Значение здоровьесберегающих технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника




Таболова Татьяна Николаевна,

инструкторы по физической культуре

МБДОУ «ДС № 92 «Облачко»

 

Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна, особенно сейчас, как в обществе, так и в сознании людей.

Духовное, нравственное и физическое в человеке составляет единство гармонично развитой личности и взаимно обогащают друг друга, поэтому одной из главных задач нашей работы является развитие и укрепление физического совершенства у воспитанников. Известно, что физическое совершенствование не только приносит человеку высокую работоспособность, крепкое здоровье, творческое долголетие, но и духовно обогащает его, влияет на его интересы, взгляды, образ мышления. Оно способствует формированию жизнерадостности, уверенности в своих силах и творческих возможностях, пробуждает интерес к новым духовным ценностям, становится важным условием культурного развития человека. Оно помогает полнее познавать мир, содействует формированию материалистического мировоззрения.

Концепция дошкольного воспитания трактует период от рождения ребёнка до поступления в школу как возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Период первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Концепция обозначила ключевые позиции обновления дошкольного воспитания:

• Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического)

• Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.

Таким образом, задача охраны и укрепления физического здоровья детей, их психологического благополучия является первостепенной в построении воспитательного и образовательного процесса.

Детство — это тот важный период в развитие ребёнка, когда укрепляется здоровье, формируются основные движения, вырабатывается правильная осанка. И от того, как организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько крепкими, закалёнными, сильными и волевыми будут ребята в жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности.

В процессе развития личность проходят периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять духовно-нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания.

Здоровье ребенка закладывается в семье. Мы в своей работе должны прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия. (ВОЗ). Комплексная целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни способствует коррекции психофизического развития ребенка.

Значимость педагога в привитии ЗОЖ детям раскрыл В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детство – не просто беспечная пора, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Но детство – это еще и процесс взросления. Общая атмосфера доброжелательности и защищенности, когда спокойная ночь перетекает в спокойный день, сказывается на состоянии детей. Ведь внимание и любовь необходимо всем детям, так же, как свет и тепло, требующие разумности, мудрости, уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), то можно надеяться, что дети приобретут знания и умения по вопросам оздоровления. Всем хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Итак, формированию здорового образа жизни включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного развития. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, надо чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Надо учить детей жить в гармонии с собой и с миром.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки и паузы, игровые самомассажи.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека. В одной беседе в работе с детьми может быть затронуто только одно направление для того, чтобы дети реально почувствовали данную тему. Это могут быть такие темы: «Забота о своем теле», «Вредные привычки», «Закаливание», «Здоровое питание», «Занятие спортом», «Прогулки на свежем воздухе», «В здоровом теле – здоровый дух» (итоговое).

Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук. Задача оздоровительной паузы дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, рук, снятия усталости, обретения спокойствия.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребенка возможно при условии внедрения следующих здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых, физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).

Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения, способствуют предупреждению переутомления, оптимизации физической нагрузки, предупреждению нарушения зрения, обучению детей укреплению здоровья.

Работу с детьми по формированию здорового образа жизни в нашем учреждении организуется систематично, динамично и эмоционально разнообразно. Наши дети знают, для чего они делают то или иное упражнение. Мы создаем условия для выполнения упражнений легко, весело без принуждения. В повседневной жизни мы используем следующие методики:

I. Гимнастика для глаз - физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, развивает зрительно-двигательную координацию, повышает активность детей на занятиях.

II. Дыхательная гимнастика - повышает общий жизненный тонус ребенка, устойчивость организма к простудным заболеваниям. Проводим дыхательные упражнения 2 раза в день, начиная с утренней зарядки и заканчивая динамическими часами.

III. Полезны и интересны для детей игровые упражнения, направленные на развитие тонкой моторики. Педагоги разучивают с дошкольниками игротренинги для тонкой моторики, дети сами проводят самомассаж пальцев рук или с помощью массажной пружинки, шарика или пальцами рук.

IV. Самомассаж ушных раковин. На ушной раковине находится около 170 биологически активных точек. Самомассаж активизирует деятельность головного мозга, улучшает память, концентрирует внимание. По мнению медиков, массаж ушей по своему воздействию на организм приравнивается к массажу всего тела.

V. Водные процедуры включают в себя умывание прохладной водой, мытье шеи и рук до локтя, занятие в плавательном бассейне на базе ДОУ.

VI. Использование ароматерапии. В целях предупреждения простудных заболеваний используем чеснок, лук.

VII. Для увлажнения и очищения воздуха используем увлажнитель и ультрафиолетовый облучатель-рециркулятор.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии оказывают положительное влияние на особенности психического, физического, духовного и нравственного развития детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: