Г.Санкт-Петербург, ул.Руднева, д.8, к.3, литера А
Эл. Адрес: 584@shko.la
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
Образования Институт детства
Кафедра специальной (коррекционной) педагогики
Международный научно-практический семинар
«ГОРОД КАК ДОСТУПНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Мастер-класс
СЕНСОРНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
Подготовили:
Беленцова Юлия Николаевна
Сергун Виктория Владимировна
Шуляк Инна Александровна
При участии специалистов СКС ГБОУ школы №584 «Озерки»
Марта 2017 года
Санкт-Петербург
Мастер-класс
Сенсорно - интегрированный подход в работе с детьми с НОДА
Сенсорная интеграция - это способность:
• Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств
• Вычленять наиболее значимую информацию
• Анализировать информацию
• Вырабатывать соответствующую ответную реакцию
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку стимулов ЦНС
В ходе мастер-класса участники познакомятся с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств. Каждый желающий сможет принять участие в игре, превратиться в ребенка и окунутся в атмосферу собственных ощущений. Узнаете, как о привычных, так и о неожиданных свойствах различных предметов, научитесь владеть собственным телом и взаимодействовать с внешним миром.
В мастер-класс включены упражнения на все основные области сенсорной системы:
- вестибулярная (баланс, ориентация собственного тела в пространстве)
- тактильная (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости и поверхности тела);
- зрительная (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
- обонятельная (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности);
- вкусовая (презентация вкусовых раздражителей);
- проприоцептивная (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства, ощущение собственного тела).
Мастер-класс: Сенсорно - интегрированный подход в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель: познакомить участников мастер-класса с методом сенсорной интеграции, с направлениями работы по снижению или стимуляции сенсорной системы ребенка:
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибуляторную.
Целью этого процесса является планирование и выполнение соответстующих действий в ответ на сенсорный раздражитель - внешний или внутренний.
Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Отправляемся в космос. (проприоцептивная система)
Цель: Усиление ощущений своих частей тела (конечностей, головы)
Одеваем космический шлем (на голове шлем из фольги)
Утяжелители на конечности (на руки и ноги фиксируем утяжелители -1 кг.)
2. Тренировка космонавтов (тактильная, вестибулярная системы)
Цель: Развитие тактильного восприятия, стимуляция работы вестибулярной системы (баланса и равновесия). Стимуляция проприоцептивной системы (осознание своего тела, границ и положения в пространстве)
Тактильная дорожка из разных по фактуре материалов (пройти с открытыми и закрытыми глазами)
Кресло-центрифуга, накрыть органзой (вращение с разной скоростью и в разные стороны)
3. Космос – невесомость (вестибулярная система)
Цель: Стимуляция проприоцептивной системы (осознание своего тела, границ и положения в пространстве), получение опыта перемещения по неустойчивой поверхности, развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса.
Качание в одеяле
Катание на фитболе
4. Поиск планеты в темноте (зрительная система )
Цель: Стимуляция слухового, зрительного восприятия и внимания.
В затемненной комнате включаются фонарики для поиска предметов по инструкции.
5. Звуки космоса (слуховая и зрительная системы)
Цель: Развития анализаторных связей.
Презентация: Космическое путешествие. (звуки небесных тел и их изображение)
6. Космический завтрак (зрительная, обонятельная, вкусовая системы)
Цель: Стимуляция операций классификаций обонятельного, зрительного восприятия, вербально-обонятельных ассоциаций.
Баночки с запахами (приятный и неприятный запах)
Солнечная система (фруктовая тарелка - сравнение вкуса, сравнение фактур)
7. Контакт с инопланетянами (слуховая, зрительная, обонятельная системы)
Цель: Установление зрительного контакта, интегрирование сенсорных стимулов, развитие проприоцептивных ощущений.
Зрительный контакт, перестроение под звук (участники в круге ищут контакт глазами пару, как только установлен контакт, они должны поменяться местами)
Мандариновый взрыв (подбрасывание мандаринов тканью по сигналу)
7. Отчет космонавтов (все системы)
Сенсорные коробки: холодная и горячая
Радужный фейерверк (создание радуги с использованием цветной воды и соды)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
8. Рефлексия (все системы)
Мандариновый фреш (декорирование мандаринов гвоздикой)