Работа с бумагой. Оригами. Плетение.




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Наш мозг устроен таким образом, что за определенные операции отвечают отдельные центры головного мозга. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Поэтому чем лучше развита мелкая моторика руки, тем лучше развивается речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка.

Раньше моторику руки специально не развивали, потому что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы.

Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить пельмени, шить руками. Эти удобства жизни вынуждают специально заниматься развитием руки ребенка. К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой. Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.

Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый.

Какие же упражнения помогут ребенку развить мелкую моторику?

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем различные предметы, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Конструирование; собирание пазлов, мозаики.

Вырезание ножницами.

Важно уделять внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Упражнения с бумагой:

1) Мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно, например, бросать в корзину с расстояния).

2) Рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) Делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

 

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: