РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА 10 КЛАСС




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данный спецкурс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 17,5 часов. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам в классах физико-математического и универсального профиля.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Основные цели курса:

1. помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;

2. расширение и углубление знаний об органических веществах;

3. развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;

4. воспитание убеждѐнности в позитивной роли химии в жизни современного общества.

Задача курса:

1. раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;

2. показать практическое значение органических веществ для человека;

3. научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.

4. раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем

5. способствовать развитию способности к самостоятельной работе;

6. совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.

 

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развѐртывается во времени параллельном ему. Это даѐт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного

углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

В спецкурсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии.


 

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА 10 КЛАСС

По окончании курса учащиеся должны:

Знать:

· классификацию органических соединений;

· общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;

· практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;

· способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

Уметь:

· устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;

· использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

· составлять уравнения реакций разных типов;

· соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;

· проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.

В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.

По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке- конференции проектную работу.


 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫСПЕЦКУРСА ДЛЯ 10класса ( 17,5ч)

Раздел 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Раздел 2. Основы номенклатуры и изомерии

Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и ее виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) – адреналин, L (+) – адреналин).

Раздел 3. Сравнительная характеристика углеводородов

Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.

Раздел 4. Углеводороды. Применение углеводородов

Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоагент, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.

Расчетные задачи: Термохимические расчеты. Объемные доли.

Проектные работы. Как повысить октановое число? Продукты переработки нефти - народному хозяйству. Перспективы развития энергетики. Термопласты и термореактопласты. Эластомеры.

Раздел 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека

Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин,, антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные(муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчетные задачи: Массовая доля растворенного вещества.

Раздел 6. Азотсодержащие соединения

Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и ее причины (глицин, глутаминовая кислота). Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Раздел 7. Экологические проблемы в курсе органической химии

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных. Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.

Проектные работы. Действие этанола на белковые вещества. Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации. Загрязнения атмосферы.Пластмассы загрязняют океан.Влияние СМС на водную экосистему.

 


Тематическое планирование спецкурса с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой 10 КЛАСС (17,5ч)

Раздел Кол-во часов Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого ─ привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; ─ побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); ─ организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);
2. Основы номенклатуры и изомерии 2ч. ─ организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков); ─ применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися:
3. Сравнительная характеристика углеводородов ─ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
4. Углеводороды. Применение углеводородов ─ формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира; ─ создавать доверительный психологический климат в классе во время урока;
5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека ─ интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся; ─ организовывать в рамках урока поощрение учебной/социальной успешности;
6. Азотсодержащие соединения ─ организовывать шефство эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт ─ сотрудничества и взаимной помощи;
7. Экологические проблемы в курсе органической химии 1,5ч ─ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
ИТОГО: 17,5  

 

Календарно – тематическое планирование спецкурса 10 класс

Дата Название темы Виды деятельности
Раздел 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого
1.   Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Лекция
2.   Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.   Семинар
Раздел 2. Основы номенклатуры и изомерии
3.   Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и ее виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Лекция
4.   Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D(-) – адреналин, L (+) – адреналин). Семинар
Раздел 3. Сравнительная характеристика углеводородов
5.   Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Лекция
6.   Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.   Лекция
Раздел 4. Углеводороды. Применение углеводородов
7.   Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоагент, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки Лекция
8.   Термохимические расчеты. Объемные доли. Семинар
9.   Защита проектных работ  
Раздел 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека
10.   Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин,, антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные) Лекция
11.   Карбоновые кислоты: одноосновные(муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Семинар
12.   Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания. Лекция
13.   Массовая доля растворенного вещества. Лекция
Раздел 6. Азотсодержащие соединения
14.   Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и ее причины (глицин, глутаминовая кислота). Семинар
15.   Кислотно-основные свойства аминокислот и ее причины (глицин, глутаминовая кислота). Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки. Лекция
16.   Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.   Семинар
Раздел 7. Экологические проблемы в курсе органической химии
17.   Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных. Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами. Семинар
17,5   Защита проектов  
ИТОГО 17,5ч

Литература:

1. Учебник Химия 10 класс (базовый уровень). Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2013 г.

2. Настольная книга учителя химии 10 класс. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. М.:

3. «Блик и К ͦ »

4. Органическая химия. Ким А.М. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002

5. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. М.: Дрофа, 2003.

6. Рубрика «Обмен опытом», линия УМК «Химия 7 – 11 классы» О.С.Габриеляна.

7. https://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/

8. https://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: