1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. Ответ:125
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные эволюционные изменения, усложняющие строение.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
60) 26. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизменённые корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и др. В чём причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы? Ответ: 1) В результате мутационного процесса появлялись различные изменения корней; 2) естественный отбор закреплял полезные признаки; 3) развитие растений идёт по пути идиоадаптации, возникновения приспособительных изменений к конкретным условиям среды.
61) 26. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зелёная покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелёными листьями? Ответ поясните. Ответ: 1)коричневые гусеницы перешли на питание зелёными листьями. В популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантных особей по окраске появлялись особи с зелёной окраской;2) в борьбе за существование зелёные гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались насекомыми;3) под воздействием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками _ зелёной окраской, они давали потомство, их число постепенно росло; 4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды.
62) 26. Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений. Ответ: 1) атавизм — возврат к признакам предков;2) многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;3) ген этого признака заблокирован специальными факторами (белками-регуляторами);4) примеры атавизма: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.
63) Какие палеонтологические находки свидетельствуют об эволюции животного мира? Приведите два-три примера таких находок. Обоснуйте на конкретных примерах, каким образом палеонтологические находки позволяют установить последовательность этапов эволюции животных. Ответ: 1) палеонтологические находки: ископаемые остатки, окаменелости и отпечатки. Примеры: окаменелости моллюсков, отпечатки археоптерикса, фрагменты скелетов и т. п.; 2) некоторые окаменелости животных характеризуется наличием признаков как древних, так и более молодых систематических групп. Пример — ихтиостега, зверозубый ящер;3) костные остатки служат основой создания филогенетического ряда животных. Пример — филогенетический ряд лошади
64) 23. Как называют представленный на рисунке ряд скелетов конечностей предков современной лошади? Какие изменения произошли в строении конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков. Ответ: 1) филогенетический ряд - ряд ископаемых форм, последовательно связанных друг с другом в процессе эволюции; 2) удлинение конечностей; 3) сокращение числа пальцев до одного; 4) образование копыта.
64) 24. Найдите 3 ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Популяция — это совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время занимающая часть ареала вида. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная и половая структура. 3. Популяция является структурной единицей семейства. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Мальки разных рыб, живущие в озере, представляют собой одну популяцию. 6. Численность популяции не зависит от воздействия абиотических факторов. Ошибки в предложениях 3,5,6. 3- Популяция является структурной единицей вида. 5. Мальки и взрослые особи одного вида рыб, живущие в озере, представляют собой одну популяцию. 6. Численность популяции зависит от воздействия абиотических факторов, благоприятные увеличивают, неблагоприятные- снижают численность.
65) 23.К какой группе доказательств эволюции относятся изображения на рисунке? Свой ответ объясните. Приведите другие доказательства из этой группы. Ответ: 1) сходство зародышей позвоночных на ранних этапах относят к эмбриологическим доказательствам эволюции. 2)Пояснение: зародыши позвоночных на раннем этапе очень похожи, а потом у них постепенно возникают изменения, отображающие ход эволюции своей группы. 3) биогенетический закон: онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза, т. е. каждая особь в ходе эмбрионального развития повторяет историю развития вида в целом.
66) 23. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия. Ответ: 1) на рисунке изображены корень и корневище;.2)Это аналогичные органы, выполняющие сходные функции (накопление питательных веществ и удержание растения в почве). 3) различие заключается в том, что эти органы имеют разное строение и происхождение: корень- подземный вегетативный орган, корневище- видоизмененный подземный побег.4) Аналогичные органы относят к сравнительно –анатомическим доказательствам эволюции.
67) 23. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция? Ответ: 1) географическая изоляция при вела к возникновению 3-х подвидов большой синицы, которые приспособились к жизни в разных климатических зонах; 2) репродуктивная изоляция может привести к образованию 3-х родственных видов синиц;3) в результате изоляции прекращается скрещивание между особями разных популяций, обмен генами и накапливаются отличия. Репродуктивная изоляция определяется всевозможными различиями особей внутри вида, предупреждающими скрещивание.
68) 23. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.? Ответ: 1) на рисунке изображены видоизмененные конечности: плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;2) сходство заключается в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют разные функции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; аналогично роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.
69) 23. Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе. Ответ: 1) Дизруптивный (разрывающий) отбор.2) Действует в резко меняющихся условиях, направлен в пользу особей с крайними отклонениями от средней нормы, поэтому образуются две новые средние нормы признака, что приводит к полиморфизму.3) Образование раннецветущей и позднецветущей рас погремка на лугах до и после покоса, существование насекомых с хорошо развитыми и рудиментарными крыльями на океанических островах (возможны любые два верных примера)