Раздел 1. Использование достижений криминалистической психологии при выявлении и раскрытии серийных преступлений.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина ________Криминалистическая психология________________________

шифр и название по учебному плану

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»___________________________________

шифр и наименование

Специализация (направление) ___уголовно-правовая_______________________________

шифр и наименование

Якутск – 2008г.

Разработчик (и) рабочей программы_______________________________________________

степень, звание, фамилия, имя, отчество

 

Зав. кафедрой разработчика рабочей программы_______________________ /­________________/

подпись фамилия, имя, отчество

Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 200__ г.

 

Зав.профилирующей кафедрой _________________________________ /________________/

подпись фамилия, имя, отчество

Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 200__ г.

 

Председатель методической комиссии факультета ___________________________ /____________________/

подпись фамилия, имя, отчество

Протокол заседания методической комиссии факультета № _____ от «____»________ 200__ г.

 

Декан __________________факультета ___________________________ /____________________/

подпись фамилия, имя, отчество

«____»________ 200__ г.

 

 

Председатель МС ЯГСХА ____________________________________ /_________________/

подпись фамилия, имя, отчество

Протокол заседания МС № _____ от «____»__________ 200__ г.

 

1. Пояснительная записка

 

Криминалистическая психология - область прикладной психологии, исследующая, - как в общем, так и в отдельном конкретном случае - душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. При этом учитываются как индивидуальные (напр., наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (напр., экономическое положение, среда, дурной пример). Вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию.

Дисциплина вносит значительный вклад в подготовку высококвалифицированных юридических кадров, обладающих необходимыми знаниями закономерностей психики субъектов, участвующих в различных видах юридической деятельности; позволяет осознать психологические аспекты правового регулирования правотворчества, следственной и судебной деятельности, ресоциализации лиц, совершивших преступления. Знание закономерностей психики позволяет специалисту более эффективно организовать свою деятельность, правильно построит взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм в этих взаимоотношениях.

Целью изучения курса является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками решения психологических проблем в своей профессиональной деятельности; вооружение учащихся научно-обоснованными психологическими рекомендациями и методиками, необходимыми для осуществления эффективной служебной деятельности.

 

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

- раскрытие теоретических понятий и положений лекционного курса;

- изучения психологических основ раскрытия и расследования преступлений, судебного процесса;

- изучения психолого-криминалистическому анализу личности и поведения серийных убийств и других опасных преступников;

- ознакомления с средствами и методами выявления и изобличения серийных убийц и других опасных преступников;

- формирование у студентов положительной мотивации по овладению системой психологических знаний, умений и навыков, реализуемых при решении задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью, оказанию социальных услуг;

- ознакомление студентов со спецификой основных психологических закономерностей, действующих в условиях правового регулирования;

- овладение основными методиками изучения личности субъектов юридической деятельности;

 

Изучения дисциплины «Криминалистическая психология» использует материал дисциплины «Юридическая психология».

 

Дисциплина «Криминалистическая психология» является одной из основ для дисциплины «Уголовный процесс», «Криминология», «Криминалистика» и др.

 

В результате изучения Криминалистическая психология студенты должны:

-иметь представление:

 

  • о психологических процессах, индивидуально-психологических особенностях серийных убийц и учете этих закономерностей в профессиональной деятельности юриста.

-знать:

  • ключевые психологические категории в относимые к профессиональной деятельности в сфере права;
  • базовые принципы криминалистической психологии;
  • ведущие достижения в сфере криминалистической психологии;
  • передовые идеи и концепции основных научных школ в области криминалистической психологии;
  • о структуре деятельности и общения следователя, криминалиста и иных процессуальных лицах;
  • о психологических методах и приемах воздействия на серийных убийц и их психологических особенностях поведения.

 

-уметь

 

  • использовать терминологию криминалистической психологии;
  • проводить психологический анализ юридически релевантных ситуациях;
  • строить психологический прогноз развития ситуации или деятельности серийного убийцы, в значимых в правовом аспекте;
  • использовать психологические знания в оценке личности и деятельности серийного убийцы;
  • применять отдельные методы визуальной психодиагностики при производстве следственных действий;
  • проводить психологический анализ поведения серийных убийц;
  • использовать средства и методы выявления серийных убийц.

 

Самостоятельная работа должна основываться не только на изучении учебников и нормативных актов, но и на изучении литературы, рекомендованной в настоящей программе и преподавателем на занятиях, а также на знакомстве с судебной практикой. При изучении рекомендованных нормативных документов и постановлений высших судебных органов необходимо учитывать, что со времени их принятия во многие документы внесены изменения и дополнения. Отчеты студентов о проделанной работе на семинарских занятиях принимают в виде рефератов.

 

Теоретические знания, практические навыки и умения студентов проверяются при сдаче зачета. Теоретические вопросы формулируются таким образом, чтобы подготовка ответов требовала синтеза знаний, проявления творческих способностей студентов, а также выработки знаний и умений применять полученные знания в практической деятельности.

Рабочая программа определяет перечень изучаемых тем, последовательность их изучения, содержание всех видов учебных занятий и форм контроля в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным учебным планом.

 

 

  1. Содержание программы дисциплины.

Раздел 1. Использование достижений криминалистической психологии при выявлении и раскрытии серийных преступлений.

Тема 1. Серийные преступления маньяков- убийц: психолого- криминалистический анализ.

 

Маньяки- убийцы: типовой портрет. Введение в суть проблемы психолого- криминалистического анализа серийных маньяков- убийц. Классификация убийств. Поведение убийцы- серийника. Психолого- криминалистический анализ серийных убийц- педофилов. Психолого- криминалистический анализ серийных убийц- женщин.

 

Тема 2. Поисковый психологический анализ серийного преступника.

 

Западная модель поискового психологического портрета (профиля) как метод установления серийного преступника. Основания для поискового психологического портрета серийного преступника. Психологический портрет серийного преступника, на основании западной модели поискового психологического портрета.

 

Тема 3. Российские убийцы- серийники.

 

Типовой портрет. Персонифицированные портреты некоторых российских серийных убийц. История и практика разработки поискового психологического портрета преступника в России.

 

Раздел 2. Использование достижений нетрадиционных отраслей криминалистической психологии при выявлении и раскрытии преступлений.

 

Тема 4. Психологические индикаторы и их криминалистическое

значение.

 

Психолого-криминалистический анализ способов совершения преступлений и «автографов» преступников.

 

Тема 5. Криминалистическая психолингвистика.

 

Понятие, содержание, особенности психолингвистического анализа утверждений как метода проверки достоверности показаний. Америкинский вариант метода анализа утверждений. Речевая информация как объект криминалистики, психологии, лингвистики, оперативно- разыскной и следственной практики. Психолингвистический анализ как метод распознавания и идентификации преступника. Психодиагностика почерка подозреваемого.

 

Тема 6. Криминалистическая полиграфология.

Российская практика применения полиграфа по уголовным делам.

 

Судебные психологофизиологические экспертизы с использованием полиграфа. Технологии полиграфа. Проблемы полиграфа.

 

Тема 7. Криминалистическая гипнология.

 

Общая характеристика криминального и криминалистического применения гипноза. Американская модель подготовки и проведения следственного опроса под гипнозом. Опыт применения гипноза по делу об убийстве.

 

Тема 8. Криминалистический наркоанализ.

 

Допрос подозреваемого под наркозом. Процедура наркоанализа. Адаптация наркоанализа к российской правовой среде, и что нужно для этого.

 

Тема 9. Психолого-криминалистическое исследование загадочной смерти.

Судебно-психологическая аутопсия как метод экспертного распознавания суицида. Общий взгляд на проблему.

Раздел 3. Использование достижений криминалистической психологии при собирании, использовании личностной информации.

 

Тема 10. Психолого- крминалистическая характеристика коммуникативной деятельности субъектов при выявлении и расскрытии преступлений.

 

Общие положения информационного взаимодействия процессуальных коммуникаторов при выявлении и раскрытии преступлений. Психологический реагент и его криминалистическое значение. Допрос (опрос) как процесс информационного взаимодействия. Следователь и допрашиваемый как источники вербально- невербальной информации.

 

Тема 11. Допрос (опрос) по методу когнитивного интервью.

 

Понятие, содержание, структура допроса (опроса) по методу когнитивного интервью. Дополнительные рекомендации по тактике допроса (опроса) по методу когнитивного интервью.

 

Тема 12 Выявления лжи и событий, связанных с ложью.

 

Выявление лжи и событий, связанных с ложью. Выявления и преодоление лжи допрашиваемых. Выявление самооговора. Выявление инсценировки.

  1. Вопросы к зачету

1. Психологический портрет серийного убийцы.

2 Психологический портрет сексуального маньяка.

3. Общая характеристика типологии личности преступника.

4. Психологический портрет серийного убийцы- педофила.

5. Психологический портрет серийных убийц с женским лицом.

6. Поисковый психологический портрет серийного преступника.

7. Метод установления серийного преступника.

8. Западная модель установления серийного преступника.

9. Психологические индикаторы.

10. Криминалистическое значение психологических индикаторов.

11. Психолого- криминалистический анализ способов совершения преступлений.

12. Психолого- криминалистический анализ «автографа» преступника.

13. Криминалистическая психолингвистика.

14. Речевая информация.

15. Психолингвистический анализ.

16. Психодиагностика почерка подозреваемого.

17. Понятие и содержание психолингвистического анализа.

18. Особенности психолингвистического анализа.

19. Психолингвистический анализ как метод проверки достоверности показаний.

20. Западный вариант метода анализа утверждений.

21. Психолого- криминалистическое исследование загадочной смерти.

22. Судебно- психологическая аутопсия.

23. Общая характеристика псевдоубиств.

24. Криминалистическая полиграфия.

25. Общая характеристика применение детектора лжи.

26. Криминалистическая гипнология.

27. Общая характеристика применения гипноза.

28. Западная модель проведения следственного опроса под гипнозом.

29. Криминалистическая хронобиология.

30. Криминалистический наркоанализ.

31. Общие положения информационного взаимодействия процессуальных коммуникаторов.

32. Психологический реагент и его криминалистическое значение.

33. Допрос как процесс информационного взаимодействия.

34. Понятие и содержания допроса по методу когнитивного интервью.

35. Структура допроса по методу когнитивного интервью.

36. Выявления и преодоления лжи допрашиваемых.

37. Выявления самооговора.

38. Выявления инсценировки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: