Запишите пропущенное слово. Выберите верные суждения.




Запишите пропущенное слово

Наименование способа Характеристика
Посредничество Использование третьей стороны для решения проблемы
Решение проблемы на основе взаимных уступок

Компромисс

Найдите обобщающее понятие: социальный контроль, публичное одобрение, социальные нормы, политические нормы

Социальный контроль

Все, за исключением двух, представляют собой способы решения социальных конфликтов. Найдите выпадающие понятия.

1. Арбитраж, 2. Переговоры, 3. Конфронтация, 4. Победа одной из сторон, 5. Конкуренция, 6. Компромисс

35

Выберите верные суждения.

1. Для молодёжи свойственна собственная субкультура.

2. Молодёжь, как социальная группа, выделяется на основании возрастного критерия

3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, нежели людям среднего возраста

4. В отличии от подростков, для большинства молодых основным видом деятельности является учение

5. Молодёжи не свойственно стремление к самоопределению.

12

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

«В самом широком смысле под социальной структурой общества понимают строение общества, наличие в нём взаимосвязанных компонентов, в качестве которых чаще всего выступают_______ (А) – устойчивые общности людей. В обществе существует не одна, а целый спектр социальных структур. _______ (Б) структура обусловлена не равными условиями поселения людей. Существование _______ (В) характерно для обществ состоящих из представителей различных народов, народностей и племён. _______(Г) структура отражает положение возрастных и гендерных групп. Не менее важной является _______(Д), которая зависит от исторического периода выделения рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян и т.д. _______ (Е) структура отражает те зависимости, которые возникают в связи с разной степени престижности занятий людей в сфере материального и духовного производства».

Каждое слово или словосочетание можно использовать только один раз.

1. Социально-демографический

2. Социально-территориальный

3. Конфессиональный

4. Профессиональный

5. Социальная группа

6. Сословие

7. Социально-этнический

8. Малая группа

9. Классовый

А Б В Г Д Е
           

527194

6. С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­нах Z и Y про­во­ди­лись ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной власти. Со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был проведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан обеих стран. Им за­да­ва­ли вопрос: «Как Вы считаете, долж­на ли де­я­тель­ность пар­ла­мен­та кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством?»

Результаты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

2) В стра­не Z доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой вообще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

4) В стра­не Y доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, боль­ше доли тех, кто считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся политикой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z.

134

Часть

Прочитайте текст и выполните задания.

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (...) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (...)

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас. 

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

  1. На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано авторское определение социальной роли, например:

- шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

2. Указана отличительная черта социальной роли:

- роль останется той же самой, даже если поменяются люди, выполняющие эту роль.

2. Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта.

- Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира.

- Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус.

3. Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.

1. Выписано положение текста, содержащее авторский пример социальных ролей:

- "В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля".

2. Приведены примера поведения, соответствующие двум выбранным социальным ролям.

- Получая знания, ученик посещает занятия в школе, выполняет правила внутреннего школьного распорядка, стремится по возможности избегать конфликтов со сверстниками и учителями, выполняет задания, получая за них оценки.

- Цель продавца - продать товар или услугу, для этого ему необходимо обладать развитой речью, знаниями о предмете торговли, он стремится понравиться покупателю, угодить ему.

4. Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.

- ролевой конфликт в пределах одной роли, например, ученик одновременно пытается учиться в музыкальной и спортивной школе, что невозможно при отсутствии времени;

- с одной стороны роль родителей требует строгого наказания в отношении ребенка, совершившего проступок, но с другой стороны любому родителю жалко его;

- иногда требования одной роли могут противоречит требованиям другой, например, женщина, занимающая высокий и ответственный пост на работе, не успевает выполнять свои домашние обязанности;

- конфликтная ситуация может возникнуть, когда требования роли противоречат устремлениям личности, например, однообразная работа на конвейере не позволяет реализовать тому свои творческие художественные способности.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно о видах ролевых конфликтов, и другое – с примером ролевого конфликта.

Социальная роль – поведение человека, соответствующее его статусу. Ролевые конфликты могут быть межролевыми или внутриролевыми. Например, межролевой конфликт может возникнуть у гражданина, который является учителем своего ребёнка.

9. В одном из учебников — это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1) Социальное явление: социальный контроль;

2) Два элемента:

– социальные нормы;

– социальные санкции;

3) Пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

10.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1 ) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а) вертикальная, горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

б) армия;

в) брак;

г) церковь и др.

11.

1. «Молодость — это время для усвоения мудрости». (Ж.-Ж. Руссо)

2. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).

3. «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк)

4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм». (И. Шевелев)

5. «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: