века, хранящихся в Эрмитаже




ТАБЛИЦА

Информации о художниках и произведениях европейского искусства

века, хранящихся в Эрмитаже

Фамилия, имя художника Название произведения Изображение Дата создания Информация о художнике и произведении
ИСКУССТВО АВСТРИИ 18 века
Маульберч, Франц Антон, 1724, Лангенарген, у Боденского озера — 1796, Вена. Апостол Филипп крестит евнухов : Масло Бумага 34×50 см Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (не представлена в экспозиции)   Учился у отца, провинциального живописца А. Маульберча. С 1739 учился в Вене, в Академии художеств. Работал во многих городах Чехии, Словакии, Венгрии, Вене, Дрездене, Инсбруке (1775—1776). С 1759 — член венской Академии художеств, с 1770 — профессор. С 1789 — профессор берлинской Академии. Писал алтарные образы, станковые картины аллегорического и светского содержания, исполнил большое количество монументальных росписей. В станковых произведениях часто ставил вместо подписи свой авторский знак — изображение веток тутового дерева.   Австрийский живописец, рисовальщик, гравер эпохи позднего барокко, отличавшийся очень своеобразным стилем. В 1750 г. Маульберч завоевал первый приз в конкурсе среди художников Академии. Его вдохновляли итальянские мастера, а также Рембрандт, с чьими медными гравюрами он был хорошо знаком. В 1757 г. он был рекомендован на получение звания профессора Академии, но его кандидатура была отклонена по причине его «слишком смелого духа». Лишь в 1770 г. Маульберч будет назначен советником Академии. Писал, в основном, монументально- декоративные композиции в церквах, потолочные плафоны для дворцов. Без интереса к достоверной передаче среды и пленэра исполнены редкие в творчестве Маульберча картины на современные ему сюжеты (В мастерской художника, 1753—1754, Лоуренс, Музей университета штата Канзас, США; Концерт на открытом воздухе, 1753—1754, Балтимор, Музей искусств, Неожиданно в позднем творчестве художника звучат названия полотен: «Кукольник» (1785, Нюрнберг, Германский нац. музей) и «Солдатская сцена» (1785—1786, Вена, Галерея австрийской живописи), в гротескной форме воспроизводящие сцены из современной народной жизни. Творчество Маульберча, крупнейшего мастера австрийского барокко, последовательно отразило изменения, происходившие в европейской культуре XVIII столетия.
Мейтенс, Мартин ван Младший (1695-1770) Портрет Марии Терезии, императрицы Австрийской Холст, масло, 166,5×132 см Передан из Царской Славянки Не представлено в постоянной экспозиции.   Родился в семье голландского художника Мартина Ван Майтенса-старшего. Его отец переселился из Гааги в Швецию. Первые уроки живописи получил у своего отца. Для совершенствования мастерства Майтенс объездил ряд столиц европейских государств: в 1714 году он посетил Лондон, в 1717 — Париж и в 1721 — Вену, затем поселился в Италии, где работал в течение 1723—1729 (Рим, Турин). Здесь во Флоренции, Милане и Турине его небольшие по размеру картины стали пользоваться большой популярностью. В 1730 вернулся в Австрию и поселился в столице империи. Здесь он вскоре стал очень популярным портретным живописцем, не только у местной аристократии, но и у королевской семьи. В 1732 он стал придворным живописцем, а в 1759 был назначен директором академии изобразительных искусств в Вене.
Рафаэль Доннер (1693—1741) «Меркурий с голо­вой Аргуса» «Венера с дельфином» Статуэтки из олова   О нем с уважени­ем пишут и немецкие историки искусства, говоря о его влия­нии на многочисленных мастеров Южной Германии, и ис­кусствоведы Словакии, высоко оценивая его работы в Братиславе. С Работами Доннера в значительной степени связан внешний облик Вены XVIII века.
ИСКУССТВО АНГЛИИ 18 века
Рейнолдс, Джошуа. 1723-1792   "Младенец Геракл, удушающий змей" холст, масло 303x297 см Поступление: Поступил в 1789 г. Приобретен у автора Екатериной II.   Зимний дворец Зал: 300       Художник, которому было предоставлено выбрать сюжет, изобразил в этой мифологической сцене аллегорию на “Юную Россию, борющуюся со своими врагами”. Картина сильно потемнела от времени, благодаря густоте красок и чрезмерному употреблению сиккативов и битума, но и в таком виде, в опасном соседстве с Рембрандтом, она поражает силой драматического замысла и красотой золотистых красок. Английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века. Теоретик искусства. Первый президент Королевской академии художеств, член Лондонского королевского общества. Член Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства. Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего её направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо.
Рейнолдс, Джошуа. 1723-1792   «Воздержанность Сципиона» Материал: холст Техника: масло Размеры: 239,5x165,5 см Поступление: Поступил в 1792 г. Происходит из собрания князя Г.А. Потемкина в Санкт- Петербурге   Зимний дворец Зал: 300   В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение «Амура» национальной галереи (№ 1390). Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества[4].
Гейнсборо, Томас. 1727-1788 Портрет дамы в голубом холст, масло 76,5x63,5 см Поступил в 1916 г. Дар А.З. Хитрово Зимний дворец Залы: 298   1770 - начало 1780 гг.   "Портрет дамы в голубом" кисти Т. Гейнсборо - одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Государственного Эрмитажа. Хотя художник и не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, он, тем не менее, ярче всего проявил себя как портретист. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубой шелк шали и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Эскизность свободной манеры письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели. Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки искусства, как выдающийся художник Д. Рейнолдс.
Данс, Натаниел 1735-1811 Портрет короля Георга III холст, масло 240x147 Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения "Антиквариат". Происходит из собрания Английского дворца в Петергофе Зимний дворец Зал: 300 1773-74 Большая часть собрания английского искусства в Эрмитаже связана с именем Екатерины II. В 1773 году императрице пришла в голову мысль создать в Чесменском дворце, который находился на пути в ее любимую летнюю резиденцию Царское Село, портретную галерею европейских монархов. Через русского посла в Лондоне графа А.С. Мусина-Пушкина лорд Кэткарт, поверенный Георга III, узнал об идее императрицы. Несмотря на рекомендации обратиться к Джошуа Рейнолдсу, для написания своего портрета король выбрал Натаниэла Данса, не слишком знаменитого, но педантичного мастера. Тот создал изображение Георга III с соблюдением всех канонов жанра парадного портрета в сухой, строгой манере. Для галереи были исполнены несколько крупных парадных изображений короля, королевы, принца Уэльского и других членов королевской семьи. Кроме Данса, для этой работы был привлечен Бенджамин Уэст. Можно сказать, что к концу XVIII века влияние гения Ван Дейка было почти полностью преодолено и весьма определенно обозначилась собственная стилистика королевских придворных художников.
Данс, Натаниел 1735-1811 Портрет королевы Шарлотты, жены Георга III   холст, масло 240x147 см Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения "Антиквариат". Происходит из собрания Английского дворца в Петергофе Зимний дворец Залы: 300 1773-1774 гг. Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (1744- 1818) — принцесса Мекленбургского дома, супруга короля Великобритании Георга III и бабушка королевы Виктории. Среди детей Шарлотты были короли Великобритании Георг IV и Вильгельм IV, а также король Ганновера Эрнст Август. Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху и В. А. Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. ·
  Томас Джонс 1742-1803   Пейзаж с Энеем и Дидоной. Холст, масло. 137,5х193,5. Из собр. Г. А. Потемкина, Санкт-Петербург, 1792 Зимний дворец Зал: 299   Один из лучших представителей английской школы живописи 18 столетия.  
Джордж Морленд (род. 26 июня 1763, Лондон — 29 октября 1804, там же) Приближение грозы холст, масло 85x117 Поступил холст в 1919 г. Передан из собрания Ферзен   Зимний дворец Залы: 299   В Государственном Эрмитаже хранится пять картин Джорджа Морленда и одна работа его подражателя Дж. Морленд известен прежде всего своими полотнами, изображающими животных и сценки из сельской жизни; он писал также и портреты. Наиболее талантливые из них были созданы между 1790 и 1794 годами. В его произведениях чувствуется влияние творчества Гейнсборо и старых голландских мастеров. Джордж Морленд был одним из лучших представителей английской школы живописи XVIII столетия. Советский искусствовед старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Л. А. Дукельская считала что «этот, несколько наивный реализм, показывающий повседневную жизнь без сложных драматических коллизий или нарочитой анекдотичности сюжета, характерен для работ Морленда 1790-х годов». Напротив, А. Д. Чегодаев считал Морленда подражателем Грёза и характеризовал его работы как «слезливый жанр».
Джордж Морленд Цыгане холст масло 35,5х46,5 см Поступил в 1920 г. Передан из Государственного музейного фонда (Экспертной комиссии) Зимний дворец Залы: 299 около 1800 г.
Райт из Дерби, Джозеф. 1734-1797   Кузница. Вид снаружи холст, масло 105x140 см Поступил в 1774 г.; собрание Екатерины II Зимний дворец Залы: 299 1773 г. Картина Д. Райта из Дерби "Кузница. Вид снаружи" - первое произведение английской живописи в коллекции Эрмитажа, приобретенное в 1774 г. у автора Екатериной II. Императрица сумела оценить незаурядный талант тогда еще неизвестного художника. К этой теме Райт обращался неоднократно. Сюжетный замысел картины он изложил в своей расходной книге: "Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу... Около наковальни может стоять праздный мужчина в позе человека, убивающего время... На стенах висят подковы; другие предметы, которые обязательно должны быть в кузнице, едва видимы, так как удалены от света... Луна может выглянуть и осветить лошадь". Кузница на картине Райта - это некий оазис цивилизации, несущий тепло и защиту в противовес дикой ночной природе. Необычайно эффектен контраст холодного лунного света с теплым светом огня. Именно мастерство передачи освещения, которое и создает настроение картины, является самой сильной стороной таланта Д. Райта.
Райт из Дерби, Джозеф. 1734-1797   Фейерверк. Замок св. Ангела (Жирандола) холст, масло 162,5x213 см Передан из Английского дворца в Петергофе Зимний дворец Залы: 299 1779 г. Для Дж. Райта из Дерби характерен интерес к световым эффектам в живописи, создание с помощью освещения настроения в картине. Во время пребывания в Италии в 1774-1775 гг. он мог видеть праздничные фейерверки (жирандолы), которые несколько раз в год устраивались в Риме с крыши замка св. Ангела. Кроме того, в Неаполе художник наблюдал грандиозное зрелище извержения Везувия. Райта всегда привлекало сопоставление человеческой деятельности, особенно технических достижений, которыми он восхищался, с вечной жизнью природы. Двум самым сильным своим итальянским впечатлениям, из которых одно он назвал "величайшим чудом природы, а другое - искусства", Дж. Райт из Дерби посвятил парные композиции "Жирандола" и "Извержение Везувия" (ныне - в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Москва). Обе картины были куплены в 1779 г. Екатериной II, которая в числе первых в Европе сумела оценить оригинальный талант тогда еще малоизвестного художника.
Гарднер, Дэниэл (1750-1805) Девочка в соломенной шляпе Холст; масло Размер 75х61,5 см Год поступления Передан из собрания Юсуповых Зимний дворец Залы: 299 1780-е Британский живописец, наиболее известный своими работами портретиста. Он основал модную студию на Бонд-стрит в Лондоне, специализируясь на небольших портретах пастелью, мелками или гуашью, часто заимствуя позы Рейнольдса. Некоторые критики считают Гарднера выдающимся художником, который, однако, не был точным рисовальщиком, если речь шла о фигуре, особенно о построении лица в некоторых его пастелях. Для других, с другой стороны, именно эта особая раскованность или поверхностная элегантность представляет уникальность стиля Гарднера, и в этом они видят предвосхищение импрессионизма.  
Хопнер, Джон (1758-1810) Портрет писателя Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816) холст, масло 77х64,5 см Поступил в 1916 г Дар А.З. Хитрово Зимний дворец Залы: 299 конец 1780-начало 1790-х Английский художник немецкого происхождения, придворный художник короля Георга IV. Дж. Хопнер является автором портретов многих известных деятелей культурной и политической жизни Великобритании — Вальтера Скотта, Уильяма Питта-младшего, герцога Веллингтона, адмирала Нельсона, Йозефа Гайдна и других. П-т Р.-Б. Шеридана написан в период, когда уже поставлены в театре были его знаменитые пьесы. В 1776, Шеридан, его тесть и ещё один партнер купили долю в театре «Друри-Лейн» и, два года спустя, выкупили его полностью. На протяжении многих лет Шеридан был управляющим театром, а позже стал единственным владельцем. В дальнейшем все его пьесы были поставлены в этом театре. Написанная им в 1777 году «Школа злословия» — одна из лучших английских комедий нравов. Эту тему развивает и поставленная незадолго до того «Поездка в Скарборо». Фактически завершил деятельность Шеридана как комедиографа пародийный «Критик» в 1779 году.
Уэст, Бенджамин (1738-1820) П-т Георга, принца Уэльского и принца Фредерика холст, масло 240,5x166 см Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения "Антиквариат" Зимний дворец Зал: 300   На портрете изображены два старших сына короля Георга III: Георг, принц Уэльский (1762–1830), с 1820 король Георг IV, и Фредерик (1763– 1827), епископ Оснабрюкский, с 1784 герцог Йоркский и Олбани, главнокомандующий Британской армией (1795). На принце Уэльском мантия, звезда и цепь ордена Подвязки; в глубине на столе корона принца Уэльского и орденская шляпа с перьями. На Фредерике мантия ордена Подвязки и цепи орденов Подвязки и Бани. Портрет исполнен в 1778 и является авторским повторением картины почти такого же размера, написанной Уэстом в 1777 для Георга III и королевы Софии-Шарлотты (холст, масло, 242,6 × 166,4; Королевское собрание, Лондон). Они имеют лишь одно различие: на первой изображен ковер с орнаментом, на повторении — пол, выложенный плиткой. Портрет был заказан Уэсту Георгом III для подарка Екатерине II, о чем свидетельствует запись художника о работах для Георга III, представленных королю в 1801: «№ 13. Вторая картина на тот же сюжет, что и выше обозначенная (имеется в виду портрет принцев 1777. — Е. Р.), для русской императрицы; отослана Его Величеством. Цена 210 фунтов» (Galt 1820. P. 208). Вероятно, прежде чем приступить к исполнению парного портрета 1777, художник сначала написал каждого принца отдельно (местонахождение неизвестно). Оба изображения были проданы сыновьями Уэста в 1829 (Robins, London, 20–22 June, 1829, lot 115, lot 116) с пометкой, что «исполнены с натуры, с большой точностью»
Уэст, Бенджамин (1738-1820) Венера утешает Амура, ужаленного пчелой, холст, масло 77x64 см Поступление: Поступил в 1925 г. Передан из Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Происходит из собрания Юсуповых   Зимний дворец Залы: 300 1802 г. (?) Несмотря на то, что Америка в XVIII веке боролась за независимость от Британской Империи, многие художники предпочитали приезжать в метрополию для службы королю. Европейская практика давала обширные возможности для творчества и позволяла применить навыки, полученные в путешествиях по Италии. Такова судьба и Бенджмена Уэста, американца по происхождению, получившего место при дворе Георга III в Лондоне. Вместе с Джошуа Рейнолдсом, Уэст участвовал в создании английской Королевской Академии художеств. Классический стиль живописи Бенджамена Уэста служил эталоном для художников его времени и круга. На эрмитажной картине богиня любви и красоты нежно прижимает к себе сына, ужаленного пчелой. Художник поясняет выбор сюжета цитатой из оды древнегреческого поэта Анакреона: «Осуши, осуши свои слезы, постыдись, дитя моё...» Венера будто говорит малышу, что боль от пчелиного укуса ничтожна в сравнении с той, которую бог любви причиняет людям и богам. Ведь стрелы Амура ранят прямо в сердце. Долгое время эта работа украшала петербургский дворец Феликса Юсупова на Мойке. После Революции картина была передана в Государственный музейный фонд, созданный для национализированных сокровищ русской аристократии. Оттуда полотно попало в Эрмитаж.
Ромни, Джордж. 1734-1802   Портрет миссис Хэрриэт Грир холст, масло 76x64 см Поступление: Поступил в 1916 г. Дар А.З. Хитрово Инвентарный номер: ГЭ-3511 Зимний дворец Залы: 298   конец 1780-х гг. На портретах тех лет предстают не только люди, оставившие след в истории Англии, но и те, кто был известен лишь узкому кругу родных и друзей. Такова и Хэриет Гриер, жена капитана Уильяма Гриера. Портрет написан Д. Ромни, крупным художником, популярным в светских кругах. Портрет миссис Гриер прост и изыскан. В ее в туалете нет вычурности, ничего лишнего. Темная мягкая шаль подчеркивает гофрировку платья из тонкой ткани. Сдвинутая набок черная шляпа с белым страусовым пером привносит оттенок кокетливости. Напудренные локоны оттеняют свежесть лица. Темный нейтральный фон кажется воздушной средой, мягко окутывающей фигуру.  
  серебряная лохань-холодильник работы Чарльза Кендлера I.   Зал 298    
  уникальный "Сервиз с зеленой лягушкой" (фирма Веджвуд). Зал 300   По заказу императрицы в 1773-1774 годах Веджвудом был выполнен знаменитый "Сервиз с зелёной лягушкой": 944 предмета, декорированные 1222 не повторяющимися видами Британии. Ансамбль предназначался для придорожного дворца в местечке Кекерекексинен (финск. "лягушачье болото"). Часть предметов сервиза, хранившегося в начале XX века в Английском дворце в Петергофе, была экспонирована на юбилейной выставке веджвудовской керамики в Лондоне в 1909 году. Эти же 34 вещи-путешественницы представляют всемирно известный керамический ансамбль на настоящей выставке. "Сервиз с зеленой лягушкой", изначально предназначенный для обозрения, а не для утилитарного применения, знакомил россиян не только с британскими ландшафтами, но и с британскими культурными ценностями.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ 18 века
Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779   Персей и Андромеда холст, масло 227x153,5 см Происходит из собрания Екатерины II Малый Эрмитаж Залы: 255   1778 г. Государственный Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин Менгса, написанных в разные периоды его творчества. Самая знаменитая среди них - "Персей и Андромеда" на сюжет "Метаморфоз" Овидия. Она была выставлена в Палаццо Барберини в Риме в 1777 г. и вызвала восторг зрителей. Менгс обратился к античному наследию в поисках совершенных художественных форм. Замысел произведения был навеян принадлежавшей жене художника камеей (ныне она хранится в собрании Эрмитажа). Образцом для фигуры Персея послужила статуя Аполлона Бельведерского; фигура Андромеды заимствована с античного рельефа на вилле Памфили в Риме. Упорядоченность ясно читаемой композиции, идеально правильный рисунок, мастерство скульптурно-объемной моделировки фигур, величественный риторический жест главного героя - все указывает на то, что программное произведение мастера создано по строгим канонам классицизма, убежденным приверженцем которого был Менгс.
Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779   Автопортрет дерево, масло 102x77 см Из собрания Екатерины II Не представлено в экспозиции   Картина является повторением "Автопортрета", написанного Менгсом в 1774 г. для галереи Уффици во Флоренции.  
Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779   Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана дерево масло 67x53 см Поступил из Гатчинского дворца Малый Эрмитаж Залы: 255       1774 г.   Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - знаменитый немецкий историк и теоретик искусства. В 1775 г. в Дрездене вышла работа ученого "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре", которая произвела огромное впечатление на современников и создала теоретические предпосылки для развития неоклассицизма. Главное произведение Винкельмана, "История искусства древности" (1764), стало первым исследованием, в котором рассматривается история искусства как процесс и затрагивается вопрос эволюции стиля. Свои выводы историк сформулировал так: "Единственный путь для нас сделаться великими - это подражание древним". Менгс был первым, кто попытался воплотить эту идею в живописи. Сблизившись с Винкельманом, Менгс стал убежденным приверженцем его доктрины и воплощал его теорию в своих исторических полотнах. Однако сейчас художника ценят, в первую очередь, как первоклассного портретиста.
Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779 Благовещение 1774-1777    
Менгс, Антон Рафаэль Парнас дерево, масло 55x101 см Не представлена в экспозиции 1750 - 1760-е гг. Картина представляет собой эскиз или авторское повторение центральной части плафона главного зала виллы Альбани в Риме. Плафон в технике фрески Менгс исполнил в 1761 г. по заказу кардинала Алессандро Альбани. В этом произведении Менгс преодолевает барочные традиции и обращается к нормам классицистического искусства. Общее построение композиции навеяно фреской Рафаэля "Парнас" в Станце делла Сеньятура в Ватиканском дворце в Риме. В центре изображен бог солнца и предводитель муз Аполлон Мусагет с лирой, венцом на голове и лавровым венком в руках. Справа от него сидящие Мнемозина - богиня памяти и мать муз, и Клио, муза Истории, а также муза Комедии Талия, и танцующая Эрато и Терпсихора. Слева - Каллиопа, Полигимния, Эвтерпа, Менльпомена и Урания. Каждая муза изображена художником с соответствующими атрибутами. Музе Клио Менгс придал черты лица своей жены Маргариты, а Мнемозине - черты Витторуччии, дочери графини Чероффини.  
Граф, Антон.1736-1813   Портрет Георга Леопольда Гогеля холст, масло 130x95 см Поступил в 1944 году. Приобретен в Антикварном магазине Ювелирторга Не представлено в постоянной экспозиции.   Замечательный портретист, швейцарец по происхождению, профессор Дрезденской академии художеств Антон Граф создал целую галерею образов своих современников. На портрете запечатлен литератор Георг Леопольд Гогель, родственник выходца из Франции Г.Г. Гогеля, служившего в русской армии, позже действительного статского советника, директора немецких колоний около Саратова на Волге. Портрет привлекает остротой характеристики, высоким профессиональным уровнем исполнения.
Граф, Антон.1736-1813 Мужской портрет   Холст; масло Размер 132х99,5 см   Год поступления 1798 г.   Талантливый портретист своего времени запечатлел на полотнах выдающихся людей эпохи, среди которых известные каждому образованному человеку имена: Лессинг, Мендельсон, Шиллер, Гердер, Клейст, Глюк и др. Антон Граф создал около 2000 портретов его современников. Он был ведущим немецким портретистом в конце XVIII – начале XIX веков. Но он также был и главным портретистом немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма. Со многими он дружил. Например, с Иоганном Вольфгангом фон Гете художник познакомился в 1768 году. Граф был любимым портретистом немецкого, русского, польского и балтийского дворянства. Одни из самых важных заказчиков его полотен были Екатерина II и Фридрих Великий.
Деннер, Бальтазар. 1685-1749   Портрет старухи медь, масло 37,5x31,5 см Происходит из собрания Екатерины II Не представлено в постоянной экспозиции.     первая полов. XVIII В Германии XVIII в. кроме придворного искусства, которое формировалось при княжеских дворах, существовало и другое, более скромное, связанное с бюргерскими кругами. Представителем его является Бальтазар Деннер. Работавший главным образом в Гамбурге и некоторых других немецких городах, он пользовался широкой известностью благодаря портретам, которые создавал с особой тщательностью. Особенно ценятся изображения стариков, где скрупулезно выписана каждая морщинка и даже каждая пора на лице модели. Эти произведения мастера получили название "Porendenner". Именно к этому виду произведений относится эрмитажный "Портрет старухи". Существует большое число повторений этой картины.
Кауфманн, Ангелика Мария Анна Катарина. 1741-1807   Автопортрет холст, масло 76,5x63 см   Поступление: Поступил в 1933 г. Передан из всесоюзного объединения "Антиквариат". Происходит из собрания Юсуповых   Малый Эрмитаж Залы: 255     между 1780 и 1785 гг. Запечатленная на картине молодая элегантная дама в декольтированном платье, в шляпе с шелковым бантом по моде того времени, с легко рассыпавшимися по плечам кудрями - женщина незаурядной судьбы. Ангелика Кауфман, не получившая систематического образования, благодаря таланту и упорному копированию произведений великих мастеров добилась больших успехов. О признании художницы говорит факт избрания ее членом Академии св. Луки в Риме и, особенно, Королевской академии в Лондоне, где она была единственной женщиной. Ангелика Кауфман пользовалась особой славой как портретист. Овальная форма полотна и приглушенное звучание мягких пастельных тонов характерны для портрета конца XVIII в. Внимательный умный взгляд и чуть заметная улыбка, едва трогающая уголки губ, вносят в изображение ту долю личного, что выделяет картину из массы женских портретов, созданных художницей. Существует несколько автопортретов Ангелики Кауфман; эрмитажный написан во время ее пребывания в Риме. Он сильно идеализирован и выглядит красивее и моложе оригинала, что позволяет некоторым специалистам сомневаться в том, что это автопортрет.
Кауфманн, Ангелика Мария Анна Катарина. 1741-1807   Детство Девы Марии   холст, масло 92х59,5 см Поступление: Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения "Антиквариат"   Малый Эрмитаж Залы: 255   1791 г.    
Тишбейн, Иоганн Фридрих Аугуст. 1750-1812 Портрет прусской королевы Луизы   холст, масло 76x61 см Поступление: Поступил в 1963 г. Передан из Павловского дворца-музея Малый Эрмитаж Залы: 255   1798 г. Портрет создан выдающимся портретистом Иоганном Фридрихом Августом Тишбейном, членом известной семьи художников. Он много путешествовал, посетил Париж, Рим, где общался со знаменитыми живописцами Антоном Рафаэлем Менгсом и Жаком Луи Давидом; с 1806 по 1808 г. работал в России. Королева Луиза (1776-1810) - дочь герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, супруга Фридриха Вильгельма III, короля Пруссии, имела репутацию редкостной красавицы, при этом умной и волевой. Ее очень ценил Александр I, а Наполеон считал своим личным врагом. Тишбейн запечатлел ее юной, очаровательной, исполненной естественной грации. Стройный силуэт, выделяющийся на фоне облачного неба, чистота линий и ясность форм создают ощущение гармонии. Цвет ее темно-синего бархатного шарфа эффектно сочетается с различными оттенками серебристо-серого. Возвышенный и нежный образ модели несет в себе черты сентиментальной чувствительности, типичные для немецкого классицизма.
ИСКУССТВО ИТАЛИИ 18 века
Тьеполо, Джованни Баттиста. 1696-1770   Призвание Цинцинната к власти диктатора   холст, масло 387x227 см Происходит из дворца Дольфин в Венеции, с 1870-х гг. находился в собрании Миллер фон Айхгольц в Вене, затем - в собрании А.А. Половцева. В 1886 г. подарен музею Штиглица Новый Эрмитаж Зал: 238 1727-1729 На полотне изображены посланцы Сената, которые протягивают Цинциннату жезл полководца. Римский полководец Луций Квинций Цинциннат (первая половина V в. до н.э.) отличался аскетичным образом жизни, чем снискал уважение соотечественников. Удалившись от дел, он своими руками обрабатывал принадлежавший ему маленький участок земли. Когда на Рим напали горные племена, Сенат решил назначить диктатора и отправил к Цинциннату посланцев с просьбой возглавить войско. В это время Цинциннат работал в поле. Выслушав посланных, он принял командование, а когда римляне разбили врага, возвратился к прежнему образу жизни.
Тьеполо, Джованни Баттиста. 1696-1770   Триумф полководца Мания Курия Дантата   холст, масло 550x322 см Происходит из дворца Дольфин в Венеции, с 1870-х гг. находился в собрании Миллер фон Айхгольц в Вене, затем - в собрании А.А. Половцева. В 1886 г. подарен музею Штиглица Новый Эрмитаж Зал: 238   1 727-1729   Картина входила в серию из десяти полотен на темы истории республиканского Рима и украшала палаццо Дольфин в Венеции (пять из них хранятся в Государственном Эрмитаже). В 275 г. до н.э. полководец Маний Курий Дантат разгромил войска царя Пирра (Плутарх. Пирр, 25). На огромном полотне Тьеполо представил триумфальное шествие победоносной римской армии, бесконечную яркую процессию, которая из глубины картины надвигается прямо на зрителя. На золотых носилках, покоящихся на захваченных у Пирра слонах, восседает полководец. Художник старался передать не столько отдельные образы, сколько общее впечатление от красочной, волнующейся толпы.
Тьеполо, Джованни Баттиста. 1696-1770 Меценат представляет императору Августу свободные искусства, холст, масло 69,5x89 см Поступил в 1882 Передан из Гатчинского Дворца. Происходит из собрания Екатерины II   Новый Эрмитаж Залы: 236       К подножию трона склонились три женщины. Одна из них держит палитру и кисти, вторая – мраморную маску, третья – угольник.     Эта небольшая картина относится к шедеврам Джованни Баттисты Тьеполо. Сочетание в одной сцене аллегорических образов и исторических персонажей типично для искусства XVIII столетия. Меценат, римский государственный деятель времени правления императора Октавиана Августа (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.), прославился тем, что оказывал покровительство ученым и художникам. В картине Тьеполо он представляет Августу свободные искусства - Живопись, Скульптуру и Архитектуру. По традиции они изображены в виде прекрасных женщин. Фигура слепого старца Гомера олицетворяет Поэзию. Действие разворачивается на фоне классической римской архитектуры. Светлые, сияющие краски подобраны настолько точно, что сцена кажется залитой солнечным светом. Тьеполо - мастер монументальных росписей, что ощущается в этой небольшой станковой картине - в виртуозной легкости энергичного мазка, обобщенности форм, свободном решении пространственного построения. Картина была заказана художнику в 1743 г. графом Франческо Альгаротти, знатоком живописи, ученым и писателем, и предназначалась в подарок графу Генриху Брюлю, первому министру двора курфюрста саксонского и короля польского Августа III. Образы императора Августа и Мецената олицетворяют, соответственно, курфюрста и его министра, известного коллекционера, игравшего при саксонском дворе роль мецената. В глубине картины, за Тибром, изображен дрезденский дворец Брюля с висячим садом, стоявший на берегу Эльбы.
Батони, Помпео Джироламо1708-1787   Святое семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем   холст, масло 226x149,5 см Поступил в 1782 г.; приобретен великим князем Павлом Петровичем и подарен Екатерине II Новый Эрмитаж Залы: 238 Школа: римская 1777 г.   Большое полотно "Святое семейство" Помпео Батони исполнил для себя и в продолжении почти пяти лет оно хранилось в его мастерской. В 1782 году мастерскую Батони в Риме посетил наследник русского престола цесаревич Павел Петрович с супругой Марией Федоровной. Он приобрел понравившуюся картину в подарок матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони особенности живописной манеры очень ярко проявляются в эт<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: