Задержка речевого развития




Расстройства речи известны с глубокой древности.

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы и их сочетания.

- Трудности в различении звуков на слух – при нормальном слухе.

- Повреждение речевой зоны во время родов, расположенной на макушке.

- Дефекты строения речевых органов – губ, зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Примером может служить короткая уздечка, расщелина верхнего нёба, неправильный прикус.

- Недостаточная подвижность губ и языка;

- Задержка речевого развития в следствии задержки психического развития;

- Неграмотная речь в семье, наследственность.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребёнка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

Поговорим подробнее о нарушениях речи.

Фонетическое недоразвитие речи (ФН)

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.

Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие растройства могут проявляться:

- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

- в искажениях – горловое произнесение звука «р», щёчное – «ш»

Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН)

Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, т.е звуков речи.

Основные проявления, характерезующие это состояние.

- Ребёнок не различает призношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков. Например, мягкий звук «т» произносится вместо звуков «с», «ч», «ш» (тюмка, тяска, тяпка – вместо - сумка, чашка, шапка).

- Замена одних звуков другими. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более лёгкими, Например, звук «л» употребляется вместо звука «р» (лак – рак), звук «ф» - вместо звука «ш» (фубка – шубка).

- Смешение звуков. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Так, ребёнок умея произносить звуки «р», «л» или «с» изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, (столял стлогает дошку) вместо (столяр строгает доску).

В процессе обследования выясняется, как ребёнок различает фонемы (звуки) на слух, перед ним выкладываются картинки на которых нарисованы –зубы, стул, лампа, жук, он должен определить, название какой из картинок начинается со звука – з, с, ж, л.

Если ребёнок в 5 лет не может назвать на слух какой первый, а какой последний звук например в слове «сом», какой звук стоит в начале, середине, в конце слова именно на основании этих вопросов и ответов логопед может дать заключение ФФН у ребёнка.

Дислалия

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазан­ная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относят нарушения, при которых дефектно произносит­ся один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, сви­стящих и шипящих (ш, ж, ч, щ) - это сложная дислалия.

Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: «Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить р». Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произноше­ние целого ряда звуков дефектно.

Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено, это шипящие зву­ки ш-ж-ч-щ, свистящие - с-съ-з-зь-ц сонорные - р,рь, л, ль. Реже нарушаются зву­ки к--г--х-, д-т-, й, в-ф.

Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного час­то сопровождается искажением его мягкого варианта.

 

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть - ограничение объёма движения органов речи и ослабление контроля над ними.

Ограничен в движениях прежде всего основной орган артикуляции - язык. Он становится неловким, при высовывании отклоняется в сторону, чаще всего вправо, губы плохо выдвигаются вперёд, не растягиваются и не удерживаются в улыбке.

Ребёнок с дизартрией испытывает сложности с надуванием щёк, выполнением простейших упражнений, вроде «лошадка», «часики» - вместе с язычком двигается и подбородок, не может вытянуть губы вперёд- сделать трубочку, при выполнении артикуляционных упражнений очень много сопутствующих движений, обильное слюне выделение, ладони у таких детей постоянно потеют, они не могут поднять брови или нахмуриться.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задер­живает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Дети дизартрики имеют как правило нормальный интеллект, с ними необходимо много и терпеливо заниматься и обязательная консультация невропотолога.

 

Ринолалия

При ринолалии нарушается тембр голоса. он приобретает носовой оттенок, нарушается и звукопроизношение, из-за анатомо-физиологического дефекта речевого аппарата.

 

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого нёба (так называемая в народе «волчья пасть»), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого нёба.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривле­ния носового хода.

 

Заикание

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

· употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

· повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

· делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

· затрудняется перед началом речи.

Алалия

Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей до 3-5 лет при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного моз­га, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Причиной алалии являются родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных. Причём в большинстве случаев и травмы, и асфиксии являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей кислородное голодание плода – внутриутрбную гипоксию.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии - автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Ребёнок с алалией может пытаться общаться с окружающими жестами или рисунками, интеллект у таких детей в норме, его речевой аппарат хорошо сформирован. Дети с алалией не глухие, т.е. физический слух, способность слышать вообще у них есть. Они не различают, не распознают именно звуки речи, слышат, что человек что то говорит, но не понимают, что именно, точно также, как мы не понимаем когда говорят на неизвестном нам иностранном языке. Без специального обучения такие дети не могут научиться говорить самостоятельно. Нужна обязательная консультация специалистов – психолога, невропатолога логопеда.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

· не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его назы­вают по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

· в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам.

 

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные системные речевые растройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень OНP характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа зву­коподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла.

Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби» - машина, самолет, пароход, грузовик.

Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова- предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозмож­ностью произнесения многих звуков.

Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преоблада­ют 1-2-сложиые слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» - собака, «алет» - самолет.

2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства.

В речи детей появляется довольно большое количество слов (су­ществительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова дос­таточно искажены («лябака» - яблоко, «обуйчик» - огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит их аепка» - Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще граммати­чески не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» - Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласование глагола и существитель­ного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» - красная звезда).

Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.

Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Нарушают последовательность, переставляют, опускают, добавляют слога например: («вимедь» - медведь, «лисипед» — велосипед).

Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по зна­чению и оформлению) речевых единиц.

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количе­ство ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, паде­жам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» - ведра, «ухи» - уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательными («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.

По-прежнему недостаточно понимание и употребление слож­ных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»).

Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно об­разует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» - стульчик), относительные прилагательные («кожевый» - кожаный,), притяжательные при­лагательные («медведин хвост» - медвежий хвост), глаголы с при­ставками («зашивает пуговицу» - пришивает пуговицу).

Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения про­изношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слого­вая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов слож­ного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «милицанер» — милиционер.

При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять со­держание.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи (ЗРР) - характерезуется более медленным по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причём отстают все компоненты речи.

Причины разнообразны, их множество. Что выз­вало нарушение речи в том или ином случае, определит точно только специалист. Возможно, потребуется и консультация невропатолога.

Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогическая запущенность. Следствием явилась задержка речевого развития.

Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённое будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородно­го снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. и. Неблаго­приятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, снижение слуха.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается.

Помимо занятий в лого­педической группе назначается медикаментозное лечение, массаж.


 

Оглавление

Расстройства речи известны с глубокой древности. 1

Фонетическое недоразвитие речи (ФН) 1

Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН) 1

Дислалия. 2

Дизартрия. 3

Ринолалия. 3

Заикание. 3

Алалия. 4

Общее недоразвитие речи. 4

Задержка речевого развития. 6

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: