Диагностика и контроль в обучении.




1. Охарактеризуйте основные функции контроля.

Функции контроля:

Обучающая – обучающиеся привлекаются к обсуждению результатов выполнения контрольных заданий, их дополнению и анализу.

Развивающая – контроль способствует всестороннему развитию личности учащихся.

Воспитательная – оказывает симулирующее воздействие на учащихся, содействует формированию мотивов умения.

Диагностическая – выявление уровня усвоения ЗУНов, отслеживание динамики развития качеств личности.

Оценочная – сопоставление результатов контроля по каждому оцениваемому показателю с эталоном.

Регулятивная – стимулирование средствами контроля деятельности учащихся и учителя по устранению выявленных недостатков, улучшению содержания и методов обучения.

Организующая – оптимизация процесса организации учебной, учебно-исследовательской, методической и воспитательной работ в школе.

Интегративная – взаимодействие всех видов, форм, методов и средств контроля и их подчиненности общей цели – повышения качества обучения.

2. Какие педагогические требования предъявляются к контролю?

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:

• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

• всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

• единство требований со стороны обучающих.

3. В чем преимущества и недостатки устного и письменного опросов?

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Плюсы устного опроса:

· Более гибкий, чем письменный.

· Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.

· Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).

· Развивает навыки выступления перед аудиторией.

· Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

· Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.

· Не исключает давление авторитета учителя.

· Оставляет часть учащихся пассивными.

· Требует много времени.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Плюсы письменного опроса:

· Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.

· Охватывает всех (или многих) учащихся.

· Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.

· С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.

· Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки:

· Требует тщательной подготовки.

· Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации дифференцированного подхода.

· Тратится время на проверку ответов.

4. Каковы возможности машинного контроля?

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

5. Какая шкала оценок, на ваш взгляд, является перспективной?

Я считаю, что наиболее перспективной шкалой оценок является пятибальная.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: