Ожидаемые результаты и критерии их оценки




Рекомендации для обучающихся по выполнению

Выпускной квалификационной работы

 

При подготовке выпускной квалификационной работы следует:

- глубоко изучить и критически проанализировать монографическую, педагогическую и периодическую литературу;

- изучить и охарактеризовать историю исследуемой проблемы и ее современное практическое состояние, а также педагогический опыт;

- дать четкую характеристику объекта, предмета, цели, задач, гипотезы и методов исследования;

- описать и проанализировать проведенный эксперимент.

Объем ВКР должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.

 

Оформление компонентов научного исследования

Тема исследования

Работа начинается с выбора темы. Основной критерий выбора темы – научный интерес студента, стремление расширить свои знания в определенной области. Она должна быть актуальной, достаточно новой, практически значимой, проблемной, важной, может быть недостаточно изученной, реально выполнимой. Выбор темы исследования, ее четкая и ясная формулировка – непременное условие начала исследовательской деятельности. Важно в теме вычленить проблему. Тема исследования – это часть, одна из сторон, проблем темы дипломной работы. Не следует выбирать масштабные и сложные темы. Она должна быть сформулирована лаконично, используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема должна быть понятна студенту, для этого следует обратиться к словарям и справочной литературе.

Актуальность темы

Она выполняется на основе анализа научно-педагогической, психологической и методической литературы, исходя из требований психолого-педагогической науки и практики. Актуализируя тему, важно отразить:

- требования социального заказа общества, представленные в нормативных документах Министерства образования и науки России, в документах регионального и муниципального уровней;

- значимость проблемы в психолого-педагогической науке и практике со ссылкой на ученых, разрабатывающих ее;

- наличие противоречий и проблем по изучаемому вопросу;

- состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования.

Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость ее изучения в контексте процесса обучения и воспитания. Освещение актуальности не должно быть многословным, не нужно начинать издалека. Достаточно показать главное: причины, проблемы, противоречия.

Объект исследования

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, т.е. та крупная, относительно самостоятельная область педагогической науки и практики, в которой находится предмет исследования. Это та часть объективной педагогической реальности, которая включается в орбиту поиска. Объект и предмет исследования – это «система координат» исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы. Наиболее типичны следующие формулировки объекта исследования:

- процесс воспитания, процесс образования, обучения;

- процесс развития;

- процесс формирования;

- процесс мониторинга;

- процесс диагностики;

- инновационный процесс;

- педагогическая система школы;

- учебно-воспитательный процесс;

- процесс управления и т.д.

Предмет исследования

Предмет исследования это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких либо условий, то есть конкретная часть объекта: методы, формы, содержание, средства, приемы, условия организации педагогических процессов обучения и воспитания. То есть, это избранные для анализа и изучения некоторые свойства, стороны, особенности объекта. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения сверху вниз. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения проблемы. Границы между предметом и объектом исследования условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом, в другом может быть предметом исследования.

Цель исследования

Цель исследования – конечный желаемый результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

- определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

- выявление взаимосвязи явлений;

- изучение динамики явлений;

- описание нового явления;

- обобщение, выявление общих закономерностей;

- создание классификаций, типологий;

- установление, создание, разработка и т.д.

Задачи исследования

Это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении целей исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач (оптимально 3 - 4). Задачи – это те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения научной работы. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Их перечисление строится по принципу от менее сложных к более сложным.

Наиболее типичны следующие задачи:

- изучить состояние проблемы,

- актуализировать проблему,

- проанализировать теоретические основы…;

- выявить недостатки, проблемы в …;

- изучить передовой педагогический опыт;

- накопить педагогические факты,

- накопить методический материал;

- отобрать материал по…, для…;

- дать характеристику;

- сделать системный анализ, систематизировать;

- определить условия, требования…;

- апробировать, реализовать на практике…;

- исследовать уровень, особенности…;

- разработать, спроектировать модель, систему.

Формулировка цели исследования должна исходить из темы работы, задачи должны отражать план.

Гипотеза исследования

Это предположение, предположительное суждение о причинной, закономерной связи явлений, при которой на основе ряда фактов делается вывод о наличии, состоянии, отсутствии, причинах того или иного явления. Она должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

Формулы гипотезы:

- Если…, то…

- Если сделать то-то, то такие изменения произойдут.

- Это будет выглядеть так:…, если будут соблюдены следующие условия:…

- При условии, что…, изменится следующее…

Гипотеза в процессе работы может изменяться, уточняться.

Методы исследования

Это «инструмент» для решения поставленных задач. Их выбор зависит от цели, задач и гипотезы исследования. Необходимо выбрать такой диагностический инструментарий, который обеспечил бы максимальный эффект и давал бы надежный результат. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, а также для каждого объекта, предмета, задач исследования чаще всего выбирают наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования; соответствовали логической структуре исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.

И.П. Подласый предлагает такую классификацию методов исследования:

1. Традиционно – педагогические:

- педагогическое наблюдение;

- метод исследовательской беседы;

- обобщение опыта работы учителей;

- анализ документации и творческих работ;

- педагогический эксперимент.

2. Методы изучения коллективных явлений:

- анкетирование;

- тестирование;

- опрос;

- интервьюирование;

- метод социометрии.

3. Количественные методы исследования:

- регистрация;

- ранжирование;

- шкалирование;

- моделирование.

Методы исследования также классифицируются на теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам исследования относятся: мыслительные процедуры – анализ и синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, систематизация, резюмирование,проектирование, прогнозирование, анализ понятийно-терминологической системы, построение мыслительного эксперимента и т.д.

К эмпирическим методам исследования можно отнести все названные в предыдущей классификации.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Ожидаемый результат – это предположение об эффективности и результативности проведенного исследования. Это может быть: рост успеваемости, снижение уровня тревожности, повышение мотивации учения, формирование нравственных качеств и т.д. Критерии оценки ожидаемых результатов – это признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки программ, методик, моделей, систем и т.д.: Государственный образовательный стандарт, средние статистические данные, модель выпускника школы и др.

Этапы исследования

Это основные этапы работы и сроки ее выполнения, планируемые в логической последовательности. Можно использовать следующую схему:

 

I этап - подготовка к исследованию:

- изучение теории и истории исследуемого вопроса;

- определение методологических основ проблемы исследования;

- подготовка к организации и проведению исследования.

2 этап - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы:

- планирование опытно-экспериментальной работы;

- проведение опытно-экспериментальной работы;

- анализ полученных результатов.

3 этап - оформление выпускной квалификационной работы:

- компоновка подготовленных текстов, написание введения, выводов, заключения;

- составление списка использованных источников;

- составление приложений;

- составление содержания;

- оформление титульного листа.

4 этап - подготовка к защите выпускной квалификационной работы:

- сдача работы научному руководителю для получения отзыва и рецензии;

- подготовка текста и презентации для публичной защиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: