Профилактические и реабилитационные программы работы с подростками и молодежью
Выполнила:
студентка 4 курса социально-правового факультета Тохтобина Т.А.
Проверила: старший преподаватель
Хохлова М.М.
Красноярск 2009
Содержание
Введение
Профилактические программы работы с подростками и молодежью
Реабилитационные программы работы с молодежью
Шаги Реабилитации "Терапевтические сообщества"
Заключение
Литература
Введение
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. И как замечает Н.А. Сирота, в то же время очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего повеления, в первую очередь, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ[1].
Профессионалы, работающие с подростками молодежью, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. В этом могут помочь различные профилактические и реабилитационные программы обучения молодых людей новым формам поведения, воспитания стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Профилактические программы работы с подростками и молодежью
Программа "Профилактики асоциального поведения" предназначена для проведения групповых занятий с учащимися от 12 до 20 лет и их родителями[2].
В данной программе предусмотрено пять основных блоков:
групповые занятия по развитию коммуникативных навыков;
групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний;
групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей;
диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками;
групповые занятия с родителями подростков для повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей и правовых знаний, касающихся их ответственности и прав, предусмотренных законодательством РФ.
Групповые занятия проводятся классными руководителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений, прошедшими предварительную подготовку по проведению групповой работы.
Структура занятий:
Упражнения - активатор, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую игру.
Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу ситуаций.
Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Ожидаемые результаты:
У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
Сформируется потребность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Выработаются позитивные жизненные цели и мотивации к их достижению.
Повысится правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
Полезные привычки", "Полезные навыки" и "Полезная прививка" являются современными программами превентивного обучения, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью "Полезных привычек" и "Полезных навыков" является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе (а в 5 - 7 классах - о наркотиках и марихуане); способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить детей эффективно общаться.
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.
Адресованная старшеклассникам "Полезная прививка" позволяет учителю продолжить работу, начатую пособиями "Полезные привычки, навыки, выбор". Она посвящена предупреждению распространения ВИЧ. Ее появление вызвано ростом количества случаев инфицирования ВИЧ в России.
Уроки "Полезной Прививки" способствуют формированию необходимых подросткам жизненных навыков. Это, прежде всего, отсрочка начала половой жизни или воздержание и терпимое отношение к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Учителя, знакомые с пособиями Проекта ХОУП, посвященными предупреждению употребления наркотиков, знают, что в них включены уроки по ВИЧ/СПИДу. Эти уроки предоставляют учащимся информацию о заболевании и развивают жизненные навыки, предупреждающие распространение ВИЧ путем внутривенного употребления наркотиков. Уроки "Полезной прививки" продолжают профилактику ВИЧ/СПИДа среди старшеклассников. Поэтому их рекомендуется проводить после уроков по ВИЧ из пособий "Полезные навыки" для 8-9 класса и "Полезный выбор".
Целью междисциплинарной программы "Здоровье" является формирование у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Содержание программы:
Раздел 1. Самопознание.
Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело "работает" лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма. Раздел состоит из двух подразделов: знание своего тела; самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ключевые понятия раздела "знание своего тела": части и органы тела и их функциональное предназначение, состояние здоровья и болезни; физиологические возможности в разные периоды жизни; физические аспекты индивидуальности человека.
Ключевые понятия раздела "самопознание через ощущение, чувство, образ": основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума; Я-концепция и индивидуальный психологический образ; решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни.
Раздел 2. Я и другие.
В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями. Раздел состоит из четырех подразделов: гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний;
Раздел 4. Питание и здоровье.
Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору. Раздел состоит из двух подразделов: питание - основа жизни: гигиена питания.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях. Раздел состоит из трех подразделов: безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм, поведение в экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг.
Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами. Раздел состоит из двух подразделов: выбор медицинских услуг, обращение с лекарственными препаратами.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ.
Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ.
"PRO Здоровый выбор" является комплексной программой по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи. Программа создана в помощь специалистам и волонтерам, работающим или планирующим работу по профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании, инфекций передаваемых половым путем, алкоголизма, нежелательной беременности, табакокурения, насилия. Также программа затрагивает вопросы конфликтологии, половой анатомии и физиологии, общей психологии, общественной деятельности.
Под профилактикой поведения высокой степени риска в программе подразумевается предотвращение поведения, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, например, к инфицированию, психической и физической зависимости, насилию, суицидам. Как следствие проведения профилактических мероприятий предполагается улучшение здоровья, как самих молодых людей, так и общества в целом.
Основной целевой группой программы является молодежь, но ряд приемов и логика учебника подходит и для взрослой аудитории. В основе программы лежит комплексный подход, как к рассмотрению проблем, так и к реализации методов профилактической работы.
Цель программы: научить подростков правильно реагировать на жизненные ситуации, дать наиболее полную информацию о том, как избежать проблем.
Программа "PRO Здоровый выбор" позволяет даже не специалисту в профилактической сфере проводить профилактические занятия с ребятами, организовывать акции и мероприятия.
Программа состоит из трех книг.
Первая книга "Система PRO" включает в себя методические рекомендации по организации профилактических программ, содержит концепцию профилактики, учитывает возможные сложности в работе. В целом "Система PRO" отвечает на вопросы "Как организовать и что нужно учесть?"
Вторая книга "PROведение" содержит подробные пошаговые рекомендации по проведению занятий, информационные статьи, а также дидактические материалы для проведения занятий.
Вторая книга отвечает на вопрос "Что делать и как?", причем подробность описания занятий такова, что даже предполагает возможные фразы и шутки, если с юмором у ведущего "туго". "PROведение" состоит из 20 встреч от 40 минут до 1,5 часов каждая и содержит следующие темы:
Старт. (Знакомство с группой, представление программы).
Мое тело. (Мужская и женская репродуктивные системы. Терминология).
Эмоции и чувства. (Контроль над эмоциями)
ВИЧ/СПИД. (История. Пути заражения. Профилактика ВИЧ/СПИДа)
Риск. (Рискованное поведение, его последствия)
Если хочешь быть здоров... (Гигиена. Инфекции, передаваемые половым путем)
Наркозависимость. (Причины и последствия употребления наркотиков)
"Белая ворона". (Стигматизация. Дискриминация. Толерантность)
Кризисные ситуации. (Что делать, если неприятности?)
Табак и алкоголь. (Причины потребления. О вреде табака и злоупотребления алкоголем)
Беременность. Роды. Аборты. (Немного о настоящей ответственности)
Когда плохо. (Как справиться с плохим настроением?)
"Видеостудия". (Съемка видеороликов о проблемах СПИДа, наркозависимости)
Немного о любви и хитростях общения.
Конфликты. Контакты. (Как не довести маленькую ссору до большого скандала?)
Контрацепция. (Методы, степень их надежности).
Где найти поддержку? (Как не стать жертвой насилия? Кто может помочь в критических ситуациях? Адреса служб и центров поддержки).
Видеопросмотр.
Все обо всем. (Ответы на типичные вопросы о репродуктивном здоровье).
Интеллектуальное казино. (Игра на закрепление пройденного материала).
Финиш. (Чаепитие, конкурсы, призы).
Третья книга "PROпаганда" состоит из двух разделов. В первом подробно описано (включая сценарий, схемы расположения и документы) как проводить уличные акции, станционные школьные игры, викторины и другие массовые мероприятия по профилактике. Во втором разделе описано 300 игр и профилактических приемов для проведения занятий или просто веселого досуга с друзьями.
Основой программы "PRO Здоровый выбор" является модель изменения поведения "Знаю-Могу-Хочу-Буду" и вся методология основана на игровом, интерактивном, ассоциативном подходах, принципе "равный-равному" и множестве современных профилактических инноваций.
Ключевыми принципами при создании программы явились юмор, позитивность, простота использования, практичность и интерактивность. Программу рекомендуется вести двум преподавателям, т.к наибольший эффект получается именно в парном преподавании.
Учитывая, что по пособию будут работать не только специалисты, но и волонтеры, а также представители общественных организаций, текст изложен в максимально доступном стиле, приближенном к обычному разговорному общению, и рассчитан на понимание целевой группой подростков в возрасте 15-17 лет.
Авторы старались, насколько это возможно, обходить малопонятную научную и профессиональную терминологию, сохраняя информативность.
Рассмотрев профилактические программы работы с молодежью, можно выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, направленность на развитие личности, формирование здорового образа жизни и информирование о последствиях того или иного отклоняющегося поведения.
Причем некоторые программы охватывают весь период обучения в школе, начиная с начальных классов. Более ранняя профилактика является более действенной. Все программы реализуются поэтапно, последовательно, одно четко следует за другим.
Действия направлены на достижение конкретной цели - быть ответственным человеком и быть здоровым физически, психологически, социально и духовно. Для этого также в программах предлагаются пути адекватного реагирования на жизненные ситуации, способы поведения.