HOLIDAY IN THE CONTEXT OF THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY.




Бакалавр Ж

ПРАЗДНИК В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

В данной статье автор рассматривает праздник, как общественное явление, находящееся в рамках прогрессивно развивающегося современного общества, затрагивает надвигающуюся угрозу исчезновения праздника из нашей жизни и рассматривает пути её решения.

Ключевые слова: праздник, современное общество, современная праздничная культура России, угроза исчезновения праздника, трансформация праздничного пространства.

 

HOLIDAY IN THE CONTEXT OF THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY.

In this article, the author considers the holiday as a social phenomenon that is located within the framework of a progressively developing modern society, touches on the impending threat of the disappearance of the holiday from our lives and considers ways to solve it.

Keywords: holiday, modern society, the threat of the disappearance of the holiday, the transformation of the festive space.

 

Современное общество с каждым годом стремительно движется вперед. Происходит активное развитие научных и технологичных сфер, но вместе с этим, меняется стиль жизни людей, происходит трансформация духовных основ. Из чего вытекает ряд последствий, разрушительно влияющих на современную культуру - это её глобализация, переоценка ценностей, возрастание социальной замкнутости общества, что ещё более усугубила ситуация с пандемией 2020 г. и отдалила нас дальше друг от друга.

Также с уходом из жизни носителей традиционной народной культуры, наше поколение безвозвратно утрачивает опыт, накопленный нашими предками. А именно, на сегодняшний день возникает одна из главных угроз, о которой высказывается философ Б. Суходольский: «исчезновения праздника, который непосредственно является источником сохранения и передачи традиций, духовных ценностей из поколения в поколение». [4] Современное состояние праздничной культуры России характеризуется, кроме того, и общим разрушением системы праздников и праздничных традиций. [2] В данный момент на это влияет ряд факторов, которые диктует прогрессивно развивающееся современное общество: - возрастание социальной замкнутости, - разрыв преемственности и, тем самым, постепенное ослабление культурной связи между поколениями, - разрушение синтетического единства социально-культурного пространства нашей страны, - трансформация духовных ценностей, а также влияние масс-культуры, демонстрирующей мир толпы, мир поверхностный и думающий лишь о своей выгоде. [4]

В этих рамках праздник все чаще используется в рекламных целях. Посредством чего, одной из трудных задач на сегодня является воспитать слушателя и зрителя, воспринимающего праздник, прежде всего, как способ прикосновения к своим национальным корням, к своим истокам и постараться вернуть традиционному празднику его особый колорит.

Итак, праздник всегда был связан с особенностями условий жизни людей. Он возник и остался важнейшей формой связи человека с природой. Без праздника, очевидно, человек будет чувствовать себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. [3] Что конкретно мы и можем наблюдать на данный момент, утрачивается одна из главных задач праздника – создание атмосферы единения, общения людей друг с другом, с прошлым и будущим. Из этого возникает главный вопрос: «Как нам сохранить праздник в контексте современной среды и вернуться к его истокам?». Для этого, мы должны определить, какую нишу занимает праздник в современной культуре России.

В первую очередь, в празднике выделяется одна из общечеловеческих ценностей, способствующая пробуждению и развитию духовного, творческого начала в людях. Праздник, если он является таковым, предполагает единство в действии, соучастия субъекта действия. Здесь все решают одну главную задачу – причастность к высшим ценностям через активное приобщение к ним. [5]

Однако, на данный момент, мы можем наблюдать обратную картину, большинство участников современных праздничных действ не интересуются ни их происхождением, не идейной направленностью. [1] Чаще всего праздник - это случай повеселиться, провести несколько часов на улице в кругу друзей, знакомых, отдохнуть от забот и тягот повседневного бытия. Праздник в современной России утрачивает свою сущность, как транслятора истории и традиций, поэтому и теряется в канве общественных событий. Ведь, часто мы даже не задумываемся, насколько это необходимое явление в нашей жизни, однако: «Если праздник исчезнет, а вслед за ним и традиции то, следствие этого процесса будет, потеря творческих ресурсов. Традиции и язык - это то, что составляет идентичность. И если человек этого лишается, то можно задать вопрос «Кто он такой?»». [4] Так и есть, мы ничего не представляем собой без культуры нашей страны. И если праздник – являющий собой связь человека с глубокими корнями прошлого, создающий своеобразное ощущение единого народного целого, исчезнет, тогда исчезнет и сам человек, как субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле. Таким образом, мы должны предотвратить надвигающуюся угрозу всеми возможными способами.

Одними из них является возвращение к старым обычаям, фольклору, всему народному творчеству, которое должно помочь найти верный путь к возвращению истоков праздника. [2]

И так как время не стоит на месте, а наше общество идет на пути постоянного развития, необходимым для трансформации современного праздничного пространства является внедрение инновационных, современных средств выразительности. В этом случае следует обратиться к опыту японцев, в отношении к традиционной культуре, их умение культивировать и сохранять национальные праздники. Быстро откликаясь на все новое, они не отказываются от прежних, веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции.[2] Успешное взаимодействие старого и нового тем самым, позволяют новым поколениям вобрать в себя культурный опыт предшествующих поколений. Синтез истории и инноваций. Вот к чему нам нужно стремиться, чтобы вывести праздничную культуру на новый уровень, вернуть праздник в свое русло с помощью технологичных средств выразительности.

Положительными примерами в нашей стране, в этом плане являются: акция «Лучи победы», проведённая к 75-летию Великой Победы. Её суть заключалась в том, чтобы воссоздать историческое событие, легендарный парад победителей – 24 июня 1945 года, после которого Москву украсила ночная праздничная иллюминация. Пять колец прожектора – вокруг Кремля, на Бульварном и Садовом, а также на вокзалах и окружной железной дороге. По прошествии 75 лет волна света прошла по всей России, а небо столицы осветило сто прожекторов. К сожалению, в этом году акция прошла не в контексте праздничного события, однако, это не мешает нам, как режиссерам массовых представлений и праздников, использовать её в дальнейшем, как одну из единиц праздничного действа.

Ещё одним из фееричных примеров объединения истории и инноваций, является шоу дронов, также приуроченное к 75-ой годовщине Победы. Более 2000-х тысяч электронных звездочек на небосклоне исполнили настоящее шоу, из формирующихся квадрокоптерами в небе символов, раскрывающих историю военного времени: парящие в небе самолеты, комбат, поднимающий солдат в атаку, орден Отечественной войны, а в завершение всем известный голубь мира, знак напоминания нам о важности сохранения добра, мира и любви на Земле, однако в конце он постепенно распадается, напоминая нам о хрупкости этого мира и освежая память о тех, кто отдал свои жизни за нас! Всё это может послужить основой замыслов праздников и театрализованных представлений и привлечь внимание зрителей.

Подводя итог, мне хочется сказать, что праздник – это нить, прочно связывающая нас с прошлым, настоящим и будущим. В памяти, душе человека он всегда занимал особое место, оставляя свежий след возвышенного, духовного, того что поднимает общество на новую нравственно культурную высоту. [3] Таким образом, наша задача как режиссеров театрализованных представлений является спасти праздник, реанимировать его и обновленным смело впустить в нашу современную жизнь.

Библиографический список:

1. Алексеев, Т. Д., Ечевская О. Г. Праздник в жизненном мире современного горожанина: новые представления и трансформации // Вестник Новосибирского государственного университета, 2014 г.

2. Дёмина, Л. В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник культуры и искусств, 2011 г.

3. Жигульский, К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985.

4. Слюсаренко, М. А. Филосовско-культурологическая проблема праздника в современном мире // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2001г.

5. Сологуб, Г. Н. Плотникова А. В. Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления // Искусствоведение, 2018 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: