Так какая же проблема является основной в философии?




Тема3. Возникновение философии, ее смысл, функции и роль в обществе

 

Философия возникает приблизительно в VII-VI веке до н.э.

Термин «философия» греческого происхождения и означает – любовь к мудрости.

Исторически возникновение философии связано с двумя источниками:

1. совокупность развитых мифологических представлений

Философия начинает с критики и разрушения традиционных и религиозно-мифологических представлений, но, одновременно, на них опирается и от них отталкивается. От мифологии философия перенимает и продолжает мировоззренческую проблематику.

2. зарождение научного знания (математического, физического, астрономического, медицинского и др.)

Развитие логического мышления и способности получать объективные знания о мире дали возможность сформироваться системно-рационализированному, теоретическому мировоззрению.

Таким образом, философия и есть систематизированным мировоззрением, рациональным (мыслительским) способом поиска ответов на главные вопросы человеческого бытия (существования).

Специфика философского знания определяется:

1. содержанием – философия ставит вопросы максимально универсального, всеобъемлющего, фундаментального характера о мире и человеке (В чем смысл Вселенной? Почему и ради чего существует человек? В чем смысл истории? и др.).

2. методом – философия решает эти вопросы рациональным (умственным, мыслительским) способом, т.е. не ограничивается эмоциональным восприятием, чувственным опытом, интуицией, верой, а стремится логично аргументировать и доказать свои знания.

3. целью – философия стремится не просто получить информацию, а достичь истины как мудрости, т.е. целостного знания о мире в единстве его с внутренним духовным миром человека.

4. значением и смыслом – философия является таким знанием, которое объединяет ценности истины, добра, красоты, и которое отвечает глубинным потребностям человека в полноте духовной жизни, в осмыслении им смысла собственного существования и своего предназначения в мире.

Философия решает те же самые мировоззренческие проблемы, что и мифология, и религия, но своим, особенным путем – методом теоретического познания.

Круг собственных, философских проблем обусловил структуру философского знания, которая содержит в себе:

§ гносеологию (теорию познания, учение о сущности, формы и законы познания и мышления);

§ онтологию (учение о бытии);

§ диалектику (учение об источниках, сущности и законах развития);

§ социальную философию (теория общественной жизни);

§ логику (учение о законах и формах правильного мышления);

§ философию истории (учение о сущности, закономерностях и смысле исторического процесса);

§ историю философии (теория общеисторического философского развития);

§ аксиологию (теория ценностей);

§ этику (учение о морали);

§ эстетику (учение о природе прекрасного и сущности искусства);

§ философскую антропологию (учение о человеке) и др.

 

Так какая же проблема является основной в философии?

§ какая реальность – материальная или духовная – является первичной и можно ли получить о ней достоверные знания? (Ф.Энгельс).

§ способно ли наше мышление правильно, верно познавать действующий мир? (И.Кант).

Роль философии раскрывается в выполняемых ею функциях:

1. познавательная функция (философия направлена на познание, осмысление целостности мира, взаимосвязи человека и мира, на системно-теоретическое, логически-последовательное и аргументированное решение мировоззренческих проблем);

2. методологическая функция (философия пытается найти способы достижения определенной цели, достигнуть обоснованности и доказательности истины);

3. критическая функция (философия формирует критическое мышление, формирует отношение к миру повседневной реальности, учит видеть несовершенство общества, разрушать привычные стереотипы и предрассудки, искать каким должен быть мир, чтобы быть более человечным);

4. мировоззренческая или жизненно-практическая функция (философия может влиять на формирование как массового мировоззрения, так и на позицию конкретной личности, может стать духовным способом самоопределения и самореализации человека).

Философия занимает особое место в системе образования, т.к. от гуманитарного образования зависит творческий потенциал личности. Изучение философии – это не просто заучивание истин и определений, а вхождение в мир общечеловеческих ценностей, приобщение к вечным проблемам человеческого существования. Философия учит видеть проблему, ясно и четко ее формулировать, учит самостоятельно мыслить, иметь собственное, а не заимствованное мнение, помогает стать человеком действующим самостоятельно. Самокритичность и сомнение в собственных знаниях необходимы человеку. Это защищает его от гордыни, делает готовым к диалогу. Философия учит терпимости к чужому мнению, позиции, убеждениям. Толерантность, которую воспитывает философская культура, базируется на утверждении суверенности личности другого человека, на признании отличий и пережитого опыта, неповторимости духовного мира каждого.

Таким образом, философия есть свободным, критическим, умственным размышлением о мире и человеке, пониманием самих принципов человеческого существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: