Образовательные и средовые ресурсы




Содержание

1. Образовательные и средовые ресурсы;

2. Принципы построения образовательной среды;

3. Зонирование образовательной среды образования и прилегающих территорий;

4. Список литературы.

 

Образовательные и средовые ресурсы

В современном мире средовый подход к образованию рассматривается как перспективный на уровне ЮНЕСКО. Методологический статус он получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения.

Идея средового подхода состоит в следующем. Обучение ребенка не происходит в вакууме. Существуют три равноправных участника образовательного процесса – педагог, ребенок, окружающая среда. Педагог активно использует среду для повышения активности ребенка, качества его образования.

Психологи осмысливают образовательную среду через систему влияний на личности учащихся и педагогов. В.А. Ясвин определяет образовательную среду как «систему условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся». В.И. Слободчиков рассматривает образовательную среду, как предмет, и как ресурс совместной деятельности и выделяет два основных ее показателя: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации).

Эти авторы выделяют следующие компоненты образовательной среды:

· пространственно-семантический,

· содержательно-методический,

· коммуникативно-организационный.

Пространственно-семантический компонент включает архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства обучающихся (архитектура школьного здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.) и символическое пространство школы (герб, гимн, традиции, настенная информация и др.).

Содержательно-методический компонент - содержательную сферу образования (педагогические концепции, образовательные программы, учебные планы, учебники и др.), формы и методы организации образовательного процесса, коммуникативную сферу (стиль общения и преподавания, форму одежды, пространственную и социальную плотность субъектов образования и др.).

Коммуникативно-организационный компонент включает особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности и др.) и организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др.).

По мнению П.И. Третьякова, образовательная среда призвана выполнять следующие функции: пропедевтико-реабилитационную (поддержание уверенности обучающихся к себе, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров); коррекционно-компенсаторную (преодоление педагогической запущенности, дезадаптивных форм поведения).

Костецкая Г. А. выделяет аспект безопасности образовательной среды учреждения, которая предлагает «рассматривать в трех ипостасях: как критерий качества образовательной среды, как рациональный способ обеспечения безопасности образовательного учреждения, как педагогическое условие образования школьников в области безопасности жизнедеятельности».

Понятие «образовательная среда» в настоящее время широко используется и в педагогических исследованиях, и в образовательной практике. В нашей стране данной проблемой занимается коллектив авторов Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич, Т.А. Григорьева, И.В. Зыгманова, И.Н. Миненкова.

С.Е. Гайдукевич, обобщая исследования современных авторов, предлагает следующие положения средового подхода:

1. Образовательная среда – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка. При этом, влияния это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений); условия гарант успешного его присвоения (переживания, сопереживания, многократные повторения); возможности символ активного начала не только среды, но и самого ребенка, который может осуществлять выбор объектов «собственной» активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними.

2.Структурными элементами образовательной среды являются средовые ресурсы, среди которых выделяют: предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические.

3.Среда нуждается в специальной организации в соответствии с заданной образовательной целью.

4. Организованная образовательная среда представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования «средовые комплексы », т.е. в соответствии с образовательной целью специальным образом организованно пространство, продумано его наполнение и возможные виды деятельности, заданы основные установки, мотивы и правила поведения.

5. Взрослые (педагоги и родители) выполняют систему действий по созданию средовых комплексов. Они определяют цель, проектируют и непосредственно организуют образовательную среду. В ряде случаев к работе над средой могут и должны привлекаться дети.

6. Основной развивающий эффект достигается при условии самостоятельного взаимодействия ребенка с образовательной средой, которая призвана стимулировать детскую активность, самостоятельность и инициативу.

«Таким образом, средовой подход – это теория и технология опосредованного (через среду) управления образовательным процессом, в котором основной акцент делается на включение внутренней активности ребенка, его самообучение, самовоспитание и саморазвитие)».

Изменение образовательной среды – необходимое условие организации интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования.

Целью изменения предметной и пространственной среды является обеспечение физического комфорта. Образовательная среда должна стать безопасной и удобной, «т. е. позволять каждому ребенку хорошо ориентиро­ваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нуж­ные объекты и выполнять с ними необходимые действия».

Целью изменения социальной среды является достижение социально-психологического комфорта. «Окружающим необходимо научиться видеть в детях с особенностями психофизического развития то общее «здоровое», что объединяет их с обычными детьми, понять специфику трудностей, с ко­торыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, воспитать в себе способность терпимо относиться к их промахам и неудачам, а также предлагать и оказывать им посильную разумную помощь».

В условиях интегрированного обучения и воспитания (инклюзивного образования) образовательная среда должна стать личностно-ориентированной, т.е. обеспечить развивающий эффект, учесть разнообразные потребности и интересы ребенка, способствовать его жизненному самоопределению и самореализации; коррекционно-развивающей средой, т.е. способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка; адаптивной, т.е. обеспечить условия для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей; безбарьерной, т.е. способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка.

Только в том случае, если образовательная среда будет личностно-ориентированной, коррекционно-развивающей, адаптивной и безбарьерной она обеспечит необходимый уровень доступности, комфортности и безопасности ребенка с ОПФР в образовательном процессе.

Применениесредового подхода в образовании детей с ОПФР позволило С.Е. Гайдукевич сформулировать целый ряд установок, обеспечивающих специфику организации и реализации данного процесса:

· в большинстве случаев проблему стоит искать не в ребенке, а в окружающей его среде (на уровне семьи, класса, школы и т.д.), т.е. его ограничения обусловлены средой;

· если у ребенка есть особые потребности, то он включается в образовательную среду на своих собственных условиях (т.е. не ребенок приспосабливается к среде, а среда к ребенку);

· определение данных условий обеспечивается за счет выявления препятствий, ограничивающих жизнедеятельность ребенка на всех уровнях (находить и узнавать предметы, оценивать величины и расстояния, осуществлять пространственную ориентировку, запоминать последовательность действий, работать в определенном темпе, устанавливать и поддерживать контакты, планировать свою деятельность и т.д.);

· профилактика, устранение либо ослабление данных препятствий может осуществляться за счет внесения в образовательную среду определенных преобразований.

 

Средовой комплекс это объединение средовых ресурсов с целью решения конкретных образовательных задач. Средовой ресурс это естественное и специально созданное условие, обеспечивающее образовательный процесс (цвет, форма, материал, из которых сделан предмет, сам предмет, правило пользования предметом, поза при его рассматривании, мотив поведения).

Средовые ресурсы классифицируют на 4 группы: предметные (отвечают на вопрос «что?»), пространственные (отвечают на вопрос «где?»), организационно-смысловые (отвечают на вопросы «когда?, как?»), социально-психологические (отвечают на вопрос «кто?»). Примеры данных ресурсов представлены в таблице «Характеристика основных групп средовых ресурсов».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: