Мягкова Юлия Юрьевна
воспитатель, МБДОУ № 7 «Пингвиненок», ЗАТО Александровск,
т/о Снежногорск
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок-дошкольник:
- овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, проявляет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
- старается разрешать конфликты, умеет так же выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- может сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Целью технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» следующие:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:
- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:
- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществляется поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" педагоги дошкольного учреждения ознакомились с методическими рекомендациями Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе".
Основная идея технологии заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Педагогами группы работают в соответствии с обязательными требованиями по проведению волонтерских акций совместно с малышами в детском саду:
- приходя в группу поздоровайся со взрослыми и детьми.
- доведи дело до конца.
- обращайся к ребятам спокойно, вежливо.
- если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:
Сентябрь - октябрь.
- Беседа «Чему мы можем научить малышей?»
- Мастер-класс «Подарки для малышей» (совместно с детьми кадетской группы «Юные спасатели»)
Ноябрь
- «День добрых дел». Помощь в наведении порядка в группе малышей.
- Посвящение дошкольников в маленьких помощников волонтёров «Мы – маленькие звёзды» (с привлечением участников волонтёрского движения «Жирафики», учеников ООШ № 269)
Декабрь - Январь.
- Оказание помощи в раздевании и одевании малышам 2-ых младших групп.
- Помощь в умывании детям ясельной группы
- Подарки для малышей (снежинки).
- Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми 2-ой младшей «Б» группы,
- Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»
Февраль - Март.
- Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей 1-ых младших групп
- Проведение совместных с детьми 2-ой младшей группы «А» пальчиковых игр
- Рисуем вместе с малышами
Апрель - Май
- Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказку для малышей
- Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп
- Показ инсценированной сказки «Три медведя» детям 2-х младших групп.
В течение учебного года:
- регулярное посещение детской городской библиотеки «Любят книжки девчонки и мальчишки».
- проведение совместного долгосрочного проекта «Маршрутка» - Я расскажу тебе о…» (совместно с детьми кадетской группы «Юные спасатели»)
Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после осуществления различного рода деятельности.
Из всех детей средней группы, в которой организована команда волонтеров, большинство ребят смогли попробовать свои силы в детской волонтерской деятельности.
Мы с оптимизмом продолжаем нашу работу и надеемся на получение дальнейшего положительного эффекта от волонтерства:
Волонтерство должно помочь детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.
- Дошкольники должны научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- Волонтеры должны будут осознать свою важную миссию - считать себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня.
- Наши дети научатся понимать, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
Мне хочется верить, что, выходя из стен детского сада, наши дети не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами примут в нем активное участие. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, сформирует в них желание помогать другим людям безвозмездно. Я считаю, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Список источников:
Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. №5 (62). С. 29-32.
Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
Красуля Н.Е., Макарычева Н.В. Парциальная программа «Мы - будущие волонтеры» приобщения детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается, Ленинградский социально-педагогический колледж Краснодарского края, 2015.