ECLECTICS IN CONTEMPORARY THEATER PERFORMANCES AND HOLIDAYS




Бакалавр Б

ЭКЛЕКТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Автор на примерах рассматривает понятие «эклектика» в театрализованных представлениях, используя опыт современных режиссёров и режиссёров прошлого.

Ключевые слова: театр, театрализованное представление, искусство, эклектика, Мейерхольд.

 

ECLECTICS IN CONTEMPORARY THEATER PERFORMANCES AND HOLIDAYS

The author examines the concept of "eclecticism" in theatrical performances using examples, using the experience of modern directors and directors of the past.

Keywords: theater, theatrical performance, art, eclecticism, Meyerhold.

Эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей. Обычно этот термин воспринимают как безвкусицу, возводя в абсолют верную трактовку. В театрализованных представлениях и праздниках эклектика недопустима.

Марков пишет: «Драматургия театрализованных представлений и праздников основана на реальных, конкретных фактах, которые по своей природе многозначны, и с точки зрения воспитательного воздействия обладают богатейшими возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность факта создают основу для психологического и педагогического воздействия на аудиторию. В театрализованных представлениях наметились два пути: создание художественного образа документальными средствами и «фактографического» образа (автор термина Г.Н. Поспелов) художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа».

Массовые действа по своей структуре должны быть относительно линейными, с грамотной драматургией, но без тяжёлых для понимания подтекстов. Дело в том, что такие события рассчитаны на массовую аудиторию, а не элитарную, вследствие чего нужно на этапе написания сценария его упрощать, чтобы каждому зрителю была понятна авторская задумка. А эклектичность – разрушение канонов – влёчет за собой перегрузку восприятия.

Известный советский и российский режиссёр Валерий Романович Белякович в интервью Нине Николаевой сказал: «Режиссер имеет право что-то изменять в произведении даже именитого автора так, как подсказывает ему собственный опыт и талант. К примеру, если меня вдохновили мотивы какой-то пьесы, почему я не могу сделать свою интерпретацию? Важно при этом указать, что спектакль создан по мотивам, например, произведений Гольдони. Просто не хочется ставить похожие друг на друга спектакли, да и тогда неинтересно зрителю будет ходить в театр». Подобные эксперименты допустимы, так как они позволяют совершенно по-новому взглянуть на классику. К тому же не стоит забывать о существенном вкладе Всеволода Эмильевича Мейерхольда в мировой театр: его инновационные идеи изменили восприятие спектаклей. По словам Б.Н. Литвина, «При всей разноречивости и неприкрытой критике вырисовывается картина эклектичности спектакля. Но эта эклектика выступает не как недостаток и дурновкусие, а как прием, который нужен режиссеру в соответствии с замыслом, чтобы разбить привычное, устоявшееся, штампованное исполнение, с одной стороны, и остроту, яркость восприятия – с другой. И эклектика, и коллажность впоследствии войдут в арсенал родных, а вернее, законных приемов постмодернистского дискурса». Нарушать общепринятые моральные нормы нельзя, иначе получится пошлая и глупая безвкусица.

В апреле 2021 года в Перми состоялась премьера оперы «Кармен», которую поставил режиссёр Константин Богомолов. Судя по отзывам, Богомолов в своем стиле снова радикально переделал классический сюжет Проспера Мериме, сделав главную героиню одесская еврейкой, а героя – русским солдатом. Пение перемежается прозаическим речитативом, слова которого придумал сам Богомолов. Его Кармен становится красным комиссаром и рожает детей от неизвестных отцов. Богомолов сделал акцент на натуралистических деталях. Например, в одном из эпизодов, Кармен достает из-под юбки и дарит Хозе розу в виде кровавого тампона. В данном случае эклектика привела к негативным последствиям: это не какая-то попытка осовременить классику - это самовыражение постановщика, проявляющееся через символы, которые недопустимо использовать на сценической площадке. Это показывает полнейшее отсутствия вкуса автора. Стоит заметить, что благодаря эпатажу Богомолову удаётся каждый раз привлекать внимание к своей персоне: о нём начинают говорить в прессе, его постановку обсуждают в социальных сетях. Но это далеко от подлинного искусства, к которому должен стремиться истинный режиссёр.

22 декабря 2019 года состоялась грандиозная концертная постановка метал-оперы "Эльфийская рукопись: сказания на все время", в создании которой приняла участие российская рок-группа Эпидемия. Им удалось сделать масштабное шоу, выполненное в стилистике фэнтези. По атмосфере сказка не предполагает музыкальное сопровождение в виде тяжёлого рока - это эклектика. Но если грамотно подойти к реализации этой идеи, удастся создать поистине захватывающую постановку.

По мнению Маркова, «практика показала, что в разработке драматургии театрализованных представлений и праздников ведущая роль отводится самому режиссеру. Определение режиссер-драматург сохраняет полную силу в применении не только к создателям эстрадных программ, пластических композиций, цирковых номеров, но и к театрализованным представлениям и праздникам». Эклектику, как и любой другой сценический приём, нужно использовать с умом: театрализованные представления должны поднимать уровень культуры в обществе, а не способствовать его духовной деградации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: