Определение коэффициента режима работы




Ресурс передачи определяется по зависимости

t = L 365 Кгод 24 Ксут – (10…25%), (час)

где L – число лет работы передачи;

Кгод – коэффициент использования передачи в течение года;

Ксут – коэффициент использования передачи в течение суток;

10…25% – время необходимое на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни.

t = 5 ´ 0,6 ´ 365 ´ 24 ´ 0,3 – 10% = 7096 час.

Расчёт зубчатых передач

Расчёт зубчатых закрытых передач производится в два этапа. На первом этапе выполняется проектный расчёт, согласно которому по допускаемых контактным напряжениям определяются геометрические параметры взаимодействующих зубчатых колёс. В процессе этого выбираются табличные значения, некоторые из вычисленных величин округляются до стандартных значений. Проверочный расчёт, выполняемый на втором этапе, окончательно подтверждает правильность или указывает на неверно выбранные значения, а также определяет соотношения между расчётными и допускаемыми изгибными напряжениями.

2.4.1 Выбор твёрдости, термообработки
и материала зубчатых колёс

Эквивалентное число циклов нагружения зубьев при расчете на контактную прочность

,

где Тmax – максимальный крутящий момент (по графику нагрузки);

tmax – время действия максимального момента;

nmax – число оборотов при максимальном моменте.

В нашем случае (n1 = n = const, Тmax = Тн) эквивалентное число циклов нагружения зубьев шестерни при расчете на контактную прочность

,

или

NHE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5),

где n1 – число оборотов шестерни, мин-1;

Тн – номинальный крутящий момент шестерни, Нм;

t – время работы зубчатой передачи (ресурс), час.

NHE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5)

NHE1 = 60 ´ 1224 ´ 7096 ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5) =
= 1,75´108

Эквивалентное число циклов нагружения для зубьев колеса

Эквивалентное число циклов нагружения при расчёте на изгиб

.

Для шестерни

NFE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,79 ´ 0,3 + 0,49 ´0,5)

NFE1 = 60 ´ 1224 ´ 7096 ´ (0,2 + 0,79´0,3 + 0,49´0,5) = 1,1 ´ 108

Эквивалентное число циклов нагружения для зубьев колеса

.

Материал зубчатой пары выбираем по таблице 7. Допускаемые контактные напряжения в зависимости от принятого материала определяют по таблице 8, термическая обработка и механические характеристики металла по таблице 9.

Принимаем материал шестерни и колеса – сталь 40X. Термообработка – улучшение. Твёрдость шестерни – 280НВ, колеса – 260НВ. sв = 790 МПа.

Коэффициент долговечности при расчёте на контактную прочность

,

Базовое число циклов, соответствующее пределу выносливости для шестерни и зубчатого колеса равно NH lim = 107.

Поскольку NНE1 > 107 и NHE2 > 107, то КH = 1,0.

Определение коэффициента долговечности при расчете на изгиб

,

Таблица 7 – Материалы зубчатых колёс

Шестерня Зубчатое колесо
   
40Л
 
45Л
Ст5
   
 
45Л
Ст5
40Х  
40Х
40ХЛ
45Х 40Х
45ХН 40Х
45Х

Таблица 8 Допускаемые контактные и изгибные напряжения
для зубчатых колес [1]

Группа сталей Контактное sHlim, МПа SHmi n Изгибное sFlim, МПа SF [ sH ] max, МПа [ sF ] max, МПа
40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ 2HB + 70 1,1 1,8 HB 1,75 2,8sт 2,74 HB
40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36ХМ 18HRC + 150   2,8sт  
55ПП, У6, 35ХМ 17НRCпов +200 1,2   40HRCпов  
40Х, 40ХН 35ХМ, 40Х, 40ХН 17НRCпов + 200   40HRCпов >>
35ХЮА, 38ХМЮА, 40Х 40ХФА, 40ХНМА >>   12HRCсердц + 300    
  1,75 40HRCпов 30HRCпов >>
Цементируемые стали всех марок 23HRCпов   1,5 40HRCпов  
Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ 23HRCпов   40HRCпов  
Безмолибденовые стали 25ХГТ, 30ХГТ, 35Х 23HRCпов   40HRCпов  

Таблица 9 Термическая обработка сталей для зубчатых колес [1]

Марка стали sB, МПа sТ, МПа Термическая обработка
      Нормализация
      Нормализация
      Улучшение
      Улучшение
40Х     Улучшение
40Х     Улучшение
40Х     Улучшение + закалка ТВЧ
35ХМ     Улучшение
35ХМ     Улучшение
35ХМ     Улучшение + закалка ТВЧ
40ХН     Улучшение
40ХН     Улучшение
40ХН     Улучшение + закалка ТВЧ
20ХНМ     Улучшение + цементация + закалка
18ХГТ     Улучшение + цементация + закалка
12ХНЗА     Улучшение + цементация + закалка
25ХГМ     Улучшение + цементация + закалка
40ХНМА     Улучшение + азотирование
35Л     Нормализация
45Л     Улучшение

 

Базовое число циклов напряжений NF lim = 4 ´106.

Если NFE ≥ 4·106, то следует принять КF = 1,0.

Для углеродистых и легированных сталей любых марок при HB ≤ 350 (нормализация и улучшение) допускаемые контактные напряжения определяют по зависимости

[σ]H = σH lim KH ZR ZV /SH,

где σH lim – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения;

KH – коэффициент долговечности;

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности зубьев (для приближенных расчетов ZR = 1,0);

ZV – коэффициент, учитывающий окружную скорость (для приближенных расчетов можно принимать ZV = 1,0);

SH – коэффициент запаса прочности. Для зубчатых колёс при нормализации и объемной закалке SH =1,1. Для зубчатых колёс с поверхностным упрочнением зубьев SH = 1,2.

Поскольку допускаемое контактное напряжение для колеса меньше, чем для шестерни, примем его в качестве расчетного. Тогда

[ σ ] H = (2´ 260 + 70)´1´1´1 /1,1 = 536 МПа.

Допускаемые изгибные напряжения выбирают для двух случаев нагружения.

Одностороннее действие нагрузки (отнулевой цикл)

,

где [n] – требуемый коэффициент запаса прочности, [n]=1,4…2,2;

КF – коэффициент долговечности при изгибе;

Кσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений у ножки зуба, Кσ = 1,4…1,6;

σ-1 – предел выносливости сталей:

для углеродистых сталей σ-1 ≈ 0,43 σВ МПа;

для легированных сталей σ-1≈0,35 σВ +(70…120) МПа.

Переменное направление нагрузки (симметричный знакопеременный цикл)

В нашем случае зубчатая передача испытывает одностороннее действие нагрузки, поэтому допускаемое напряжение изгиба

МПа.

2.4.2 Прочностной расчёт
цилиндрических закрытых передач

Вычислим предварительное значение межосевого расстояния

,

где K – коэффициент зависящий от поверхностной твёрдости зубьев, для твёрдости шестерни и колеса H1 £ 350 HB и
H2 £ 350 HB K = 10;

Uред – передаточное число одноступенчатого цилиндрического редуктора;

+ () – знак, учитывающий внешнее (внутреннее) зацепление;

Твх – номинальный крутящий момент на шестерне в Нм.

мм.

По найденному предварительному значению межосевого расстояния определим окружную скорость в зацеплении

, м/с,

где nвх – частота вращения входного вала редуктора.

м/с.

По таблице 10 исследуемая зубчатая передача 8 степени точности.

Таблица 10 Рекомендуемая степень точности изготовления
зубчатых передач

Степень точности по ГОСТ 1643–81 Окружная скорость V, м/с
прямозубые непрямозубые
6 (передачи повышенной точности) до 20 до 30
7 (передачи нормальной точности) до 12 до 20
8 (передачи пониженная точности) до 6 до 10
9 (передачи низкой точности) до 2 до 4

 

Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния цилиндрической зубчатой передачи

,

где ka = 450 – вспомогательный коэффициент для прямозубых колёс;

KА – коэффициент внешней динамической нагрузки, KА = 1,0 (таблица 11);

KHv – коэффициент внутренней динамики нагружения; интерполируя значения по таблице 12 получим KHv = 1,12;

KHb – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца (рисунок 2);

KHa – коэффициент распределения нагрузки между зубьями; по ГОСТ 21354–87 для прямозубых передач KHa = 1,0;

yba = 0,4 – коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния, выбирается из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения зубчатого колеса относительно опор (при симметричном расположении – yba = 0,315…0,5);

[σ]H – допускаемое контактное напряжение в МПа.

Для определения коэффициента KHb необходимо вычислить коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра ybd

.

.

Величина коэффициента KHb = 1,06 (рисунок 2).

мм,

Определение ширины венцов:

зубчатого колеса

,

b2 = 0,4 ´ 63,95 = 26 мм.

шестерни

b1 = b2 + (3…5)

b1 = 26 + 4 =30 мм.

Примем предварительно число зубьев шестерни и определим модуль зацепления

, мм

Таблица 11 Значения коэффициента
внешней динамической нагрузки KА

Режим нагружения двигателя Режим нагружения ведомой машины
       
  Равномерный 1,00 1,25 1,50 1,75
  С малой неравномерностью 1,10 1,35 1,60 1,85
  Со средней неравномерностью 1,25 1,50 1,75 2,00 и выше
  Со значительной неравномерностью 1,50 1,75 2,00 2,25 и выше

Пояснение к таблице 11.

Характерные режимы нагружения двигателей:

равномерный – электродвигатели;

с малой неравномерностью – гидравлические двигатели;

со средней неравномерностью – многоцилиндровые двигатели внутреннего сгорания;

со значительной неравномерностью – одноцилиндровые двигатели внутреннего сгорания.

Характерные режимы нагружения ведомых машин:

равномерный – равномерно работающие ленточные, пластин­чатые конвейеры, легкие подъемники, вентиляторы и т.д.;

с малой неравномерностью – неравномерно работающие лен­точные и пластинчатые транспортеры, шестеренчатые и рота­ционные насосы, главные приводы станков, тяжелые подъемники, крановые механизмы, промышленные и рудничные вен­тиляторы, поршневые многоцилиндровые насосы, станы хо­лодной прокатки и т.д.;

со средней неравномерностью – мешалки для резины и пластмасс, легкие шаровые мельницы, деревообрабатывающие стан­ки, одноцилиндровые поршневые насосы и т.д.;

со значительной неравномерностью – экскаваторы, черпалки, тяжелые шаровые мельницы, дробилки, буровые машины, станы горячей прокатки и т.д.

Рисунок 2 – Графики для определения коэффициентов неравномерности распределения нагрузки по ширине венца:
а) и б) при расчете контактной прочности зубьев KHβ, в) и г) при расчете зубьев на изгиб KFβ для схем редукторов 1-7; д) схемы редукторов

Таблица 12 – Значения коэффициента внутренней динамики нагружения KHv для прямозубых зубчатых колес

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения KHv при v, м/с
         
  > 350 НВ 1,02 1,06 1,10 1,16 1,20
£ 350 НВ 1,03 1,09 1,16 1,25 1.32
  > 350 НВ 1,02 1,06 1,12 1,19 1,25
£ 350 НВ 1,04 1,12 1,20 1,32 1,40
  > 350 НВ 1,03 1,09 1,15 1,24 1,30
£ 350 НВ 1,05 1,15 1,24 1,38 1,48
  > 350 НВ 1,03 1,09 1,17 1,28 1,35
£ 350 НВ 1,06 1,12 1,28 1,45 1,56

 

мм.

Полученное расчётное значение m¢ округлим до ближайшей величины m = 2,0 мм, в соответствии с ГОСТ 9563–80 (таблица 13).

Таблица 13 – Модули зубчатых колес по ГОСТ 9563-80 (мм)

1-ряд   1,25 1,5   2,5            
2-ряд 1,125 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5 5,5      

 

Определяем действительное число зубьев шестерни, при этом должны выполняться следующие условия z1 – целое число и z1 ³ 17

,

.

Окончательно выбираем число зубьев шестерни z1 = 18.

Определяем число зубьев колеса

z2 = z1 ´ U.

z2 = 18 ´ 2,5 = 45.

Окончательно выбираем число зубьев колеса z2 = 45.

Действительное передаточное число зубчатой передачи

.

Диаметры начальных окружностей (определяются с точностью до 2 знака после запятой)

dw =m´ z.

для шестерни

dw1 = 2,0 ´ 18 = 36 мм

для колеса

dw2 = 2,0 ´ 45 = 90 мм

Диаметры вершин зубьев (определяются с точностью до 2 знака после запятой)

dа =m´ (z + 2);

для шестерни

dа1 = 2,0 ´ (18 + 2) = 40 мм;

для колеса

dа2 = 2,0 ´ (45 + 2) = 94 мм.

Расчётное межосевое расстояние

мм

Вычисленное значение межосевого расстояния аw округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-88 по ряду размеров Ra 40 (таблица 14). Ближайшее стандартное значение аw = 63 мм.

Таблица 14 – Межосевые расстояния по ГОСТ 2185–88, мм

1 ряд                
               
2 ряд                
               


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: