Социальная ситуация развития. Новообразования возраста. Ведущий вид деятельности. Сензитивные периоды развития




 

Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.

Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Ребенок есть часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, потому что одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми.

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой – достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного периода.

Социальная ситуация развития определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.

Новообразования

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование – это, во-первых, психические и социальные изменения, возникшие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста.

Возрастные новообразования – новый тип строения личности, деятельности и сознания, которое впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Л.С.Выготский)

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания.

Возраст Новообразования
Кризис новорожденности Индивидуальная психическая жизнь.
Младенчество 2мес. -1год Потребность во впечатлениях (Л.И.Божович) Потребность в общении со взрослыми (В.С.Мухина)
Кризис года Становление ходьбы; становление речи; автономная речь; гипобулические аффективно-волевые реакции
Раннее детство 1-3 года Овладение прямой походкой; овладение речью; овладение предметной деятельностью.
Кризис 3лет Перестройка социальной позиции по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязание на признание со стороны взрослого.
Дошкольное детство 3-7лет Соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»); самооценка; «этические инстанции»
Кризис 7 лет Утрата детской непосредственности; дифференциация внешней и внутренней стороны личности ребенка; осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; борьба мотивов

 

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения.

 

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Сензитивный период

Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Сензитивный период – это специфический период когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития. Однако необходимо помнить, что эти периоды для всех детей и времен определяются однозначно и не могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и воспитания.

1,5 – 3 года – речь

3 – 6 лет – восприятие, мышление, воображение и др. познавательные процессы

5 – 6 лет – координация движений (балет, фигурное катание и т.д.)

5 – 6 лет – чтение

6 -7 лет – учебные навыки

 

Контрольные вопросы:

 

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Предмет и задачи педагогической психологии

3. Условия, источники психического развития.

4. Движущие силы психического развития.

5. Основные закономерности психического развития.

6. Понятие возраста и возрастные кризисы.

7. Возрастная периодизация психического развития.

8. Социальная ситуация развития.

9. Новообразования возраста.

10. Ведущий вид деятельности.

11. Сензитивные периоды развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: