люцерне; во франко-говорящей части страны: в Женеве, Лозанне, Фрибурге, Нешателе; в итальяно - говорящей части страны: в Тичино — и 2 федеральных технологических института: в Цюрихе и Лозанне).

Система образования Великобритании. Британская система образования имеет право называться самой традиционной и самой качественной. Сложившись много веков назад,система образования в Британии и сегодня не изменилась. По закону все британские дети обязаны учиться с 5 до 16 лет. Обучение в школе начинается с pre-preparatory school, через год, два школьники переходят в primary school, обучение в которой продолжается до 11-13 лет. После этого начтуупает этап средней школы, который заканчивается сдачей экзаменов на на свидетельство о среднем образовании GCSE. На этом обязательное среднее образование заканчивается, дальше можно идти работать или поступать в колледж. Для того, чтобы поступить в университет, студентам необходимо сдать экзамены A-level. Все более популярной в Британских школах становится программа IB. Система образования Англии завершается высшим образованием, которое, как и большинства странах разделется на программу бакалавра (3-4 года) и программу магистра (1-2 года).

28. Проблемы реформирования российской системы образования. В последние два десятилетия российская система образования существенно изменилась: появились дошкольное обучение, обучение в семье, экстернат, негосударственные школы и вузы. В настоящее время 60% обучения в вузах осуществляется на платной основе, что означает в условиях обнищания большинства населения создание финансовых преград для получения высшего образования для малоимущих слоев, для раскрытия возможностей талантливой молодежи. А это приведет в конечном итоге к тому, что мы не досчитаемся новых открытий, в научно-техническом плане застрянем на обочине мирового развития, лишимся многих перспектив, и кроме того, это чревато дальнейшим расслоением населения. Введение обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухуровневой системы высшего образования и пр., до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как в педагогическом сообществе, так и в российском обществе в целом, а в вузах внедряют Болонскую систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том числе и Россия. Среди основных недостатков ЕГЭ можно назвать, во-первых, превращение образования из универсального в узкопрофильное - выбирая учебную дисциплину для сдачи в форме ЕГЭ выпускники сразу же должны определиться с будущей профессией. Это во многом помешает их дальнейшей переквалификации, а также затруднит поиск работы. Во-вторых, ЕГЭ не позволяет людям широко, разносторонне мыслить. Наконец, несовершенной является и сама система оценки. Как утверждают специалисты, погрешности в определении высшего и низшего бала весьма существенны. Если говорить о болонской системе в вузах. Новые ступени образования (бакалавриат,магистратура) Основными положениями Болонского процесса в числе прочих являются:

1. Принятие системы сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Все, кто закончат бакалавриат, получают дипломы европейского образца.

2. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

3. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

Однако некоторые специалисты считают, что бакалавриат дает поверхностные и узкопрофильные знания студентам, что помешает им в будущем найти хорошую работу. А такая трехуровневая система может закрыть доступ многим студентам в получении полного высшего образования, так как магистратуру планируют сделать платной, что не каждому по средствам.

В школах бесплатное образование предлагают оставить только до 5-го класса. Далее бесплатными остануться только по 2 часа математики и русского языка, остальное платно. При этом планируется полностью отменить «обязательное» среднее образование — если нет средств платить после пятого класса, то и незачем ходить на два бесплатных часа математики и русского, лучше идти работать.

29. Проблемы образования в соврем мире.

Глобализация и образование. Глобализация образования, предполагающая, по существу, универсальность и целостность в качестве основных своих принципов, создает благодатную почву для синтезирования всех аспектов гармоничного развития личности. Другой вопрос, насколько эффективно эти возможности используются на данном этапе развития. В современном мире наблюдается беспрецедентное по своим масштабам развитие высшего образования, растет осознание его жизненно важной роли для экономического и социального развития. При этом практически во всех странах мира высшее образование в той или иной степени переживает период радикальных реформ, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации образования. «термин «глобальность» означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается такое единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации». Глобализация влияет на образование и через расширение его международной составляющей. Исследователи - специалисты по проблемам образования, пытаются разграничить понятия «глобализация» и «интернационализация» применительно к высшему образованию.

Тем не менее, инновационные тенденции модернизации в области высшего образования и стоящие перед ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития.

1. Учебные курсы сокращаются, а вместо них вводятся бессмысленные предметы. Это делается для того, чтобы снизить квалификацию, предотвратить возникновение целостного взгляда на мир и посеять хаос в голове студента. Экономическая цель вполне очевидна: страна становится поставщиком ресурсов, дешёвой рабочей силы и рынком сбыта своих товаров.

2. Ведётся либеральная пропаганда о том, что студент - это свободный индивид, наделённый кучей прав и свобод, правом выбора и т.п., и учёба должна доставлять удовольствие, а не трудности. Требовать от него что-то - это нарушение его священных прав и свобод. Он может выбрать сам. Поэтому подавляющее большинство выбирает - учиться не хотим. Для того же, чтобы этот процесс выглядел естественным, необходимо...

3. Постоянное снижение уровня требований к студентам. Ведь, если это уровень сразу опустить от советского до плинтусного, то диверсия станет очевидной. Поэтому планка требований опускается медленно, но постоянно - по мере оглупления населения.

4. Вместо изучения наук "изучаются" интерфейсы каких-то программных пакетов, которые называются "современными", "прогрессивными", а по сути, уберите красивые слова - и останутся просто цветные картинки. Что же они дают для квалификации? А истинный смысл этого - вырастить стандартного "юзера", ничего не соображающего за пределами этих интерфейсов. Не секрет, что любая мало-мальски нестандартная задачка ставит такого потребителя в тупик. Это как раз и нужно глобальной элите (см. п.1).

5. Внедряется тестовый контроль знаний, который поощряет, в лучшем случае, к тупому зазубриванию разрозненных фактов, а в худшем - к отгадыванию ответа, тем более, их всего три-четыре варианта. Вместе с тем известно, что знание некоторых принципов замещает знание многих фактов. Но одно из правил современного "образования" - ни в коем случае не дать целостного понимания, а забить голову фактологическим мусором.

6. Бесконечная информатизация подаётся, как самоцель и абсолютное благо, хотя на самом деле служит установлению тотального контроля над человеком. Дальнейшее направление - чипизация мозгов под предлогом безопасности, эффективности и т.п. Можно не сомневаться, лозунги будут придуманы самые благие. А пока в первых классах вытесняются буквари и заменяются электронными гляделками. С самых ранних лет нужно убить способность мыслить.

7. Через многие учебные предметы транслируются либеральные космополитические прозападные представления. Цель - с раннего возраста потенциально инкорпорировать индивида в западный глобальный мир и подчинить будущее всех стран глобализму через перерождение новых поколений. Этими предметами являются политология, социология, право, история и др. Они наиболее подходят для прозападной пропаганды. Для этих целей пишутся соответствующие учебники, переводя процесс в совершенно законное русло.

8. Действует множество всяких зарубежных программ "сотрудничества", цель которых - отслеживание талантливых людей и переманивание их за границу.

Информатизация и образования. Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, — отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере.

Индигенизация и образование. Индигенизация (букв.«отуземливание») — термин теоретической антропологии, обозначает локальные тенденции на культурное обособление и цивилизационную независимость. Индигенизация противоположна таким интегральным процессам как ассимиляция, глобализация, вестернизация, прозелитизм и пр. Исторически является постоянным спутником растущих и разрушающихся империй и государств. Одним из примеров индигенизации можно считать американизацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: