Зачетная работа по дисциплине: «Юридическая психология»




(ответ даем после каждого задания, цветным фоном)

ФИО студента_________

Группа _______________

Решите ситуационные задачи:

1. Потерпевшая А. показала следующее: когда она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей: один из них - блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками; другой - шатен, облаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер.

Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей, а вы? Могла ли потерпевшая при описанных обстоятельствах с точностью воспроизвести описанные приметы нападавших?

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Обыск производился с участием следователя Данилова. Искомые документы обнаружить не удалось. Тогда по распоряжению Данилова обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обыскиваемого ввели в комнату и принялись за ним наблюдать. Данилов заметил, что беспокойный взгляд обыскиваемого скользил по переставленной обстановке комнаты и наконец остановился на одном из шкафов. В нем и оказались спрятанные документы.

Какой психический процесс помог следователю отыскать спрятанные вещи? __________________________________________________________

3. Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по п. А, Б, В, Г) и определите тип темперамента.

A. Виктор Г.,16 лет. На допросе сидит с равнодушным лицом, на вопросы отвечает односложным ответом: «да», «нет». Из характеристики следует Виктор не агрессивен, в конфликты не вступает, в разговор вступает редко, больше молчит. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. Усваивает материал не сразу. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок.

Б. Борис Р., 13 лет. На допросе разговорчив, инициатор вопросов не по теме, ведет себя раскованно, на вопросы отвечает выборочно. Из характеристики: Безгранично увлекающийся. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Очень инициативен. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать.

B. Саша Д., 15 лет. На допросе молчалив, растерян, на вопросы отвечает не внятно, сбивчив. Из характеристики: Очень впечатлительный, малейшая неприятность выводит его из равновесия. Крайне обидчив. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев справится с ним не хуже других.

Г. Лена В., 16 лет. На допросе разговорчива, последовательна в ответах, хорошо помнит детали. Мимика живая. Из характеристики: Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение - веселое и бодрое. Иногда огорчается, даже плачет, но не надолго. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На уроках проявляет отличную работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Как учитываются особенности темперамента и характе­ра при допросе взрослых и несовершеннолетних? _________________________________

________________________________________________________________

4. В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему сказать брату на очной ставке: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление.

Допустимо ли применение следователем указанного приема психического воздействия на подозреваемого? ________________________

_______________________________________________________________

5. Пьяный С. беспричинно приставал к гражданам, нецензурно выражался. Встретив Иванову, находившуюся на 7-ом месяце беременности, он оскорбил ее, когда она попыталась что-то сказать ему в ответ, сильно ударил. Муж Ивановой, увидев это, поднял с земли арматурный прут и ударил им С. по голове, от чего С. скончался. Расследуя это дело, следователь обратился к эксперту с вопросом: “В каком эмоциональном состоянии находился муж Ивановой?” Ваше решение?__________________________________________

________________________________________________________________

6. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего непреднамеренное убийство с целью грабежа личного имущества потерпевшего___________________________ _________________

______________________________________________________________

Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство сексуального характера_______________________

______________________________________________________________

7. Опишите общие способы установления психологического контакта:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

8. Как распознать лжесвидетельство, перечислите признаки:

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

9. Спланируйте версию преступления: На окраине города С., на берегу ручья, в зарослях негустого кустарника в 110 м от продовольственного магазина был обнаружен труп мужчины. По заключению судебно-медицинской экспертизы, потерпевшему, находившемуся в состоянии опьянения и употребившему спиртные напитки непосредственно перед смертью, было нанесено три удара по голове камнем, обнаруженным рядом с трупом. Отсутствие следов волочения и характерных нарушений одежды у потерпевшего указывало на то, что убийство было совершено там же, где найден труп. На месте происшествия в 1 м от трупа была найдена бутылка из-под дешевого вина с многочисленными отпечатками пальцев и ладони потерпевшего. По расположению следов на горлышке и верхней части бутылки можно было заключить, что потерпевший пытался использовать бутылку как орудие нападения или обороны. В карманах одежды потерпевшего были обнаружены деньги и документы. По следам обуви было установлено, что кроме потерпевшего на месте происшествия находился еще один человек. Предполагалось, что он и совершил преступление.

Опишите вашу версию преступления. _________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

10. Следователю предстояло выяснить обстоятельства драки подростков на катке, которая закончилась смертельным исходом для одного из них. Драка произошла в 22 часа, участники ее разбежались.

Смертельно раненого подростка обнаружила женщина, которая вызвала «скорую медицинскую помощь», однако мальчик скончался, не приходя в сознание. Очевидцев преступления не оказалось. Никто из знакомых и близких друзей убитого в тот день на катке не был. Следователь, зная, что Сергей А. часто бывает на катке, решил выяснить, не видел ли он драки. Последний отрицал, хотя у следователя были данные, что он был в тот день на катке. Нужно было найти подходы к подростку, который отличался замкнутостью, имел ярко выраженный слабый тип нервной системы, был меланхоликом.

В ходе допроса несовершеннолетнего Н., подозреваемого в совершении кражи на одной из дач, следователю довольно долго не удавалось установить с ним контакт и получить от него какие-либо показания. Следователь обратил внимание на замкнутость подростка, общее негативное настроение, отчетливо проявлявшееся в его поведении. Сидя на стуле, Н. принял «защитную» позу, широко расставив ноги, положив локти на колени, крепко сжимал кисти рук, голова была опущена (взгляд почти все время был направлен в пол). Желая разрядить обстановку, следователь вышел из-за стола, сел, поставив стул рядом с Н., и принял позу, схожую с той, в которой сидел Н. После довольно продолжительного молчания следователь задал Н. несколько общих, не связанных с делом вопросов. Отвечая на них, Н. немного оживился. Стремясь изменить атмосферу общения, следователь, обернувшись к столу, налил стакан воды и передал его Н. Принимая стакан, Н. разомкнул руки и выпрямился, а допив воду и поставив стакан на стол, облокотился о его край, неосознанно оказавшись в той же позе, которую принял следователь, пока Н. пил воду. Постепенно следователю удалось перевести разговор в деловое русло и получить от И. достаточно подробные показания по делу.

О каком психологическом свойстве и качестве следователя идет речь, что помогло следователю получить нужную информацию от свидетеля?______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: