Иносказательные средства выразительности в создании художественного образа.




Бакалавр Д

 

Театрализованные представления не являются новейшим феноменом в праздничной культуре России. Зарождение и наибольшее формирование они приобрели еще в эпоху Советского Союза. Данная тема наиболее актуальна, так как на сегодняшний день, без исключения возрастающий интерес к этой форме массового искусства предполагает важность более детального исследования. Общество развивается с каждым днем все больше и больше и технологии, внедряемые в работу над театрализованным представлением, требуют поиска актуального взгляда на данное явление.

В трудах режиссеров-практиков (Д. Генкин, А. Конович, О. Вершковский), которые пытались осмыслить теоретические вопросы организации театрализованных действ, «театрализация» рассматривается как организация праздничного действа по канонам театра. Все авторы отмечают, что для театрализации характерен «синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие».

Они сходятся во мнении, что театрализация - это «творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, посредством системы изобразительных, нетрадиционных и иносказательных средств», что, к сожалению, не всегда используется в действах. «Театрализация», должна быть наполнена образными решениями, символами и знаками. Только тогда она будет «откликаться в сердцах» без какой-либо трудности теми, на кого рассчитано театрализованное представление.

Театрализованное представление обладает важным и характерным признаком: оно создается на событийном фундаменте. Оно всегда посвящено реальному событию, которое необходимо воплотить в образной форме.

Важное исследование в данной области было совершено Д.М. Генкиным. В своих работах Дмитрий Михайлович детально изучил первостепенные особенности массового театрализованного праздника и зафиксировал процесс его создания в теории. Исследователь подчеркивал, что «Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра». Это не иллюстрация каких-либо фактов, документов, мыслей... а все-таки сочетание художественного вымысла и действительности, рождающее новое неповторимое документально-художественное действие». [3] Автор отмечает, что «благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах». [3] Хочу отметить, что образное решение темы, считал автор, и есть суть театрализации.

Д. М. Генкин подчеркивает, что сценарий театрализованного действа, при наличии художественного образа превращается в «специфический способ обработки социальной информации». В других случаях это уже не театрализация, пишет автор. [4]

По мнению исследователя, суть театрализации как метода заключается «в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события». [4]

Эльмир Викторович Вершковский утверждал: «Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра». Он акцентирует внимание на два основополагающих условия: «организация сценического действия и создание художественного образа...». [1]

Э. В. Вершковский подчеркивает, что театрализованное представление предполагает «емкий образ-обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера». [1]

В образе предметы раскрываются - один посредством другого - и взаимодействуют «на равных». Благодаря ему возникает множество ассоциаций. Получается, что педагогическая цель не навязывается зрителю, а сама зарождается благодаря эмоциональному воздействию образа. Найдя адекватный идее образ, режиссер добивается логичного построения всего действа. Именно как обобщающая функция, он имеет свойство раскладываться в нескончаемый смысловой ряд индивидуальных проявлений, которые сильнее воздействуют на эмоции зрителя и наиболее ярко и доходчиво выражают задуманную идею.

Итак, способ ассоциативного мышления помогает режиссеру и представляет собой богатые возможности для объединения материала, где художественный образ является основой представления.

В режиссуре театрализованных представлений огромное значение имеет не только навык отбора самого нужного из ассоциативного ряда, но и знание закономерностей использования иносказательных выразительных средств, (метафоры, символа, аллегории, гиперболы и т.д.) создающих особый язык театрализации.

Метафора, требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно - эмоциональный эффект. Здесь нужно уметь видеть скрытое в метафоре сравнение. Она рассчитана на небуквальное восприятие.

С. И. Гавдис пишет о том, что «Метафора - это сопоставление двух или более смысловых элементов, обычно относящихся к разным предметным областям. Метафорическое сопоставление - это характеристика одной вещи через другую. Это познание качеств и свойств одного явления через соотнесение с особенностями другого, более простого для понимания, лучше известного или просто характерного и наглядного. (например, «поле» как термин физики)». [2]

Эмоциональное воздействие театрализованного представления повышается при использовании символа. В символе содержится колоссальная сила обобщения. Поэтому наиболее важно при создании художественного образа использовать символическую образность.

А.В. Луначарский в «Истории западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» пишет: «Символ в искусстве чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, но, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение и сердце образе. Как же это можно сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют». [5]

Важное место в создании художественного образа будущего театрализованного действа принадлежит аллегории. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии. Значение аллегории для режиссуры театрализованного представления в том, что она предполагает два плана. Где на первом плане - художественный образ, а на втором плане - иносказательность, определяемая знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Еще одним из возможных и наиболее важных для режиссера театрализованных представлений и праздников способов создания художественного образа является гипербола. Художественное преувеличение - это один способов построения сюжета, образной системы, необходимое средство передачи авторской мысли. Это мощный способ соединения мысли и эмоции. Гиперболизация наиболее близка театру масс, нежели классическому театру. И мы можем смело заявить, что данное средство выразительности является отличительной особенностью режиссуры театрализованных действ.

И. Г. Шароев подчеркивает: «театрализованные представления по своим выразительным средствам близки к плакату, ибо заключают в себе образы крупномасштабные, полные символики и обобщения, графически точно выражая основную идею и наглядно проводя её в жизнь». [6]

Гавдис С.И: Гипербола выступает важным способом обрисовки характеров. Художественное преувеличение — один из важных способов построения сюжета, образной системы, одно из необходимых средств передачи авторской мысли. [2]

Но, к сожалению, в современных театрализованных представлениях и праздниках мы все реже и реже перестаем использовать данное средство выразительности. И нам хотелось бы сделать акцент на гиперболе, так как она является одним из основополагающих средств выразительности, способных наиболее сильно воздействовать на восприятие зрителя.

Например, в театрализованной конкурсной неделе театра 2019 года «Вперед к театру МАСС!», которая проходила в Орловском Государственном Институте Культуры на кафедре Режиссуры Театрализованных представлений, наиболее ярко использовалось такое иносказательное средство выразительности, как гипербола. Плакатные мизансцены, пластические композиции, трансформация предмета и сами выбранные предметы – разноцветные флаги, звезды и т.д., сценическое оформление (педженты, книжные стенды), герой - масса, их реплики, которые сокращались до минимального объема и произносились в чопорной стилистике (ЗАВ. КАФ. ХУД. РУК. ВЕС. МАС. ГАВДИС С. И. и т.д.), музыкальное сопровождение – группа АВИА (гиперболизированная стилизация советских маршей) помогли наиболее ярко погрузить зрителя в атмосферу ушедшей Советской эпохи, тем самым создали художественный образ.

Также в пример хотелось бы привести открытие Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Использование гиперболы наиболее актуально для создания и воплощения подобных действ. В эпизоде, который был посвящен зарождению Советской Эпохи, используется гипербола: гигантская движущаяся репродукция знаменитой статуи «Рабочий и колхозница», созданный из огромных металлических конструкций паровоз, массовые мизансцены, масштабные картины «новой эпохи». Все это символизировало период великой индустриализации. К сожалению, с течением времени, акценты, в подобного рода действах, смещаются в сторону телевизионного зрителя. Ведущими героями становятся одиночные персонажи, которые слабо просматриваются в рамках стадиона, в противовес герою-массе. Все это приводит к слабому эмоциональному воздействию на зрителя, присутствующего здесь и сейчас. Идея, которой «горит» режиссер, не просматривается.

Художественная гипербола нередко касается и самой авторской мысли. Это мощный способ соединения мысли и эмоции, средство создания того прочного сплава, который В.В. Маяковский называл «чувствуемой мыслью».

Таким образом, широкое использование иносказательных средств выразительности в сценарной драматургии театрализованных представлений и праздников способствует достижению художественной выразительности театрализованного действа, его поэтичности, его художественной образности, его эмоциональному воздействию на зрителя.

При помощи данного анализа, мы приходим к выводу, что художественный образ и иносказательные средства выразительности являются важным и непоколебимым критерием искусства театрализованных представлений и праздников. Они объединяют явления реальности, формируя новое и яркое явление. Они проецируют общественный опыт в художественно занимательных, эмоциональных и наиболее запоминающихся формах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: