Одиночество губит, одиночество лечит,




Ученица 11 «А» класса МОУ СОШ №2

Насибова Айнура Юсиф кызы

 

Руководитель:

Педагог – психолог

Высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №2

Кравченко Елена Геннадьевна

 

Нягань

2006 г.


Содержание

 

Введение 3

I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. 5

II. Результаты исследования и их анализ. 9

Заключение 11

Словарь терминов 13

Литература 14


Введение.

Одиночество губит, одиночество лечит,

Одиночество давит на хрупкие плечи,

Заставляет задуматься честно и прямо

И себе самому отвечать без обмана.

 

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то – как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Для одних одиночество – результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других – активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

На разных ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает формироваться в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте.

Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения подростка.

В данном конкретном исследовании мы попытались проследить связь значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Мы считаем, что особенностями переживания одиночества по-разному определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид).

Цель исследования: выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.

Предмет исследования: причины возникновения чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

2. Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;.

3. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;

4. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъектности.

5. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Гипотеза исследования:

Возникновение чувств одиночества связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта.

Методы исследования.

Для выявленияосновных причин возникновения чувства одиночества у подростков нами использовались следующие методики:

1. Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).

2. Методика «Склонность к одиночеству».

3. Опросник «Умеешь ли ты общаться?».

4. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества», «Портрет одинокого подростка»)

Выборка. В исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте 15-17 лет.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: