Начало деятельности хора




Вепсский народный хор – живой источник вепсской культуры

 

Подготовили: Жировова Дарья, Иванова Юлия,

учащиеся 7 класса

МОУ «Шелтозерская СОШ».

 

 

Руководитель: Анушенкова Алеся Николаевна,

учитель вепсского языка,

МОУ «ШелтозерскаяСОШ».

С. Шелтозеро, ул. Лисицыной, д.7a, 185514

аlesia1222@yandex.ru

 

 

С.Шелтозеро

Содержание

1. Введение ………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………....5

3. Заключение……………………………………………….10

4. Список использованной литературы……………………11

5. Приложение………………………………………………12

 

Введение

На протяжении многих лет из уст в уста передаются самобытные вепсские песни. В народной песне отражаются все стороны жизни вепсов: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи.

Цель нашей работы – изучить историю возникновения и жизни Вепсского народного хора.

Задачи:

- расширить представления о жизни Вепсского народного хора;

- изучить песенный репертуар хора;

- показать, каким был хор, как развивался;

- анализировать и систематизировать полученные знания;

- развить бережное отношение к культуре своего народа;

Методы исследования:

1. Научно-поисковые:

- проведение бесед с участниками хора;

- работа с литературой;

2. Аналитические:

- анализ собранного материала

3. Систематизирующие:

- систематизация полученных данных;

4. Практические:

- компьютерная презентация

Актуальность данной работы заключается в возможности ее применения на уроках в школе; выявленная и собранная информация о хоре поможет сохранить историческую память села, привлечь школьников к участию в его культурной жизни.
Вепсский народный хор села Шелтозера – один из старейших самодеятельных коллективов Республики Карелия. Многие годы хором ведется большая работа по возрождению и сохранению истинно вепсского, песенного фольклора, национальных традиций. Одно поколение сменяет другое, а песня остается, она не умирает. Говорят, что когда поют шелтозерцы, смиреют онежские волны, приглушеннее становятся голоса птиц.

 

Основная часть

Настоящих мастериц народного пения собрал организатор и первый руководитель Вепсского народного хора Василий Иванович Кононов (Приложение 1).

Сам Василий Иванович из Рыбреки. С родными местами никогда не порывал, больше того – только благодаря нерасторжимым связям с родной землей, со своим народом он смог быть полезен искусству. Внешне – высокий, сутулый, но стройный. Он обладал особой походкой – летящей над землей. Такая походка вырабатывается у людей, которые танцуют. Да, Василий Иванович по призванию, по своему жизненному таланту танцор, балетмейстер, то есть человек, который создает танцы. Он сделал то, что другим до него не удавалось. На основе фольклора и этнографии создал сценический танец, заложил основы профессиональной хореографии в республике. В Карелии, пожалуй, нет ни одного профессионального или самодеятельного коллектива, участники которого не сказали бы: «Мы ставим танцы по Кононову». Василий Иванович был первым вепсом, получившим великолепное театральное образование.

Переехав в 1935 году в Шелтозеро, Василий Иванович занялся организацией самодеятельности. Перед руководителем стояла непростая задача: организовать что-то такое, что было бы интересно населению и вывело бы район в число передовых в плане культуры. Кононов пошел по домам Шелтозера с приглашением женщин попеть вместе и, может быть, создать хор. Нехотя, после вечерней дойки и ужина женщины стали собираться в клубе. К кому-то Василию Ивановичу пришлось ходить по несколько раз - уговаривал, убеждал. В декабре 1936 года работа хора стала налаживаться. Именно это время и считается началом деятельности Вепсского народного хора. Много пришлось поработать, пока, наконец, удалось собрать вокруг себя нескольких талантливых песенниц. Они были исполнителями песен, что слышали от своих матерей и бабушек, и унаследовали песенный дар. Репертуар состоял только из народных песен. Пение первых певиц: Пелагеи Мошкиной, Марии Горбачевой, Ольги Коттиной, Марии Богомоловой, Анастасии Спирковой поражало слушателей своим мастерством и простотой (Приложение 2).

Уже в 1937 году Вепсский хор отобрали для участия в Декаде карельского искусства в Ленинграде. Выступление принесло хору первый большой успех. Спустя несколько месяцев Василий Иванович уезжает на работу в Петрозаводск в ансамбль «Кантеле» балетмейстером, однако с момента организации коллектива – Вепсского народного хора – и до последнего в своей жизни дыхания Василий Иванович и хор были неразрывны.

Безусловно, военные годы прервали деятельность Вепсского хора. Многие участники разъехались, но, несмотря на это, в послевоенный период хор продолжает свою деятельность. В эти годы руководителем хора является Александр Ефимович Никонов. Он баянист-самоучка. Много сил и энергии приложил этот человек для того, чтобы хор приобрел еще большую популярность. Он собирал фольклорный материал, сам создавал песни (Приложение 3). Пели все больше на русском языке про село, про колхозы, про восстановление народного хозяйства. В 1946 году пришел в хор Николай Спиридонович Мелькин, всю свою жизнь он пел и танцевал. За самоотверженный труд он удостоен награды – ордена «Знак почета», а за многолетнее участие в художественной самодеятельности и пропаганду национального искусства награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР.

Шли годы, росла известность хора. 1967 год становится знаменательным годом в судьбе коллектива. Это и выступления во время Дней карельского искусства, и Всероссийский смотр художественной самодеятельности в Ленинграде, на котором хор завоевал звание лауреата смотра. В 1968 году хор принимает участие в празднике «Неделя Калевалы» в Финляндии. Коллектив исполнял песни и танцы, рассказывал о жизни села, о народных традициях. В 1969 году хор принимает участие в съемках телевизионного фильма «Музыкальная Карелия». А в 1970 году Вепсскому хору присваивается звание «Народный самодеятельный коллектив». Спустя несколько лет Александр Никонов уходит из хора.

В 1975 году руководителями хора становятся преподаватели Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории Станислав Легков и Генрих Туровский. С приходом новых руководителей меняется репертуар коллектива, привлекается подлинный народный фольклор, усиливается работа над профессиональной стороной исполнения.

В 1976 году в Ленинграде проходит Всероссийский первый всесоюзный смотр художественной самодеятельности, посвященный 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, на котором хор стал дважды лауреатом РСФСР и СССР. В 1977 году выходит пластинка «Песни Вепсского народного хора».

С 1978 года работу в хоре продолжает Мелентьева Людмила Львовна, заслуженный работник культуры РФ и РК, лауреат Всероссийской премии «Душа России», которая до сегодняшнего дня руководит Вепсским хором, сама не вепсянка, в Карелию приехала из другого региона (Приложение 4). Она решила вернуть коллектив к началу – к чисто национальной программе. Людмила Львовна отправляется в экспедицию в Ленинградскую и Вологодскую области, где проживали вепсы, которые могли напеть какие-то песни, показать элементы танцев, рассказать о вепсском фольклоре. Затем она много работает с фольклорными записями в Институте языка и литературы. Людмила Львовна делала обработки для смешанного хора. Так постепенно появился репертуар, который сейчас исполняет Вепсский хор.

1980 год - это участие в празднике народной песни и духовой музыки в Подпорожье, поездка на Дни литературы и искусства Карельской АССР в Москву. Спустя два года Людмила Львовна остается единственным руководителем хора, все шире растет мастерство коллектива. Фольклорные номера – это основа репертуара. Много неповторимых уникальных сцен, танцев создано в это время. Это и «Вепсская кадриль», деревенская сцена «Деревня на деревню», «Вепсская свадьба», в репертуаре песни о Родине, о жизни и труде, свадебные хороводы в обработке Людмилы Львовны.

В 1986 году хору исполняется 50 лет. В этом году проходят концерты хора в районе, в городах нашей республики, состоялась поездка на фестиваль фольклора скандинавских стран в Норвегию, которая особо запомнилась участникам хора, поездка на первый международный фестиваль фольклора в Москву (Приложение 5).

Много фамилий наших земляков можно перечислить, которые являлись участниками Вепсского хора в то время. Это и супруги Мелькины, Лонины, Максимовы и др. Это Венера Петровна Курганова, Эльвира Васильевна Коттина – заслуженный учитель Карельской АССР, Таисия Васильевна Герчина. Участники хора – Лонин Рюрик Петрович, Клавдия Ильинична Наволоцкая награждены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР. Это подлинные энтузиасты песни, они в совершенстве владеют песенным искусством.

Спустя несколько десятилетий самобытный коллектив знают не только у нас в районе, в республике, но и во многих уголках России: в Республиках Коми, Марий Эл, Чувашии, Мордовии, в г. Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске и других городах, в зарубежных странах, куда гастрольная судьба приводила участников коллектива. Народный хор является лауреатом многих фестивалей, конкурсов, международных фестивалей фольклора в Норвегии, Швеции, Финляндии, Венгрии, Эстонии, Польше.

За последнее десятилетие хор только увеличил список побед и достижений, наград, гастролей, программ.

Так, например, в 2014 году Вепсский народный хор представлял нашу Республику на фестивале «Вместе мы – Россия», проходившем в г. Сочи, где собрались представители 85-ти регионов нашей родины, чтобы поделиться культурой, традициями, опытом (Приложение 6).

 

В 2019 году участники хора становятся победителями конкурса Всероссийского фестиваля культур коренных малочисленных народов Севера «Кочевье Севера», взяв гран-при в номинации «Вокально-инструментальное творчество» в г. Москве (Приложение 7).

В этом же году коллектив принимает участие во Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов в г.Тверь и становятся лауреатами этого конкурса.

Весной 2019 года вышел аудио диск Вепсского народного хора.

В песнях коллектива запечатлены и древние певческие традиции, и мифологический эпос с глубокими по смыслу песнями-сказками, и современные образцы национальной культуры этого народа. Вепсскую песню узнаешь, если не по слову, то по голосу: удивительный характер звучания у этих песен, тембровое своеобразие, способ подавать, держать и нести звук. И живет эта традиция только в человеческом голосе, только в живом звучании.

 

Заключение

За время исследования мы побеседовали с участниками хора, прочитали много литературы, познакомились с интересными фактами. Работать над материалом и изучать его, было очень занимательно. Мы узнали для себя много нового и полезного, изучили историю возникновения и жизни Вепсского народного хора на основе проведённых бесед, предоставленных фото и газетных материалов, изучили его песенный репертуар; узнали, каким был хор и как развивался.

Все эти годы хором ведется большая работа по возрождению вепсского песенного фольклора, обрабатываются старые и создаются новые песни, сценические номера. Решая творческие задачи по сохранению самобытных национальных традиций, Вепсский народный хор по крупицам восстанавливает творчество своего народа, и это одна из причин успеха коллектива.

Вепсский хор объединяет людей, влюбленных в свой край, в самобытные песни и танцы своего народа, людей, посвятивших любимому делу свою жизнь.

Вепсский народный хор является живым источником вепсской культуры. Нельзя не восхищаться его мастерством, он является выразителем народной культуры моего родного края.

Нам, школьникам, необходимо всё это сохранить, чтобы последующие поколения переняли и дальше развили это удивительное песенное искусство.

 

 

Использованная литература

1. Выпуск газеты «Kodima»// Periodika. - 2006, №11.

2. Живые нити истории – П.: Министерство культуры Республики Карелия, 2012

3. Проблемы истории и культуры вепсской народности – П.: Карельский филиал АН СССР, 1989

4. Семакова И.Б. В.И. Кононов: живущий в танце – П.: Verso, 2015.

 

 

Приложение 1

В.И. Кононов

Приложени 2

Начало деятельности хора

Приложение 3

А.Е. Никонов

Приложение 4

Л.Л.Мелентьева

Приложение 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: