Андрей Воронихин. Архитектура.




Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова (президент столичной академии художеств). Если бы крепостные принадлежали другому человеку, мир бы вряд ли обзавёлся гениальным архитектором Андреем Воронихиным.

В семье Строганова было особое отношение к искусству, и к нему приобщали даже крепостных. Андрей Воронихин, будучи ещё мальчиком, проявил в иконописной мастерской необычайный талант, за что граф отправил его в Москву на учёбу к известным архитекторам - Баженову и Казакову. Затем крепостной учился архитектуре и живописи в Германии, Швейцарии и Франции.

Да-да, знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге построил именно он!

В России Воронихину помогло развернуться печальное событие - пожар в особняке Строганова. Восстановить здание буквально из пепла и поручили молодому протеже. Опыта у молодого архитектора не было, но был талант и огромное желание творить.

В 1799 году Андрей выиграл конкурс на проект нового храма в римском стиле на Невском проспекте. Несложно догадаться, что храмом стал Казанский собор, который и построил Воронихин.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Расскажите о судьбах знаменитых людей 19 века в России Используйте необходимую литературу к теме (ЖЗЛ), указанный материал лекции (с. 2-5), материалы). Запишите в тетради ВСЕ полученные сведения с указанием источника (книги, Интернет сайтов)



«Золотой век русской культуры» – период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 года по его отмене

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ. О пределите новые явления в разных сферах жизни 19 века в России, открытия в культуре России: составить конспект на основе материала учебного видео, лекции «Культура 19 века в России» (с. 6-11)

 

Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены крепостного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.

В начале 19 века русская культура сделала важный шаг в своем развитии. Сначала в ней сохранялось подражание западноевропейским тенденциям. Но со временем деятели культуры стали проявлять интерес к своей стране, её проблемам и народу. Предпринимались попытки анализа исторического развития России. В культуре происходил процесс становления национального самосознания.

Важным этапом в этом процессе стала война 1812 года. Представители образованного общества увидели в простом народе героя, который может пожертвовать всем ради спасения России.

Также важную роль сыграли разногласия между славянофилами и западниками. Они нашли отклик в различных художественных произведениях.

 

Просвещение. В 19 веке культура России оставалась «культурой избранных». Объяснялось это характером просвещения, которое было доступно немногим. Система просвещения, созданная Александром I, не внесла существенных изменений в образование основной массы населения. До конца не была реализована идея создания приходских школ для детей крестьян. Не хватало уездных училищ. Обширная сеть школ для крестьян появилась только в процессе реализации реформы государственных крестьян Киселёва.

К середине 19 века в России насчитывалось около восьми тысяч учебных заведений. Для сравнения, в начале 19 века их было всего около трёхсот. Однако для государства с такой обширной территорией этого было недостаточно. Поэтому невысоким оставалось количество грамотных людей. В начале 19 века этот показатель составлял 1,5 процента, к 1861 году он возрос до 4,5 процентов.

Создавались привилегированные учебные заведения – лицеи. Наиболее известен Царскосельский лицей, который задумывался для обучения одарённых детей.

Открывались высшие технические учебные заведения: лесной, межевой, технологический институты. В первой половине 19 века среднее и высшее образование России переживало период становления, выходило на европейский уровень. Образование получали дети дворян, купцов, мещан. Так складывался новый социальный слой – разночинная интеллигенция, сыгравшая впоследствии немаловажную роль в истории государства.

Печать и библиотеки. Развитие просвещения и рост количества образованных людей привели к усилению спроса на печатную продукцию. В середине 19 века в России печаталось около двух тысяч книг в год, издавалось 230 журналов и газет.

Появлялись люди, сделавшие издательское дело доходным предприятием. Самым известным был Александр Смирдин. Чтобы расширить круг покупателей, он снижал цену на свою продукцию. Смирдин издал более 70 собраний сочинений русских авторов.

Важную роль стали играть журналы и газеты: «Вестник Европы», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин». В них печатались не только художественные произведения, но и публицистические статьи, научные очерки. Журналы оказывали значительное влияние на формирование мировоззрения у читателей.

В России открывались публичные библиотеки. Самой большой была Императорская публичная библиотека, открытая в 1814 году в Петербурге.

Театр и музыка. В начале 19 века сформировалась русская театральная культура. Совершенно новую роль стали играть театры, популярные среди всех слоёв общества. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. Театральные труппы формировались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. В северной столице, в Петербурге, ведущим театром был АЛЕКСАНДРИНСКИЙ (НЫНЕ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА), В МОСКВЕ – ОСНОВАННЫЙ В 1824 Г. МАЛЫЙ ТЕАТР. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Постепенно формировалась русская актёрская школа. Самым прославленным актером Малого театра был М. С. Щепкин.

Щепкин играл более чем в 30 спектаклях. Ему одинаково превосходно давались как мужские, так и женские роли. Кроме того, Щепкин не только играл в драматическом театре, он ещё и пел в опере. Именем Михаила Семёновича Щепкина названо театральное училище при Малом театре Москвы.

Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра. С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А. Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра.

В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А. П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия.

 

Реформы 60-70-х годов 19 века имели последствия во всех сферах жизни Российской империи.

Коснулись они и сферы культуры, которая перестала быть элитарной и охватывала широкие слои населения. Культура становилась всё более демократичной и чутко реагировала на важные государственные проблемы.

Просвещение. Наиболее ярко демократизация культуры проявилась в просвещении. В России была создана сеть начальных школ: земских, церковно-приходских и школ Министерства народного просвещения.

Распространены были воскресные школы, где образование получали представители взрослого населения, среди которых были солдаты и рабочие. Эти действия привели к росту грамотности среди населения. В конце 19 века этот показатель достиг 20 процентов.

Дальнейшее развитие получила система среднего образования. Выпускники мужских гимназий имели право поступления в университет.

В реальных училищах получали образование, ориентированное на практические занятия торговлей и промышленностью. Создание таких училищ было обусловлено развитием пореформенного хозяйства.

Подобная тенденция прослеживалась и в высшем образовании. Всё большее значение приобретали технологические вузы. Среди них можно выделить Технологический институт и Институт инженеров путей сообщения.

Новым явлением для России стало женское образование. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях. В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, окончившие гимназию и старше 21 года.

С развитием революционного движения появились противники народного образования. В 1887 году был принят «Циркуляр о кухаркиных детях». По нему рекомендовалось при приёме детей в гимназии учитывать, смогут ли их родители обеспечить обучение. Таким образом, можно было прекратить получение гимназического, а потом и университетского образования, детьми простого народа. Эта мера была принята для ограничения появления среди студентов разночинцев, которые были заражены революционными идеями.

Печать, библиотеки и музеи. Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.

Одним из крупнейших издателей конца 19 века был Флорентий Павленков. Он издавал научно-популярную литературу, собрания сочинений классиков и серию «Жизнь замечательных людей».

Демократическую направленность приобрело библиотечное дело. Создавались бесплатные народные библиотеки. Одной из крупнейших стала Публичная библиотека в Москве, открытая в 1860-е годы.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В 1865 году свободное посещение было введено в Эрмитаже, где находились известные произведения западноевропейской живописи.

В 1892 году Павел Третьяков, собравший большую коллекцию русской живописи, передал её в дар Московской городской думе.

В 1895 году указом Николая II был создан Русский Музей Императора Александра III, известный сейчас как Государственный Русский музей.

Музейное дело было направлено и на популяризацию науки. Этому способствовало создание Исторического и Политехнического музеев.

 

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической (образцовой), имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: