ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОО ВОЗРАСТА




Мягкова Юлия Юрьевна

воспитатель, МБДОУ № 7 «Пингвиненок», ЗАТО Александровск,

т/о Снежногорск

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок-дошкольник:

- овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, проявляет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

- старается разрешать конфликты, умеет так же выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- может сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Целью технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» следующие:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществляется поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" педагоги дошкольного учреждения ознакомились с методическими рекомендациями Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе".

Основная идея технологии заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Педагогами группы работают в соответствии с обязательными требованиями по проведению волонтерских акций совместно с малышами в детском саду:

- приходя в группу поздоровайся со взрослыми и детьми.

- доведи дело до конца.

- обращайся к ребятам спокойно, вежливо.

- если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:

Сентябрь - октябрь.

- Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

- Мастер-класс «Подарки для малышей» (совместно с детьми кадетской группы «Юные спасатели»)

Ноябрь

- «День добрых дел». Помощь в наведении порядка в группе малышей.

- Посвящение дошкольников в маленьких помощников волонтёров «Мы – маленькие звёзды» (с привлечением участников волонтёрского движения «Жирафики», учеников ООШ № 269)

Декабрь - Январь.

- Оказание помощи в раздевании и одевании малышам 2-ых младших групп.

- Помощь в умывании детям ясельной группы

- Подарки для малышей (снежинки).

- Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми 2-ой младшей «Б» группы,

- Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»

Февраль - Март.

- Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей 1-ых младших групп

- Проведение совместных с детьми 2-ой младшей группы «А» пальчиковых игр

- Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

- Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказку для малышей

- Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

- Показ инсценированной сказки «Три медведя» детям 2-х младших групп.

В течение учебного года:

- регулярное посещение детской городской библиотеки «Любят книжки девчонки и мальчишки».

- проведение совместного долгосрочного проекта «Маршрутка» - Я расскажу тебе о…» (совместно с детьми кадетской группы «Юные спасатели»)

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после осуществления различного рода деятельности.

Из всех детей средней группы, в которой организована команда волонтеров, большинство ребят смогли попробовать свои силы в детской волонтерской деятельности.

Мы с оптимизмом продолжаем нашу работу и надеемся на получение дальнейшего положительного эффекта от волонтерства:

Волонтерство должно помочь детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники должны научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

- Волонтеры должны будут осознать свою важную миссию - считать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня.

- Наши дети научатся понимать, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Мне хочется верить, что, выходя из стен детского сада, наши дети не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами примут в нем активное участие. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, сформирует в них желание помогать другим людям безвозмездно. Я считаю, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

Список источников:

Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. №5 (62). С. 29-32.

Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.

Красуля Н.Е., Макарычева Н.В. Парциальная программа «Мы - будущие волонтеры» приобщения детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается, Ленинградский социально-педагогический колледж Краснодарского края, 2015.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: