Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время).




Первый этап (1917-1932 гг.).

В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.

Второй этап (1933-1960 гг.).

В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.

 

Третий этап (1960-1991).

Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание «Народный». Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства — авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.

 

Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время).

Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.

Советская власть создала все условия для развития народного творчества. «Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одной из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность» (11, С. 3). В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. «Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности — яркое свидетельство успехов в этой области» (11, С. 4). С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры — оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются — проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

 

Характеристика организации любительского творчества в учреждениях культуры.

Культуротворческая деятельность клубных посетителей также является одним из важнейших ресурсов пополнения творческих профессиональных коллективов новыми участниками (театральных, музыкальных, хореографических коллективов и пр.). Этот процесс также нуждается в изучении с позиции выявления специфики клубных учреждений как учреждений культуры, поскольку существует тенденция скрытой или явной трансформации клубных коллективов в профессиональные творческие студии и площадки, академические учебные коллективы, сужающие спектр своей деятельности до подготовки творческого резерва профессиональных творческих коллективов в ущерб массовости клубного обслуживания. Соответственно актуальна задача исследования специфики деятельности клубных учреждений, сочетающей массовость и развитие мастерства участников творческих клубных коллективов. В исследовании изучаются возможности сбалансированности в клубной деятельности профессионализации клубного творчества и участия в нем любителей творческой деятельности, не связанной с карьерой профессионального исполнителя.

 

Базовой специфической характеристикой клубной деятельности как процесса инкультурации является массовость приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей. Это обеспечивается не просто массовой просветительной деятельностью и массовым самодеятельным творчеством, но также ориентированием клубной деятельности на стимулирование социокультурной активности клубных посетителей в самых различных сферах жизнедеятельности. Наиболее распространенные формы такого стимулирования: развитие клубного самоуправления, расширение сферы влияния клуба (в первую очередь по месту жительства), включение клубной деятельности в контекст социально-адаптационной помощи, программ оздоровления и образования (особенно дополнительного образования), расширение социально- демографического состава клубной самодеятельности, участие клубных учреждений в решении населением разнообразных жизненных проблем.

В то же время сфера клубного любительства как особого вида творческой деятельности в значительной мере недооценивается в системе управления клубными учреждениями. В лучшем случае учитываются и развиваются «продвинутые» исполнительские коллективы в традиционных видах и жанрах самодеятельного творчества. Многие же виды творческой деятельности в клубах не учитываются в государственной статотчетности, не включены в программы социокультурного развития регионов, городов, муниципальных образований.

Недооцениваются коллективы, не претендующие на соревнование с профессиональными творцами, а также относимые к любительским, но не исполнительским коллективам (коллекционно-собирательское любительство, техническое творчество, подростковые клубы и т.д.). Между тем сама их деятельность, как правило, в самом широком смысле носит творческий характер (поисковая и исследовательская деятельность в мире культуры, технические изобретения, создание новых образцов досугового времяпрепровождения и т.д.), создает новые ориентиры в процессах инкультурации и социализации личности. В настоящее время процессы массового любительства в клубной сфере развиваются преимущественно на собственной основе без должной государственной поддержки и полноценного информационного и научно-методического обеспечения. Это в свою очередь является одной из причин трудности становления в нашей стране гражданского общества как полноценного субъекта культурной политики.

В современной социокультурной ситуации возрастает значение активизации любительских инициатив и движений, обеспечивающих вовлечение в творческую жизнь самых различных групп населения как альтернатива прагматизму и рыночным отношениям, вытесняющим самоценность культурно значимой социальной активности.

Сфера любительства так или иначе обеспечивает творческое самовыражение личности независимо от каких-либо предварительных условий, связанных с потенциалом самой, личности: ее образовательным уровнем, способностями, социальным статусом, материальным положением. Единственным-ограничением- для любительских инициатив, занятий, движений является выработанный в свое время любительскими структурами и неформальными объединениями этический принцип в виде трех «нет»: 1) «Нет» пропаганде и практике физического насилия; 2) «Нет» идеологической, национально-этнической или расовой исключительности; 3) «Нет» монопольному праву на владение истиной.

Социально-культурная характеристика любительской деятельности, осуществляемая исследователями, позволяет выделять различные ее виды. Культуро- творческое содержание деятельности каждого вида любительства в сжатом виде выглядит следующим образом.

 

а) «Экспрессивное», «эпатажное» любительство. В значительной мере этот вид любительской деятельности порождается стремлением в первую очередь подростковых и молодежных групп компенсировать нерешенность многих социальных и культурных проблем уходом в собственный, зачастую придуманный мир, создающий иллюзию освобождения от этих проблем, начиная от разнообразных фанатских группировок, кончая нетрадиционными социально-культурными моделями поведения типа «готов», «эми», флешмоб» и т.д.

Выделяются феноменологические характеристики этих любительских групп, которые можно рассматривать как существенные для реализации их культуро-творческого потенциала. Среди этих характеристик следующие:

 

Размытость досуговых интересов. При всей яркой выраженности области культурных интересов того или иного вида любительства его-участники в основном озабочены возможностью выразить себя и продемонстрировать свою социокультурную активность. Любительское увлечение в этом случае выполняет своеобразную роль экологической ниши для самореализации ее участников, в которой само содержание культурной деятельности является менее значимым.

Амбивалентность. Эта характеристика выражается в том, что неформальное любительство подростков и молодежи насквозь карнавально. Здесь преобладает мир перевернутых значений — то, что является в «официальном» социуме серьезным, воспринимается подростково-молодежными группами как комическое и наоборот. Результат — подчеркнутая карнавальность в досуговом поведении подростков и молодежи, вовлеченной в то или иное неформальное любительство, включая внешний вид — «бляхи», «цепи», прически, эпатажный макияж, экстравагантность в одежде и т.д. Таким способом молодые как бы испытывают на прочность нормы и ценности мира взрослых, пытаясь освоить эти ценности и нормы творчески — одновременно прощаясь с отживающими социально-культурными стереотипами и порождая новые, которые пока не принимаются в полной мере обществом.

Самоценность неформального общения и межличностного взаимодействия.

 

В экспрессивном любительстве то или иное увлечение часто служит просто пусковым механизмом для такого общения и взаимодействия, способствуя полноценной социокультурной адаптации, инкультурации и социализации личности. Зато на первый план выходят игровые и импровизационные формы взаимодействия, при которых подростки и молодежь в известной мере «изображают» серьезность того или иного досугового увлечения, формируя на основе последнего импровизированные сценарии групповой активности.

Очевидно, что куьтуротворческий потенциал этого вида любительства можно оценивать как важный ресурс дальнейшей активизации клубной деятельности по развитию творческой деятельности клубных посетителей.

 

б) Культурно-ориентированное любительство.

В этом виде любительства предмет культурной деятельности более важен и самоценен, предоставляя возможность любителям приобщаться к различным досуговым занятиям независимо от уровня способностей, культурно-образовательного уровня, социального положения, возраста. Причем любительская деятельность может существовать и как дополнение к существующей-творческой профессиональной деятельности, к традиционному клубному самодеятельному творчеству и как альтернатива сложившейся творческой профессиональной практике.

Например: альтернативные любительские театральные студии, рок-музыканты-любители, молодые художники как альтернатива- официальным творческим союзам и т.д.

В условиях дефицита кадров творческих работников в клубных учреждениях-, готовых работать с любителями творческой деятельности независимо от уровня исполнительского мастерства, способностей, в любом возрасте и т.д., такие любительские общности могут восполнять в значительной мере этот кадровый дефицит.

 

К встречаемым издержкам этого вида любительства исследователи относят:

 

· оторванность от массовой аудитории любителей данного вида творчества;

· отсутствие института общественной экспертизы художественных достижений «неофициальных» любителей (искусствоведения, журналистики, СМИ, художественной критики и т.д.);

· отсутствие устойчивого «рынка», экономических механизмов, стимулирующих творчество «альтернативных» любителей» (19, с. 12).

 

К разновидностям культурно-ориентированного любительства, которые могут быть вписаны в деятельность клубных учреждений можно отнести: любительские общности, ориентированные на изучение достижений культуры и искусства, культурного наследия, краеведческую и коллекционно-собирательскую деятельность и другие занятия изыскательского характера; неформальное любительское исполнительское творчество; любительские общности и объединения, ведущие разнообразную просветительскую деятельность.

в) Социально ориентированное любительство.

 

К этому виду любительства тяготеют общности, движения, объединения, которые стремятся активно участвовать в общественной, социальной и политической жизни. Часто эта активность носит протестный характер ввиду неповоротливости ведомств и организаций, отвечающих за решение тех или иных социальных проблем, бюрократизации и коррумпированности представителей тех или иных государственных структур. По отношению к этому виду любительства возможны две стратегии: 1) вписанность этих групп любителей в деятельность государственных органов, учреждений, организаций как дополнительный ресурс демократизации и социально-культурного развития нашего общества; 2) диалог и партнерство государства с этими любительскими объединениями и общностями для решения различных социальных проблем общества в, рамках существующего правового поля.

 

Анализ практики любительской деятельности позволяет дать более развернутые характеристики рассмотренным выше видам любительства в контексте их организации клубными учреждениями. Среди любительских объединений и общностей, которые могут стать объектом деятельности клубных учреждений, можно выделить:

 

· саморазвивающиеся любительские общности и объединения как дополнение к существующим профессиональным организациям и государственным учреждениям для решения актуальных социокультурных задач;

· альтернативные сложившимся официальным структурам, учреждениям, организациям любительские объединения как площадка инновационных социокультурных экспериментов или как структуры, оппонирующие сложившейся и поддерживаемой официальными государственными органами социокультурной практике;

· организуемые государственными учреждениями и организациями культуры те или иные любительские объединения и общности.

 

Первый вид любительских объединений и общностей предполагает развитие все новых гражданских и социокультурных инициатив населения в тех сферах жизни общества, которые не обеспечиваются в должной мере государственными структурами и учреждениями. Эти любительские объединения и общности дополняют своей деятельностью государственные структуры. К объединениям такого рода тяготеют любительские общности, которые, так или иначе, участвуют в сохранении и распространении культурного наследия, а также в процессе инкультурации и социализацииграждан, не охваченных в полной мере государственной сферой. Распространенной формой такого любительства являются организованные «хобби», наиболее широко представленные коллекционно-собирательскими занятиями (в России насчитывается более 200 видов официально-зарегистрированного общественно организованного любительства).

Эта любительская деятельность достаточно широко представлена некоммерческими организациями (НКО) в сфере досуга. Это официально зарегистрированные любительские объединения с устойчивым правовым статусом, многие из которых функционируют как добровольные общественные организации: Кроме упомянутых выше коллекционно-собирательских любительских объединений к этому типу любительства (дополняющему государственные структуры) относятся также социально-ориентированные любительские объединения (добровольные общественные организации, объединения, решающие различные социальные задачи: в первую очередь оказание помощи социально незащищенным и социально неблагополучным группам населения). Это также различные клубы по интересам, создаваемые как дополнение к учреждениям культуры (например, клубы любителей искусств, науки, тех или иных видов отдыха). Отмечается, что эти «любительские объединения способствуют расширению культурного кругозора их членов, развитию разнообразной культурно-познавательной деятельности населения, развитию гражданской активности, поддерживающей конструктивные инициативы «официального» социума в различных сферах социокультурной деятельности. Именно в этом качестве любительские объединения могут быть востребованы государственной культурной политикой» (10).

Социокультурный потенциал многих объединений этого типа связан также с их деятельностью, направленных на сохранение социальных и культурных ценностей в современном обществе. Эти объединения способствуют также освоению этих ценностей через различные информационно-просветительные мероприятия выставки, просветительские, информационные и праздничные мероприятия и т.д.

Одно из главных мест в деятельности современных, досуговых некоммерческих организаций (НКО) занимает работа с детьми. Это понятно: дети — наиболее активная и податливая аудитория, готовая к творчеству; многие родители готовы к сотрудничеству с теми, кто может помочь в воспитании; наконец, в стране богатый кадровый ресурс: психологи, социологи, педагоги — школьные и внешкольные, клубные работники. Педагоги по призванию, прошедшие в свое время неплохую школу в пионерских и комсомольских организациях. Среди этих людей — истинные энтузиасты, самим фактом своего существования убеждающие в том, что «дикий рынок» не в состоянии уничтожить высокие стремления души, бескорыстие, подвижничество.

Следует отметить как передовой опыт некоторые программы и проекты московских НКО, работающие с детьми в округах и районах города как дополнение к уже существующим учреждениям и институциональным структурам. Это, например, передача ремесла «из рук в руки», и обучение морским профессиям, и приобретение трудовых навыков в театральных мастерских, и бесплатное обучение профессиям, и трудоустройство подростков. Каждая из этих программ — это продуманная система социокультурной деятельности — театр, туризм, выпуск газеты, работа в архивах, дизайн. Занятия способны увлечь детей, потому что облечены в форму игры, проверенной временем, но сильно потесненной системой дополнительного образования.

Второй тип любительской деятельности, являющийся чаще всего альтернативой «официальным» формам социокультурной деятельности населения, также значим для сохранения и развития отечественной культуры. Это, как правило, неформальные любительские общности, не имеющие официального правового статуса, но способствующие формированию самых различных субкультур тех или иных досуговых групп, объединенных общими социокультурными характеристиками: возрастом, социальным положением, культурными ориентациями, не вписывающимися в официальный «мейнстрим», национальными, религиозными и другими признаками. Важно отметить, что многие субкультуры, формирующиеся в пространстве неформального любительства, потенциально могут стать органичной частью официальной культуры по мере демократизации последней.

В конечном счете, неформальные любительские общности при всем их разнообразии решают главную социокультурную задачу — формирование у их членов собственных эталонов и норм образа и стиля жизни, необходимого для полноценной социокультурной самоидентификации и социальной адаптации. При этом эти нормы и эталоны ищутся в идеалах прошлого или будущего, обеспечивая таким образом наличие в социуме связи с прошлым и будущим. В этой связи естественным выглядит стремление многих «неформалов» к социальному и культурному экспериментированию, способствующему сохранению динамики развития культуры и социума.

Эта ориентированность неформальных любительских объединений и групп вполне естественно проявляется наиболее ярко в активности досуговых подростково-молодежных общностей и группировок. Соответственно некоторая протестность и альтернативность неофициальной подростково-молодежной субкультуры по отношению к институционализированным формам любительской активности делает невозможным давление на эту субкультуру и ее организованность на сугубо учрежденческой основе. Подростково-молодежные группировки в настоящее время являются своеобразным культурным явлением часто в рамках культурного «андеграунда», влияя самим фактом своего существования и на официальную культуру (например, через моду).

Третий тип любительства, как отмечалось выше, развивается преимущественно на базе культурно-досуговых учреждений как плановое направление деятельности последних. Если в предыдущих двух типах любительства наиболее значимой является самостоятельная социокультурнаядеятельность, то для любительских структур этого типа важно достижение социокультурных результатов, повышающих эффективность работы конкретных учреждений культуры. Если для функционирования любительских образований первых двух типов часто достаточно отсутствия по отношению к ним государственно-административных санкций, то для этих любительских объединений важен определенный правовой статус, легитимизация их социокультурной деятельности. Этому формально-правовому признаку лучше всего соответствуют коллективы художественной самодеятельности клубных учреждений, которые чаще всего являются своеобразным недоразвитым вариантом любительской деятельности. Недоразвитым потому, что в большинстве своем деятельность коллективов самодеятельного творчества клубных учреждений достаточно зарегламентирована (обязательный для исполнителей репертуар, требования руководителя-профессионала, режим репетиционной работы и т.д.) и приближается по своему содержанию к деятельности не любительских, а профессиональных коллективов.

Тем не менее, многие самодеятельные коллективы клубных учреждений наряду с любительскими объединениями все же становятся собственно любительскими, если регламент и содержание их деятельности определяются в первую очередь самими участниками этих коллективов. Анализ клубной практики и организации деятельности клубных учреждений показывает, что наиболее органичными для клубных учреждений являются любительские структуры, которые, так или иначе, вписываются в массовую работу клубных учреждений: в организацию выставок, вечеров, праздников, программ выходного дня и т.д.

В соответствии с «парадигмой согласия» можно выделить по культуротворческому признаку следующие любительские общности, представляющие особый интерес для деятельности клубных учреждений:

 

· любительские объединения, функционирующие по образцу творческих союзов, предоставляя возможность для творчества самым различным любителям независимо от уровня их подготовки, способностей, творческих достижений;

· любительские объединения, осуществляющие педагогическую деятельность как дополнение к существующим педагогическим учреждениям и институтам (например, студии комплексного развития дошкольников, любительское техническое творчество детей и подростков, объединения родителей, семейные клубы и пр.);

· любительские объединения, создаваемые для общественно-политической деятельности в рамках существующих норм права, уголовного законодательства (политические клубы и объединения, национально-культурные центры, правозащитные организации, патриотические и экологические клубы и т.д.);

 

· любительские объединения, чья деятельность направлена в первую очередь для оказания помощи социально незащищенным и социально неадаптированным группам населения (объединения реабилитации инвалидов, объединения, решающие проблемы, профилактики и борьбы с наркоманией, алкоголизмом, клубы трудных подростков, клубы пожилых, клубы знакомств, здорового образа жизни и т.д.).

 

Вышеперечисленные любительские общности и объединения можно оценивать, как один из важнейших резервов дальнейшего увеличения культуротворческого потенциала клубных учреждений и демократизации их деятельности. Рассмотрим этот потенциал более подробно.

 

Особо следует выделить культуротворческий потенциал неформального любительства, который заключается в развитии у индивидов прежде всего особого самостоятельного мышления и мировосприятия, с трудом вписывающегося в. систему господствующих в обществе мировоззренческих и идеологических установок и штампов. Это мышление развивается на основе особой социальной логики, специфической характеристикой которой является, поиск нестандартных форм самовыражения, диктуемых образом и стилем жизни соответствующей неформальной группы, общности.

 

Наличие таких любительских групп обусловлено стремлением многих членов общества к свободному культурному самоопределению, борьбой за право самостоятельного самовыражения безотносительно к заданным безличным стандартам. Чаще всего эти любительские объединения являются досуговыми группами, способствующими развитию самосознания и культурной самоидентификации ее членов.

К таким группам и объединениям относятся: неформальные подростковые объединения, спортивные фанаты, коллективы аутентичного фольклора, функционирующие только в среде их возникновения; временные игровые коллективы, образующиеся в процессе празднеств; «мужские» досуговые компании; «соседские» группы; незарегистрированные объединения на основе общих досуговых увлечений и т.д.

Именно эти любительские общности и объединения способствуют выработке новых культурных ценностей, формируют культуру повседневности, непосредственно не связанную с демонстрацией своих культурных достижений, но необходимую для совершенствования образа и качества жизни населения часто в ярко выраженных художественно-эстетических формах.

Таким образом, культуротворческий потенциал неформального любительства заключается в культурно-досуговой и шире социокультурной инновационности, разрушающей сложившиеся профессиональные стереотипы клубной деятельности для обогащения последней новыми ресурсами и образцами вовлечения населения в культуротворческую деятельность.

Важно отметить, что в сфере досуга любительские объединения как неформальные, так и официально зарегистрированные, не предполагают жесткого однородного социально-культурного состава. Даже в том случае, когда налицо какой-либо объединяющий любительскую общность признак (например, возрастной, национальный и т.д.) остается достаточно много возможностей для вовлечения в деятельность этой общности самых различных любителей, разделяющих общие приоритеты деятельности любительского объединения (за исключением сектантских групп, общностей, которые трудно отнести к просто досуговым любительским объединениям, даже если они себя позиционируют в этом качестве).

Многие любительские объединения (как неформальные, так и официально зарегистрированные) являются по сути дела своеобразными экспериментальными площадками для отработки эффективных клубных технологий работы с населением, возможностью дальнейшего развития форм и методов работы клубными учреждениями.

В должной мере не изучен состав современной клубной любительской деятельности, ее значимость в качестве культурного феномена, возможности вписывания ее в существующую практику культурного обслуживания населения и развития его творческого потенциала в различных сферах жизнедеятельности.

Особое значение изучение культуротворческого потенциала деятельности клубных учреждений имеет для совершенствования сферы досуга и развлечений, преодоление в ней тенденции потребительства и гедонизма (особенно в молодежной среде) в ущерб ее социализирующим и «жизнестроительным» возможностям.

Традиционно сфера массовой рекреации связывается в первую очередь с возможностью создания индустрии развлечений, не оставляющих возможности для участия населения в самостоятельной творческой деятельности.

Деятельность клубных учреждений изучалась отечественными исследователями по самым различным направлениям. История становления клубов в нашей стране рассматривалась в контексте истории культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности Г.А.Аванесовой, В.Н. Гагиным, А.М.Жарковым, Т.Г.Киселевой, Е.М.Клюско, Н.Д.Красильниковым, В.М.Рябковым, А.М. Савченко, Ю.А.Стрельцовым и другими исследователями (1, 3, 6, 7, 8, 14, 15, 17).

Клубная самодеятельность и любительская деятельность как ресурс развития творческого потенциала населения представлены в трудах Т.И.Баклановой, И.И.Горбатовой, В.А. Лапшина, Н.Г.Михайловой, Ю.Е.Соколовского, Е.И.Смирновой, В.Е.Триодина (2, 4, 7, 10, 17, 19, 21).

 

При всем разнообразии направлений социогуманитарных исследований, так или иначе связанных с проблематикой деятельности клубных учреждений, практически отсутствуют исследования, посвященные культуротворческому потенциалу этих учреждений. В исследованиях истории клубов (преимущественно советского периода) этот потенциал изучался в основном в двух направлениях: 1) развитие клубной самодеятельности и 2) организация театрализованных праздников и представлений. Клубная самодеятельность развивалась с первых лет Советской власти как своеобразное копирование профессионального творчества и эту доминанту в своем функционировании она сохранила до настоящего времени. Соответственно большинство развернувшихся научных исследований и методических разработок в сфере самодеятельного творчества фокусировались вокруг проблематики повышения уровня мастерства самодеятельных исполнителей и соответствующих педагогических методик. Вопрос же о культуротворческом потенциале клубной самодеятельности чаще подменялся в лучшем случае изучением проблем эстетического воспитания клубных посетителей, заменяя собой более широкий культурологический аспект (реальное влияние клубной самодеятельности на культуру повседневности ее участников как пространства социального и культурного творчества).

Изучение же феномена театрализованных праздников и представлений (второе рассматривамое направление клубной деятельности) сводилось чаще всего к исследованию режиссерских технологий этих форм клубной работы. Причем проблематика собственно клубной деятельности «растворялась», как правило, в изучении более широких процессов праздничного и игрового общения, режиссуры социальных взаимодействий, комплексного подхода к организации этих программ, их связи с жизнью и т.д.

Были выявлены различные виды и типы клубной любительской деятельности в зависимости от решаемых социальных, педагогических и культуротворческих задач, их социального и культурного содержания, социального адреса, места в общей системе культурного обслуживания населения. При этом некоторыми исследователями (Е.А.Владимиров, В.Н.Гагин, А.В.Каменец, В.А.Лапшин и др.) был сделан важный вывод о том, что самоорганизуемые клубные любительские общности и клубные учреждения достаточно часто существуют независимо друг от друга, что не может не сказываться отрицательным образом на формировании и реализации культуротворческого потенциала этих учреждений.

Например, клубная самодеятельность, оторванная от зачастую стихийно складывающейся базы любительских досуговых увлечений в клубных формах (например, салоны, гостиные, клубы по интересам) приобретает узкоцеховой характер, отрывается от интересов массовых клубных посетителей к творческой деятельности, активной социальной жизни. Этот зафиксированный исследователями распространенный порок клубной практики явился важной предпосылкой для дальнейшего изучения культуротворческого потенциала клубных учреждений.

Самодеятельное творчество населения становится важной сферой социально-культурной активности, которая существенно меняет общую морфологию и функции клубной самодеятельности. Практика организации клубной самодеятельности выдвинула на первый план центральную проблему в ее организации – разумное сочетание массовости участия в самодеятельном творчестве с высоким уровнем исполнительства. Учитывая возросшую значимость приобщения к творческой деятельности в разнообразных формах как можно большего числа участников в качестве альтернативы «антидосугу», по мнению диссертанта, необходимо все же делать выбор в сторону массовости участия. А это, возможно, прежде всего, в клубных учреждениях, ориентированных на самые широкие группы населения. При этом планируемые результаты организуемой клубной самодеятельности, как показывает анализ практики ее организации, могут быть устойчивыми и реальными при условии выхода за рамки только художественно-творческих достижений. Это влияние самодеятельного творчества на реальное социальное поведение участников с учетом специфики клубного пространства, инициирующего разнообразные социальные взаимодействия клубных посетителей.

Развитие творческой деятельности населения средствами клубной самодеятельности представляет собой одно из важнейших и социально востребованных направлений деятельности клубных учреждений. При всем разнообразии видов и форм самодеятельного творчества можно выделить некоторые доминирующие тенденции его развития, определяющие специфику работы клубных самодеятельных коллективов. К ним можно отнести:

 

· расширение социального состава любителей творческой самодеятельности в основном за счет тех социальных и возрастных групп, которые оказались не включенными в полноценные процессы инкультурации и социализации личности;

· появление комплексных в жанровом отношении самодеятельных коллективов, объединяющих в себе различные виды искусства и творческих занятий, адекватных разнообразным увлечениям в «культуре повседневности»;

· ориентированность клубных самодеятельных коллективов преимущественно на жизнетворческие и общеэстетические задачи, где исполнительская деятельность носит вспомогательный характер;

· включение клубной самодеятельности в различные социальные и культурные проекты, так или иначе связанные с совершенствованием образа и качества жизни различных групп населения.

 

Клубное любительское движение как условие развития социального и культурного творчества населения анализируется культуротворческий потенциал любительского движения, который связан в первую очередь с расширением состава, направлений и форм любительства, развивающегося в значительной мере стихийно вне рамок клубных учреждений. Социально-культурный смысл более активного поворота клубных учреждений к стихийному любительству заключается в решении задачи социальной адаптации многих членов общества и в их включенности в доступное любому человеку социальное и культурное творчество. Творчество в данном случае имеет смысл трактовать достаточно широко, относя к творческой деятельности любую человеческую активн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: