Внеклассное занятие по музыке.
Тема: «Музыка и её роль в жизни человека»
Класс: 2
Цель: расширение знаний детей о музыке и ее особенностях.
Задачи:
Воспитательная: вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
Развивающиая: развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности); развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыки.
Образовательная: расширять общий кругозор детей.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемный.
Оборудование: аудиозаписи произведений, картинки музыкальных инструментов, компьютер, колонки.
Музыкальные произведения:
1. А. П.Бородин- Ноктюрн из Квартета №2;
2. М. П. Мусоргский-Богатырские ворота;
3. Ф. Шопен Мазурка Op. 67 No. 4.
Ход беседы.
Организационный этап:
Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о музыке, о том, какой он бывает, какую роль она играет в нашей жизни, а таже послушаем музыку.
Подготовительный этап:
Как вы думаете, какую роль играет музыка в нашей жизни?
(Предполагаемые ответы детей).
Основной этап:
Учитель: Музыка является древнейшим искусством, она сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают, задумываются о чем-то, танцуют.
Учитель: Как думаете, когда появилась музыка?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Музыка зародилась ещё в древние века от примитивных ударных и тростниковых дудочек до современных инструментов, только раньше музыка, естественно, отличалась от современной. И, вообще, музыка в разное время бывает разной, потому что она отражает ту жизнь, которая окружает человека. Например, музыку слушали уже в Древней Греции. Музыка занимала большое место в общественной жизни Древней Греции. Она сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.
Учитель: А сейчас, немного отвлечемся от рассуждений и проведём небольшую викторину.
1. Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)
2. Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)
3. Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль)
4. Каким ключом не открывается дверь? (нотным)
5. Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)
6. Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом, или приставкой? (нота до)
Учитель: Молодцы! Ребята как вы думаете, может ли музыка влиять на строение?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Влияние музыки на человека так же неоспоримо, она поддерживает это настроение и сопутствует ему. Музыка помогает открыть душу, подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах жизни.
Учитель: Как вы думаете, услышав одну и ту же музыку, разные люди испытывают одни и те же чувства, представляют себе одни и те же картины?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Да, верно. Каждый по-разному чувствует и представляет свои картины.
А чтобы проверить это, мы послушаем несколько композиций.
1. А. П.Бородин- Ноктюрн из Квартета №2.
(Учащиеся слушают 1-ую композицию).
Учитель: Какое настроение передает это произведение?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Да, действительно мелодия светлая, чистая и душевная.
2. М. П. Мусоргский-Богатырские ворота.
(Учащиеся слушают 2-ую композицию).
Учитель: А как вы бы описали это произведение?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Подобные контрасты позволяют выразить богатый эмоциональный спектр. Номер завершается праздничным колокольным звоном.
3. Ф. Шопен Мазурка Op. 67 No. 4
(Учащиеся слушают 3-ю композицию).
Учитель: Как опишите это произведение?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Мелодия слегка взволнованная, с господствующим настроением светлой печали.
Учитель: Отлично! Ребята, а какие музыкальные инструменты вы знаете?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Ого, сколько инструментов вы знаете. Действительно, музыкальных инструментов великое множество. А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Свой оркестр» и будем изображать музыкантов. Я включаю музыку и показываю картинки инструментов, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте вы должны «сыграть».
(Учащиеся играют в игру).
Заключительный этап:
Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. О чём вы с вами сегодня?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Правильно, сегодня мы говорили о музыке. А какой вывод можно сделать, какова роль музыки в жизни человека?
(Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Музыка очень важна, она расширяет наше знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи. Музыка помогает людям и в самые трудные минуты жизни.
Композитор, создавая музыку всегда стремится насытить её большими мыслями, искренними чувствами.
Музыка способна поднять нам настроение или поддержать нашу грусть. Она вдохновляет нас на новые поступки, и предаёт сил преодолеть препятствия. У каждого из нас есть любимая песня, с которой мы идем по жизни. Музыка влияет на нас, и это неоспоримо.
Ребята, если наше мероприятие прошло на ваш взгляд отлично и вам всё понравилось – улыбнитесь. Если был интересным, но у вас возникли вопросы – хлопните, а если мероприятие не понравилось, вы ничего не поняли – топните.