Особенности психического развития на каждом возрастном этапе
Дошкольный возраст
Категория психологического возраста | Описание |
Особенности социальной ситуации развития | В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребёнка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребёнком более сложных норм поведения, а также — различных новых форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека. |
Ведущий вид деятельности | Сюжетно-ролевая игра |
Основные психологические новообразования | новая внутренняя психосоциальная личностная позиция; иерархизация (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов; формирование социально ориентированной самооценки; формирование развитого самосознания |
Эмоционально-волевая сфера | ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств; формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка. |
Потребностно-мотивационная сфера | формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста. Основой мотивов являются первичные (естественные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т. д. |
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы | Психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. |
Особенности общения (коммуникативная сфера) | В дошкольном возрасте впервые социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается. В группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе их эмоциональные симпатии. |
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) | ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств; формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка. |
Кризис возрастного развития | Кризис трёх лет — граница между ранним детством и дошкольным детством — один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Это некоторое разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений (так как подавляющее большинство детей в 3 года идут в детский сад), это кризис выделения своего «Я». |
Младший школьный возраст
Категория психологического возраста | Описание |
Особенности социальной ситуации развития | Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. |
Ведущий вид деятельности | Учебная деятельность |
Основные психологические новообразования | К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. |
Эмоционально-волевая сфера | Эмоционально – волевая готовность к началу младшего школьного возраста обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе. Эмоционально – волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. Эмоционально – волевая сфера является важным условием учебной деятельности. |
Потребностно-мотивационная сфера | В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, которая включает в себя потребности, присущие всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), потребности в защищенности, успешности, получении разнообразных впечатлений и др. |
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы | Переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. |
Особенности общения (коммуникативная сфера) | Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. |
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) | В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптации. |
Кризис возрастного развития | Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап. Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень. |
Подростковый возраст
Категория психологического возраста | Описание |
Особенности социальной ситуации развития | Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. |
Ведущий вид деятельности | Общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. |
Основные психологические новообразования | Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности. |
Эмоционально-волевая сфера | Для эмоциональной сферы подростков характерны: - очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением свои чувств, страстностью; - большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками. |
Потребностно-мотивационная сфера | Для мотивационной сферы подростков характерен переход от соблюдения внешних требований нравственного поведения в личностной активности, которая опирается на собственные нормы, идеалы, намерения, цели. В подростковом возрасте основой мотивации становятся ценности, однако система ценностных ориентаций ребенка находится еще на стадии формирования. |
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы | Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, т. е. у них происходит становление мировоззрения. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. |
Особенности общения (коммуникативная сфера) | У подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки двух полов. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. |
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) | На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. |
Кризис возрастного развития | Основные психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста: падение учебной успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свёртывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения и т. п. |