Понятие качества образования




Тема: Проектирование программ управления качеством образования

1. Понятие качества образования.

2.Аспекты анализа управления качеством образования.

3. Определение критериев оценки качества образования.

4.Мониторинг и аудит в условиях образовательного учреждения

Понятие качества образования

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.

Понимание термина «качество образования» - сложнейшая и актуальная проблема российского образования.

Мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности обучающегося и учителя.

Очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России: - расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями:

-переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный бум» в области экономики и промышленного производства. Это ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению;

-переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство и развитие человеческого капитала. Это требует введения новых активных форм организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в олимпиадах, исследованиях, проектах разного уровня, а школ и педагогов в национальных конкурсах в области образования;

Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием [2]. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления – регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.

Регламенты, подробно прописывающие последовательность выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений.

Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты ориентировано управление, какими возможностями (ресурсами, потенциалом) располагает Школа при обеспечении качества, какое господствует понимание качества (отношение к качеству), каков опыт образовательной деятельности?

В процессе анализа управления качеством образования выделяют следующие аспекты:

-управление качеством педагогического состава (повышение квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение инновационной педагогической деятельности, мотивация и стимулирование (организация работы лаборатории по сопровождению процессов совершенствования педагогического мастерства);

-управление качеством потребителя услуг.Взаимодействие в детском коллективе с учетом социально-психологических характеристик, (совершенствование службы психолого-педагогического сопровождения ребенка);

-управление качеством технологии образования подразумевает использование не просто современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования в зависимости от контингента воспитанников их индивидуальных возможностей, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса и пр. (организация творческой лаборатории);

-управление информационно-методическим обеспечением, управление качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических схем образовательного процесса;

-управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника и компетенции выпускника (в соответствии с ФГОС НОО), учебный план, организацию разных видов детской деятельности (приоритет образовательной деятельности осуществляемой в режимных моментах) («командный менеджмент»).

Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам[….] (В.П. Панасюк).

«Управление качеством образования – это особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причём цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах»[……](М.М. Поташник.)

Управление качеством образования это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на образовательный процесс в целях достижения заранее спрогнозированных результатов в соответствии с миссией школы.

Перечень требований к качеству образования.

Предметные требования освоения ООП: основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания.

Метапредметные требования освоения ООП: усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Личностные требования освоения ООП: внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.; акцент на необходимость образования в течение всей жизни; социализация как предмет образовательных результатов и как результат деятельности педагога и обучающегося; индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого; ориентированность не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: