ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО




ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ГРАДА УФЫ

 

Россия – это моя Родина. Я, как патриот своей страны, люблю ее всей душой и горжусь, что мне посчастливилось родиться в этой уникальной стране с богатой многовековой историей. Россия – это держава с ее бескрайними просторами, которая объединила сотни разных народов, этносов, культур.

Россия для меня – это, прежде всего, мой дом, семья, родственники, друзья, любимая работа, коллеги. Это до боли родной и маленький мир. Здесь я живу, здесь прошли мое детство и школьные годы, самые счастливые минуты жизни в кругу близких мне людей. Первые шаги, первые слова, первый смех, первые слезы, первые пятерки… Все это для меня очень дорого, и я не променяю их ни на что другое. Россия – это вся моя жизнь!

Неотъемлемая часть моей Родины – это Республика Башкортостан. Замечательный край с богатыми природными ресурсами и достопримечательностями, это часть огромной нашей страны с многочисленными историческими памятниками культуры и архитектуры, необычным ландшафтом, многонациональным населением и многовековыми традициями и обычаями.

В этом крае имеется много прекрасных мест, которые мне очень дороги и любимы. Одно из таких замечательных уголков нашей необъятной России – это столица Республики Башкортостан город Уфа. Российский город, где одна из основных религий это православие.

На территории Башкирии располагается обилие величественных храмов, церквей, соборов и молитвенных домов. Почти в каждом районе республики есть свои святыни с интересной историей и ценными реликвиями. Как и во многих уголках страны, храмы Уфы по большей части подверглись закрытию и разорению в период советской власти…

 

Сведений о том, какой была Уфа в XVII и даже XVIII веках сохранилось очень немного. Большинство старинных документов сгорело при многочисленных городских пожарах. Не уцелело ни одно строение XVII столетия, зданий построенных в XVIII веке буквально единицы.

В настоящее время памятниками уфимской 300-400-летней старины можно назвать первые городские улицы, когда-то лучами расходившихся от крепости и сохранившие свои общие очертания до сих пор, а так же три старейших уфимских православных храма: Покровский, Спасский и Сергиевский. Все они были построены в XIX веке, но на месте церквей, существовавших в начале XVII века [4; с. 12].

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Из действующих церквей здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы сегодня самое старое в городе. На этом месте в XVI веке стояли дружно рядышком две маленькие деревянные церкви. Одна – в честь Покрова Пресвятой Богородицы – зимой не отапливалась. Вторая – во имя Святителя и Чудотворца Николая – отапливалась.

Деревянные здания редко стоят больше, чем 150 – 200 лет. Первой обветшала неотапливаемая Покровская церковь, и ее снесли. Осталась Никольская церковь. В первый день святой Пасхи в 1808 году кто-то забыл потушить свечку. Случился пожар, и церковь сгорела.

В 1817 году на этом месте купец Данила Жульбин построил каменную церковь, а надворный советник Ребелинский пожертвовал деньги на иконостас. И опять пожар в еще недостроенной церкви в 1821 году. Хорошо еще, что камни не сгорают дотла. Священный Синод выделил 2500 рублей. Князь Ураков построил колокольню. Наконец в 1823 году храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Были в новой Покровской церкви замечательные древние иконы. Они достались ей от сгоревших старых церквей.

Так и достояла церковь до 27 мая 1941 года. В это время ее закрыли. Но не уничтожили. Место оказалось незаметным. Поднимаешься от Монумента Дружбы народов к церкви, а ее все не видно. И вдруг она возникает из-за поворота Посадской улицы – беленькая, строгая. Словно подснежник старался от недоброго глаза.

Имущество церкви забрал краеведческий музей. Сначала в здании хозяйничала воинская часть. Потом размещался аптечный склад. Снова ее открыли 27 мая 1957 года по просьбе архиепископа Иллариона. До сегодняшнего дня в ней проходят богослужения. В приходе идет своя насыщенная жизнь.

Интересна Покровская церковь своей внутренней архитектурой. Средняя часть невелика по образцу древних церквей, а притвор просторен и отделен от средней части тремя низкими арками на двух массивных опорах. Солея (возвышение непосредственно перед иконостасом) так узка, что в некоторых местах службы священник встает в проходе средней арки, как делалось две тысячи лет назад. Дело в том, что в Ветхом завете в средней части храма прямо перед амвоном стояли исключительно священники. Эта часть храма была святилищем. Верующие могли находиться только в притворе или во дворе, напоминая, что люди были изгнаны из рая.

Теперь же в новозаветном христианском храме в средней части стоят все верные христиане, потому, что «верных христиан Иисус называл не рабами, а друзьями своими (Ин. 15:15) и детьми (Иоанн. 13, 33)».

Алтарь у нас – образ Царствия Небесного. Вход в него «открывается во все важнейшие моменты богослужения, чтобы показать, что для нас, после пришествия Христа Спасителя, в Новом Завете, Царствие Небесное открыто».

Благодаря своей архитектуре, церковь заставляет вспомнить историю, христианские символы, в наши дни многими забытые. Некоторые думают, что в средней части храма можно находиться всем, кому вздумается. Зато притвор принимают за прихожую или фойе. Тогда как людям некрещенным или случайным дальше притвора проходить нельзя.

Вообще, каждая церковь имеет свои особенности, свой характер и свой дух. О них трудно рассказать, их надо почувствовать самому [3; с. 33-36].

Адрес: г. Уфа, ул. Мингажева, 4

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ

Улица, на которой стоит церковь, – одна из древнейших в городе. Она выходила из Михайловских ворот кремля и шла на северо-запад. Улица получила имя Казанской (в сов. время – Октябрьской революции), так как отсюда начиналась дорога из Уфы на Казань, в будущем – Казанский тракт. Здесь издавна располагались усадьбы и дома уфимской знати, заводчиков, купцов.

На месте современной Спасской церкви с XVII в. существовала деревянная церковь Благовещения Божьей матери. Но, когда после пугачёвской смуты в Уфу стали нести из Елабуги чудотворную икону Спаса

Нерукотворного образа, случилось следующее: во время крестного хода по Казанской улице в Смоленский собор носимая чудотворная икона вдруг остановилась, и молящиеся, прилагая все усилия, с места не могли её сдвинуть, пока не поклялись воздвигнуть на месте случившегося чуда, рядом с Благовещенским, Спасский храм. После молитвенного обещания икона последовала дальше. Спасская холодная церковь, как парная к тёплой Благовещенской, и была пристроена по обету в 1779 г. Престольный праздник

в Спасской церкви – 29 августа – день перенесения Святого Спаса Нерукотворного образа – Третий Спас.

При великом пожаре Уфы 1июля 1821 г. обе деревянные церкви, построенные на средства прихожан, Благовещенская и Спасская, сгорели. А 30 мая 1824 г. на этом месте тщанием священника Иоанна Григорьевича Несмелова и благочестивых прихожан был заложен новый каменный храм. Кроме главного – Спасского, храм имел два боковых престола: в честь Святителя Николая и в честь Рождества Христова (последний – в память сгоревшего в 1816 г. Рождественского монастыря, что был ниже по Казанской улице).

Спасская церковь строилась по образу и подобию Казанского собора в С.-Петербурге архитектора А.Н.Воронихина; и петербургский, и уфимский храмы были выстроены в стиле классицизма и посвящены победе российского воинства над иноземными захватчиками в 1812 г. Отличие уфимского храма от петербургского состояло в том, что в Уфе на завершениях обеих дугообразных колоннад, выходящих на красную линию улицы, были воздвигнуты две симметричные колокольни, в первом ярусе из них была устроена часовня, в другой – сторожка. Сходство с Казанским собором придавало также нетрадиционное для православия расположение алтаря: в Спасской церкви он ориентирован на север-северо-восток. Нелишне вспомнить, что сам казанский собор строился по образу Собора Святого апостола Петра в Риме.

Основное пространство храма занимает большая трапезная (зимой превращавшаяся в храмовую часть) и несколько укороченная летняя храмовая часть, представляющая квадратный в плане четверик. На четверике возвышался мощный, но изящный подкупольный барабан с 12 арочными окнами. Все церковные окна высокие и зауженные.

Каменный Спасский храм строился также на средства прихожан, но за неимением средств сооружение растянулось на 21 год. По замыслу

архитекторов, спрямлённая уфимская улица, подходящая с юга к новому храму, получила имя Спасской. Хотя не исключена вероятность, что Спасской именовалась и старая ломаная улочка, бывшая на этом месте до составления генплана Уфы 1810-хгг. Новостроящийся храм встал в створе улицы, удивительно живописно замкнув её с северного конца. Церковь стала одной из градообразующих архитектурных доминант Уфы; наряду с Воскресенским собором и Александровской церковью – лучшим произведением классического стиля в Уфе. Спасская была единственной двуколоколенной церковью в городе и второй в уезде. 1 сентября 1944 г. состоялось освящение.

Всё пространство внутренних стен храма было расписано. Роспись купола состояла из изображений в рост между окнами 12 апостолов. Иконостас был трёхъярусным, богато украшенный резьбой и колоннами, весь вызолоченный по полименту. Иконы были писаны в Москве «в подражательно древнем вкусе». Среди наиболее ценных икон Спасской церкви был образ Тихвинской иконы Богородицы, богато изукрашенный; первоначально сей образ был домашним и пожертвован по видению во сне девицы-сироты. Семь колоколов для церкви были отлиты в Вятской губернии братьями Бакулевыми.

Не будучи самой главной в Уфе, но располагаясь вблизи её географического центра, несколько десятилетий Спасская церковь имела территориально самый большой в городе приход – почти весь городской центр до западной окраины. Поэтому после построения и освящения градо-уфимская Никольская церковь (1876-1882 гг.) и Александровская часовня на Верхнеторговой площади (1886 – 1892 гг.) несколько лет были приписанными к Спасскому храму.

Наиболее известными из настоятелей Спасской церкви были И.Г.Несмелов (в 1823-1859), В.Т.Аманацкий (в 1859-1872), Н.П.Левитский (в 1872-1888), Н.П.Геллертов (в 1888-1897), М.А.Шестаков (в 1897-1919), Н.Алексеев (с 1922-?).

В конце 1929 г. постановлением Президиума ЦИКа БАССР Спасская церковь была закрыта. Вот что вспоминала старожил Казанской улицы И.И.Селезнёва: «Возвращаясь из школы, видела зимой, как разоряли Спасскую церковь: выносили из неё утварь, одежды, ризы богатые в бархате, толстенные древние книги с позолотой и каменьями украшенные, с застёжками, размером с полстола. Сваливали всё на сани и увозили неизвестно куда…»

Вскоре были варварски уничтожены двойная колоннада и обе колокольни, в церкви устроено общежитие, стенные росписи были закрашены и забелены, в 1941 г. разобран главный купол и храмовый барабан; при этом, видимо, были повреждены внутренние стяжки, что послужило причиной сползания и обрушения в Спасский овраг полукруглой алтарной апсиды, примерно в 1944 г. Внутри были устроены междуэтажные перекрытия и перегородки, разбившие храмовое пространство на множество помещений. На 40 лет церковь была приспособлена под мастерские кинопроката.

Но и в постперестроечные 1990-е гг. жизнь Спасской церкви ничем не отличалась от её жизни в 1950-х или 1970-х. Под видом реставрационных мастерских Министерства культуры РБ здесь обосновался кооператив по изготовлению окон и дверей. В мастерской были установлены деревообрабатывающие станки, пилорамы, сильная вибрация от них увеличивала и без того шаткое стояние храма на краю оврага, по стенам метровой толщины пошли трещины.

В 1995 – 2002 гг. в тесных помещениях 2-го этажа обитала епархиальная иконописная мастерская. Девушки-иконописки очистили от побелки и покраски три участка фресок на большой площади (около 10 кв. м). Состояние живописи, открывшейся нам через 65 лет, удивительное! Высокая техника росписи и характерные приёмы позволяют отнести их к академическому направлению. В остальных местах церковная роспись сохранилась под слоем краски, и в процессе реставрации она должна быть восстановлена в своей первозданной красоте [1; с. 101-103].

Адрес: г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 37 А.

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Некоторые очень интересные сведения о первых уфимских православных храмах содержатся в рукописи «Краткое описание губернского края города Уфы с начала его построения», которая сейчас хранится в Москве в фондах Государственного исторического музея…

По общепринятой ныне версии, уфимскую Сергиевскую церковь построили в своей слободе московские стрельцы и пушкари. В рукописи «Краткое описание губернского города Уфы» сообщается о том, что первая уфимская церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была сооружена на загородном подворье мужского Успенского монастыря, а следующий по времени Сергиевский храм был построен позже и являлся вторым (теплым) при старинной Рождество Богородской церкви. В средневековье на Руси существовал обычай возводить не один деревянный храм, а два, расположенных рядом. Холодный большой не отапливался, а второй теплый был меньших размеров и отапливался, и службы в нем совершались в зимнее время…

На сохранившемся плане Уфы 1750-х годов приходской храм в Сергиевской слободе обозначен двумя строениями. По всей видимости, это были холодная Рождество Богородская и теплая Сергиевская церкви. Обширная Сергиевская слобода начиналась от моста через Сутолоку и располагалась в границах современных улиц Менделеева – Бехтерева – Коллективной. Улица, которая впоследствии стала называться Большой Сергиевской (ныне Менделеева), в 1750-х годах носила название Спасской. Она шла от моста через Сутолоку к Спасским воротам в стене так называемого «Большого города». В Сергиевской слободе с начала основания Уфимского острога жили уфимские служилые люди, и эта часть города, наряду с острогом и Успенской слободой, была административным центром города.

Сохранились сведения, что в 1774 году Сергиевский храм сгорел, а новый был освящен в 1775, по другим сведениям в 1777 году [4; с. 12.]. Это здание стояло 90 лет. А в 1868 году построили деревянную однопрестольную церковь, которую мы можем увидеть и сегодня. С иконостасом известного резчика Трапезникова. Деньги на него пожертвовал известный старожилам и по сей день уфимский купец Ф.И.Чижов.

Замечательный художник Нестеров постоянно посещал Сергиевскую церковь. Поэтому и написал столько картин о Сергии Радонежском. Две из них сделаны специально для этой церкви.

Была эта церковь всегда уютной и тихой. В 1933 году, когда закрылся Воскресенский Кафедральный Собор, а затем Никольская и Симеоновская церкви, приходская церковь стала называться Сергиевским Собором. А в 1937 году весь причт во главе с епископом Григорием был арестован 2 августа на Ильин день.

Однако церковь не закрылась. Служба не велась, но храм стоял открытым. За ним присматривали церковные сторожа и уборщицы. Им никто не платил, их могли арестовать…

Протоиерей Дмитрий Логачевский в 30-40 годы сидел в Уфимских лагерях. В 1942 году его под конвоем доставили в Сергиевскую церковь. Туда же привели заключенного игумена Ксенофонта. Вместе они и начали проводить регулярные богослужения. Причем каждый раз их приводили в церковь под конвоем и так же уводили.

В 1942 году, в тяжелейший военный год, по всей стране было разрешено открыть церкви и назначать в епархии епископов. В следующем году в Уфу приехал епископ Уфимский Стефан. В Сергиевскую церковь назначили настоятелем отца Николая (Бардукова).

В 1945 году после ссылки был переведен в Уфу архиепископ Иоанн Братолюбов. Настоятелем Сергиевского храма назначили протоиерея Дмитрия Логачевского, освобожденного, наконец, из уфимских лагерей.

В 1946 году весь причт церкви был награжден медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

Церковь Сергия Радонежского пережила все смуты. Ни на один день не закрывались ее двери для верующих, и сегодня несет она факел веры и духовности, разгоняя тьму косности и одичания человеческих душ. Через многие века светит нам чистая вера наших далеких предков и учит нас быть стойкими духом и чистым сердцем. Церковь русских воинов, слава тебе! [5; с. 21-23].

Адрес: г. Уфа, ул. Бехтерева, 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены 3 старейших уфимских православных храма: Покровский, Спасский и Сергиевский. Тех, что сегодня действуют в нашем городе. Однако, их было более тридцати в одной только Уфе. И это не считалось очень уж большим количеством. Город рос, население прибавлялось, церкви постоянно были переполнены.

Храм был сердцем и душой каждого города, квартала и дома. Все события человеческой жизни, начиная с самого рождения, были связаны с храмом. Все праздники тоже [2; с. 53].

Нам, современным жителям г. Уфы и других населенных пунктов, необходимо продолжать дело наших предков по сохранению памятников культуры и архитектуры, к которым по праву можно отнести Покровский, Спасский и Сергиевский храмы. Эти церкви, впрочем, как и другие, дают возможность сохранить не только прошлое нашей страны, но и главное духовное наследие, которое всегда помогает людям в различных жизненных обстоятельствах.

Особенно хотелось бы подчеркнуть Кафедральный Сергиевский Собор. Даже в годы Великой Отечественной войны этот храм сохранял возможность удовлетворять духовную потребность населения в это лютое суровое время. Двери Сергиевского храма всегда были открыты.

Подводя итог, хотелось бы завершить работу высказыванием замечательного русского писателя М.Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Егоров П. Спасская церковь/ П.Егоров//Уфа: страницы истории. Книга первая. Издание исправленное и дополненное/ Сост. М.В.Агеева. – Уфа: Инеш, 2015. – с. 101-103.

2. Ефимова Е.С. Храмы Уфы: Из истории уфимской православной церкви. – Уфа: Китап, 1999. – с. 53.

3. Покровская церковь// Ефимова Е.С. Храмы Уфы: Из истории уфимской православной церкви. – Уфа: Китап, 1999. – с. 33-36

4. Свице Я.Уфа в XVII и XVIII столетиях/ Я.Свице// Истоки. – 2016. – №49 (7 декабря). – с. 12.

5. Церковь Сергия Радонежского// Ефимова Е.С. Храмы Уфы: Из истории уфимской православной церкви. – Уфа: Китап, 1999. – с. 21-23.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: