Фехтование на шашках и пиках




Обучение и советы

Общефизическая подготовка

Традиционная культура не знала специального тренинга. Постоянный физический труд, игры, праздничные обряды составляли основу для подготовки воина. Однако по мере того, как казачество превращалось в служилое сословие царской России, возникла необходимость в подготовке не просто природных воинов, но воинов знающих особенности армейской службы. Для реализации этого в станицах возникли «домашние игры», а на большие праздники проводились «примерные шермиции». Генетически эти явления восходили к инициативной практике,
Основными мероприятиями, обеспечивающими высокую физическую подготовку, являются: соответствующий режим и распорядок дня, правильное чередование работы, отдыха, приёма пищи и сна; ежедневные утренние физические упражнения или «разминка»; специальные занятия по физической подготовке, проводимые регулярно два раза в неделю; спортивно-массовая работа и состязания, проводимые регулярно по праздничным датам.
При организации и проведении занятий по физическому воспитанию и подготовке казака нужно придерживаться ниже следующих методических принципов и положений.
Обучаемые должны понимать, для чего отрабатывается с ними тот или иной приём или способ действий. Это повысит активность казаков, интерес их к занятиям и будет способствовать хорошему усвоению материала.
На занятиях необходимо сочетать объяснение с действием, с демонстрацией, добиваться наглядности обучения. Обеспечить умелый образцовый показ приёма или способа, с подчеркиванием главного движения. Отдельные приёмы и способы изучать в целом (если необходимо по элементам), вначале медленно, а затем в боевом темпе. При этом добиваться быстроты схватывания приёма или действия в целом, а затем точной и детальной проработки его.
Занятия проводить живо и интересно, постоянно разнообразить обстановку, местность, условия, методы и методические приёмы; чередовать физические упражнения на силу, ловкость, скорость и выносливость, приучать казака к резким изменениям напряжений, чаще давать внезапные задания, вводные, которые должны проводиться по команде, знаками и условными сигналами, с требованием немедленного их исполнения; в выполнение их желательно вносить элементы состязания на быстроту, точность и т.д.
Широко применять на занятиях спортивный метод. Каждый казак должен постоянно стремиться к предельным напряжениям, учитывая свои силы и возможности.
На гимнастические упражнения казаки выводились в полотняных рубашках, бешметах или мундирах. При занятиях гимнастикой положение тела должно быть совершенно свободное, без малейшей натянутости. Все движения головы и тела следует производить плавно; движения же рук и движения ног, кроме кругообразного махания руками, поднимания тела на носки и приседания, – исполнять в счёт шага.

Разминочные упражнения

Упражнения для развития гибкости. Подвижность в суставах необходимы казаку для проявлений быстроты и ловкости движений. При выполнении упражнений не следует допускать появления боли в суставах и мышцах. Достигнутую подвижность целесообразно постоянно поддерживать, систематически применяя специальные упражнения, а при необходимости по нескольку раз в день.
Из традиционных упражнений можно привести следующие.
Потягушки, Кудельки, Саженьки, различные традиционные игры.
Комплекс общефизической подготовки:
Наклоны вперёд, Движения головы, Движения рук (вымахивание), Движения ног, Прыжки, Выпады, Движения тела.

Фехтование на шашках и пиках

Упражнения для развития ловкости. Ловкость казака проявляется в точных противодействиях клинком оружию противника в непредсказуемо возникающих и скоротечных схватках, выполнении структурно сложных приёмов комбинаций. Ведь поединки изобилуют неожиданными ситуациями, требующими мгновенных решений и действий с учетом длины возможных нападений и взаиморасположения соревнующихся. Поэтому пространственная и временная адекватность разнообразных противодействий противнику связана с уровнем ловкости, которую следует рассматривать как совокупность проявлений координационных способностей.
Упражнение 1. Из боевых позиций выполняются прыжки влево и вправо, вперёд и назад.
Упражнение 2. Из боевой стойки делается глубокое отпрыгивание назад, с уходом в глубокий присед и возвращение в исходное положение.
Упражнение 3. Из боевой стойки (из различных боевых позиций) совершаются уклоны влево и вправо. В дальнейшем упражнение усложняется и делается в паре. Один из противников вооружен имитатором клинка. Вооруженный делает косые удары, невооруженный, не сходя с места, уходит от ударов. Косые удары сверху дополняются косыми восходящими снизу, затем дополняются горизонтальными ударами в корпус, а также ударами в голову и ноги.
Упражнение 4. «Пятнашки». Противники, вооруженные имитаторами, стараются прикоснуться к заранее оговорённым зонам (плечо, корпус, рука), при этом сами уворачиваются от ударов друг друга.
Упражнение 5. И.П.: стойка с шашкой в ножнах или с имитатором в левой руке. Отбивы шашкой или имитатором набрасываемых теннисных мячей в воздухе.
Упражнение 6. Отбивы палочкой (клинком) катящихся по залу справа и слева теннисных мячей.
Упражнение 7. Передвижениями сериями шагов вперёд в боевой стойке и кувырок вперёд и в сторону.
Упражнение 8. Передвижение сериями шагов назад в боевой стойке и кувырок в сторону и назад.
Упражнение 9. Комбинация движений – бег, кувырок, переползание по-пластунски, подскок и удар с выпадом.
Упражнение 10. Из позиций прыжок влево – удар, прыжок вправо – удар, отскок назад – удар.
Упражнение 11. Поворот в прыжке на 90 в боевой стойке.
Упражнение 12. Поворот в прыжке на 180 (270, 360) в положении боевой стойки.
Упражнение 13. Прыжок на 180 с приземлением на голени ног, и прыжком вернуться в исходное положение. В дальнейшем то же самое с шашкой и прыжок выполняется на 360.
Упражнение 14. На боевой конец шашки помещается листочек. Подбрасывая его вверх, рубить как можно больше раз.
Упражнение 15. На натянутой нити подвешивается лист мокрой газетной бумаги. Рубка шашкой.
Упражнения на развитие и повышение выносливости. Выносливость обеспечивает казаку сохранение достигнутого уровня техники выполнение типовых нападений и защит, высокую точность нанесения ударов (уколов), возможности избегать ошибок в движениях оружием и передвижениях в условиях продолжительных и напряженных соревнований. Выносливость может быть скоростной, определяющей возможности для ведения поединков с предельной интенсивностью, в основе которой анаэробные (бескислородные) механизмы энергетического обеспечения; общей, имеющей основой аэробные механизмы энергетического обеспечения, требования к которым возможны в длительных или многодневных соревнованиях или в условиях предельной психической напряженности поединков; эмоциональная выносливость, позволяющая казаку сохранять исходное и боеспособное психическое состояние в неблагоприятных условиях конфликтного противоборства, обеспечивая тем самым позитивную мотивацию в достижении победы; сенсорная выносливость (в частности, проявления свойств внимания, скры-того периода двигательных реакций) в качестве основы для сохранения стабильности психических процессов, принятия своевременных и адекватных тактических решений.
Упражнение 1. Непрерывное ведение тренировочного боя без фиксации соотношения ударов в течение 30–40 минут. Перерывы продолжительностью 1 минута через каждые 10 минут боя.
Упражнение 2. Непрерывное ведение серий боев, состоящих из 3–5 поединков на 5 ударов. Перерывы между сериями боев одна минута.
Упражнение 3. Непрерывное ведение серий из 3 боев на 15 ударов. Перерывы между боями 1 минута.
Упражнение 4. Выполнение серии комбинаций приёмов нападения и маневрирования продолжительностью 9–15 минут. Перерывы между сериями упражнений каждые 3 минуты.
Упражнение 5. Выполнение пяти серий по 5 атак ударом в мишень с дальней дистанции (3–4 метра). Перерывы между сериями 30 секунд.
Упражнение 6. Движение по полосе. На каждый шаг делается рубящий удар.
Упражнение 7. В полуприсяде движения прыжком, с ударом влево и направо, а также с крутом одной или двумя шашками.
Упражнение 8. Рубка мишеней шашкой, варьировать толщину и количество мишеней.
Упражнения для развития силы и скоростно-силовых возможностей. Силовая подготовка казака проявляется в умениях выполнять длинные атаки, не допуская инерционных движений после их завершения. Сила мышц позволяет сохранять типовые характеристики управления оружием, выполнения приёмов нападения и маневрирования при неожиданных переменах направления движения. Мышцы ног в атаке с выпадом, постоянные уклонения прыжком и прыжковые атаки с выпадом, торможении в завершающей фазе нападения или защиты, выполнении комбинаций приёмов передвижений испытывают значительные и многократно повторяющиеся напряжения. В свою очередь, мышцы вооруженной руки, включая пальцы, также испытывают нагрузки при быстрых перемещениях клинка в различных направлениях, преодолении сопротивления оружия противника. Подобная двигательная деятельность немыслима без достаточной силы мышц ног, туловища и вооруженной руки, на основе которой формируются скоростно-силовые возможности казака.
Упражнение 1. Маневрирование в парах.
Упражнение 2. Бой с тенью высокой интенсивности (1–2 мин) с установкой на выполнение отдельных приёмов нападения – выпада, скачка и выпада и т.п.
Упражнение 3. Серийное выполнение приёмов передвижений и их комбинаций, в том числе шага вперёд и выпада; скачка вперёд и выпада; длинного отступления + скачка вперёд и выпада + выпада и т.п.
Упражнение 4. Серийное выполнение ударов в мишень с выпадом, шагом (скачком) вперёд и выпадом, выполняя нападения с максимальной длиной и непрерывным закрытием в боевую стойку.
Общеразвивающие упражнения для повышения уровня силы мышц ног.
Упражнение 1. И.П. – ноги слегка расставлены. Резкие поднимания на носках. Затем тоже с отрывом от пола.
Упражнение 2. И.П. – ноги слегка расставлены. Легкие пружинистые подскоки вверх, вперед, назад, в сторону.
Упражнение 3. И.П. – ноги слегка расставлены. Легкие подскоки на двух ногах, периодические прыжки вверх с максимальным усилием.
Упражнение 4. И.П. – ноги слегка расставлены. Глубокие приседания и за счет резкого разгибания ног прыжок вверх, затем приземление в положение приседа и без остановки повторный прыжок вверх.
Упражнение 5. И.П. – глубокий присед. Прыжки в длину в группировке с приземлением в исходное положение.
Упражнение 6. Прыжок в сторону махом одной и толчком другой ноги с приземлением на маховую ногу, затем без остановки повторный прыжок в сторону.
Упражнение 7. Выпрыгивание на возвышение.
Упражнение 8. Прыжок вверх из приседа толчком сзади стоящей в боевой стойке ноги.
Упражнение 9. Присесть в положение «пистолет» и с резким усилием выпрямить ногу.
Упражнение 10. Прыжки со скалкой с преимущественной нагрузкой на сзади стоящую в боевой стойке ногу.
Общеразвивающие упражнения для повышения уровня силы мышц рук и туловища.
Упражнение 1. Выжимания (толкание и метание) набивного мяча или ядра.
Упражнение 2. Вращение набивного мяча вокруг туловища и головы с максимальной амплитудой.
Упражнение 3. Быстрое разгибание рук с отталкиванием от опоры, находящейся на уровне груди.
Упражнение 4. Отжимание в упоре лежа.
Упражнение 5. Подтягивание в висе на гимнастическом или другом снаряде.
Упражнение 6. на параллельных брусьях. Параллельные брусья устраиваются так, чтобы их можно было по желанию повышать и понижать.
На параллельных брусьях выполняются следующие упражнения:
1) Опускание и поднимание на руках.
2) Перебрасывание ног через брусья.
3) Качание между брусьями.
Упражнение 7 на спортивном коне.
Перемахи.
Перемах вне.
Перемахи одной ногой. Круг правой (одноименный круг).
Скрещения. Соскоки.

Специальная часть

Обучение рубке

Обучение рубке должно производиться по глине (пластиковым бутылкам полным водой или пустым) и быть одиночным – только такой порядок гарантирует быстрый успех, т.к. каждая неправильность в исполнении немедленно исправляется и не имеет возможности войти в привычку. Лишь в целях экономии времени можно разрешить ознакомить обучаемых с исходными положениями в главных направлениях в ше-ренгах.
Общие указания. При исходном положении главное внимание обращать на правильное положение кисти руки и рукояти в ладони: раз эти условия соблюдены, верное положение плоскостей клинка и удара будет обеспечено. С этой целью не разрешать перебирать по рукояти пальцами и вообще изменять их положение тогда, когда оружие занесено в исходное положение. Сгибание или разгибание кисти, вследствие её подвижности, является наиболее часто встречающимся недостатком, нарушающим совмещение плоскостей, поэтому необходимо следить, чтобы она составляла прямое, естественное продолжение руки от локтя; изгиб в ту или другую сторону поверхности глины при ударе укажет на изгиб в эту же сторону и кисти (отчего соответственно повернется лезвие).
Удар должен быть нанесен прямою, отнюдь не согнутою рукой и поворот её для перехода в исходное положение исполнять не ранее, чем оружие пройдет цель. Каждый вид удара должен обязательно заканчиваться исходным положением. Особенное внимание следует обратить на высоту целей – они должны соответствовать человеку в рост, с колена и лежа (реже), – а также на косые и вертикальные удары, как более естественные вследствие устройства плеча и руки (движения вниз гораздо сильнее); они же и более удовлетворяют требованиям боевым, имея целью важную и наименее защищенную часть тела противника – голову. Если есть между обучающимися левша, имеющий склонность к рубке левой рукой, не следует его насиловать – гораздо целесообразнее развить и использовать его природные качества; в этом случае всё, что сказано о правой руке, относится к левой, соответственно чему изменятся и приёмы рубки. Вначале обучение каждому виду ударов производится по разделениям, когда же будет усвоена правильность каждого движения, то без разделений. Усвоив главные виды ударов, изменением высоты и местоположения целей перейти к производству ударов по промежуточным направлениям, после чего приступить к сложным ударам (соединение различных ударов в одно движение); в этом случае надо следить, чтобы движение руки для каждого предыдущего удара оканчивалось бы принятием исходного положения для удара последующего.
По мере совершенствования обучающихся, увеличивать трудность исполнения не только рубкой по отметкам, но и другими условиями (объем глины, её вязкость, одевание её в суконные колпаки из старых попон, мундиров или шинелей и т.п.). Желательно, ввиду экономии времени и большей пользы, упражнения в рубке соединять с такими занятиями, которые требуют поочередного исполнения, например, фехтованием (на нагрудник), вольтижировкой, гимнастикой на снарядах и т.п. – этим достигается более частое, хотя и непродолжительное для каждого отдельного человека, упражнение, а с другой стороны избегается пустая трата времени на ожидание своей очереди.
По условиям производства рубка может быть пешком или верхом, причём последняя, сохраняя главные основания пешей рубки, будет разниться, главным образом, сокращением пространства для движений вооруженной руки вследствие головы и корпуса лошади, а, следовательно, и вытекающими отсюда некоторыми особенностями.
Порядок обучения. Порядок обучения рубке пешком следующий: а) по разделениям: 1) удары горизонтальные, 2) вертикальные, 3) косые слева и 4) косые справа; б) повторение этих же ударов и в той же последовательности, но без разделений и по отметкам; в) рубка по направлениям промежуточным, г) соединение нескольких различных ударов по разделениям и без разделений, д) рубка на ходу и е) рубка на бегу.
При начале занятий промежутки между командами будут более значительные, в дальнейшем они будут все более и более сокращаться и уже при упражнениях в последнем виде удара будут настолько малы, что все движение получит характер цельного, без разделений. Так как к этому времени у обучающихся появится не только правильность исполнения каждого приёма, но и сознательное ощущение этой правильности, то упражнения без разделений будут иметь целью вымахать руку, т.е. приобрести силу. С этой целью рубящий в указанной последовательности наносит удары подряд, без разделений, приостанавливаясь лишь для перемены изрубленной глины. В виду того, что это упражнение берет мало времени, а руки рубящих достаточно окрепли, можно постепенно увеличивать число ударов каждого вида, доводя их до десяти и даже более. В этом же периоде трудность исполнения можно увеличивать, делая глиняные пирамиды более толстыми или вязкими, а также нанося на них разного рода отметки (лезвием шашки, например), в которые или между которыми попадает рубящий с полного размаха, также требовать от рубящего стойки с выставлением вперёд той или другой ноги.
В сущности, этим отделом заканчивается обучение на месте, т.к. остальные отделы: рубка по направлениям промежуточным и соединение различных ударов никаких трудностей не представят; рубящий настолько чувствует уже управление клинком и его рука так вымахана, что достаточно лишь приказаний обучающего рубить круче или положе, а также перемещения цели, чтобы удары были в желаемом направлении.
Для ударов горизонтальных цель различной высоты ставится в пределах направлений – «против рубящего», до его «правой стороны».
Соединение ударов. Для ударов соединенных две или более цели располагаются в желаемых направлениях и упражнение заключается в том, чтобы после одного удара вооруженная рука сразу принимала исходное положение для следующего.
Рубка на ходу. Рубка на ходу составляет подготовку к рубке на бегу, которая ставит рубящего в условия производства атаки. Для рубки на шагу предметы расставляются в различных направлениях и на таком расстоянии друг от друга, чтобы, при безостановочном движении рубя-щего, последний успевал бы, после первого удара, принять исходное положение для следующего. Конечно, вначале расстояния делаются больше, в дальнейшем уменьшаются так, чтобы удары были сложными, непрерывно следующими друг за другом.
На таких же основаниях и в такой же последовательности производится рубка на бегу.

Обучение уколам шашкой

План обучения:
1. Понятие об уколе.
2. Предметы для уколов.
3. Методические замечания.

Общие указания. С целью выработать механизм движений при уколе, обучение следует производить сначала без целей, в шеренгах, строя и рассчитывая обучаемых согласно данным для этого указаниям при обучении рубке пешком. Обучение ведется сначала по разделениям, для усвоения правильности положения руки и оружия, затем без разделений, с целью приучить колющего движение укола сливать с возвращением оружия в исходное положение так, как бы эти оба движения составляли одно.
Главное внимание в это время обращается на положение кисти: она должна быть выпрямленной, составляя продолжение руки от локтя, а отнюдь не согнутой, т.к. согнутый кистевой сустав крайне ослабляет укол, так как сопротивление среды (равнодействующая сил) направлено непосредственно в него. Сгибание кисти может происходить или вследствие неправильного положения рукояти в ладони или, иногда, вследствие тяжести оружия. Следует также наблюсти, чтобы стремление быстрее возвратить, по окончании укола, оружие в исходное положение не влекло за собою неполного разгибания руки в локте, т.к. от этого укол теряет как в глубине, так и силе, согнутая рука легче уступит сопротивлению.
Порядок обучения. Усвоив нанесение уколов в шеренгах, т.е. добившись правильного и быстрого движения руки с оружием в сторону укола и обратно, следует перейти к одиночным упражнениям в предметы (чучела). Порядок обучения в этот период будет следующим: а) по разделениям: 1) укол прямо, 2) в пол-оборота налево, 3) налево, 4) в пол-оборота направо, 5) направо, 6) вниз налево, 7) вниз направо, 8) вверх налево и 9) вверх направо; б) повторение этих же уколов и в той же последовательности без разделений и по отметкам; в) соединение уколов, в различных направлениях, по разделениям и без разделений, а также соединение уколов, с ударами; г) уколы на ходу и на бегу, соединяя их с ударами.
Все эти упражнения производятся так же и на основании тех указаний, которые даны для рубки при обучении пешком, с той лишь разницей, что: 1) предметы для уколов (чучела) должны быть непременно мягкими с ничтожным сопротивлением, чтобы не вызывать сотрясения или боли в кистевом суставе и тем не подорвать веры у обучаемых к уколу с одной стороны, с другой – не вызвать этим умышленного укорачивания укола (сгибания локтя), т.е. уменьшения силы; и 2) соединение уколов состоит в том, что по исполнении первого укола рука с оружием, отдернутым от цели, сразу переходит в исходное положение для укола следующего, например, для уколов направо и в пол-оборота налево: исполнен укол направо и при отдергивании шашки назад, когда последняя вышла из пораженного предмета, рука следует в исходное положение, а корпус, немедленно поворачивается в пол-оборота налево, приведя этим к новому направлению и оружие 3) соединения уколов с ударами состоят в том, что оружие, отдернутое из пораженного уколом предмета, сразу ставится в исходное положение для удара, применительно к следующему примеру: необходимо колоть в пол-оборота вниз налево, рубить косо справа и колоть направо; исполнение производится так: с окончанием укола рука с оружием отдёргивается назад и двигается вправо вверх, где оружие вводится в исходное положение для косого справа удара, исполняется самый удар, с окончанием которого вооруженная рука, продолжая круговое движение, поднимается вверх и перед головой переходит вправо, где и принимает соответствующее исходное положение для укола направо. Корпус, во всех этих упражнениях соответственно поворачивается и уклоняется.

Фехтование на шашках
1. Движения (Выпад на месте. Полвыпада. Шаг вперед. Шаг назад. Двойной шаг вперед. Двойной шаг назад. Проход Скачок назад Вольты. Разворот на месте. Шаг в бок Разворот Уклонение
2. Понятие о темпе, дистанциях, скорости.
3. Удары в фехтовании на шашках с мягкими клинками (Удар в кисть справа. Удар в кисть руки слева. Удар по руке снизу. Удар в локоть правой руки. Удар в голову. Удар в лечо. Удар в правую щеку. Удар в левую щеку. Удар в правый бок. Удар в левый бок. Удар в правую ногу (бедро). Удар в левую ногу.
4. Отработка основных ударов по чучелу.
5. Отбивы (Закрыть правую руку от удара справа. Закрыть правую руку от удара слева. Закрыть правую руку от удара снизу. Закрыть голову. Закрыть левое плечо. Закрыть правое плечо. Закрыть правую щеку. Закрыть левую щеку. Закрыть правый бок. Закрыть левый бок. Закрыть правую ногу. Закрыть левую ногу. Предупредительные удары. Ответные удары. Повторные удары. Обманы.
6. Вольный бой.

Фехтование пикой

Донская пика

Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия. Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие для острых черкесских шашек, и для кривых турецких ятаганов и европейских палашей. Презрительное прозвище «камыш», которое давали горцы в начале Кавказской войны донским казакам, с приходом на линию П.Я. Бакланова, сменилось уважением и суеверным ужасом, которые этот прославленный казак вызывал у отважных горцев.
Наиболее простое в изготовлении, не требующее хитроумного навыка в применении, используемая часто как вспомогательное средство в походах и боях (пика использовалась и для установления бивака, и для изготовления носилок и т.п.), пика снискала особую любовь казачества не расстававшегося с ней вплоть до братоубийственной Гражданской войны.
1. Тактико-технические характеристики пики.
2. Оружие: его изготовление и выбор.
Оружие представляет собой древко с мягким наконечником. В наконечник вставляется теннисный мяч, или мяч для метания, обворачивается материей, и закрепляется на древке при помощи проволочного хомута, который для верности затягивается по сделанному в древке диаметральному пазу, глубиной на толщину хомута. Поверх хомута укрепляется изоляционная лента, для того чтобы им не причинить вреда амуниции и телу.
3. Фехтование пикой
4. Дистанция боя
Техническая база фехтования на пиках.
1. Стойка.
2. Пику на левую руку.
3 Стражись
4. Шаг вперед.
5. Выпад.
6. Шаг назад.
7. Двойной шаг назад.
8. Скачок назад.
9. Перенос пики.
10. Круг пики.
11. Удар прямой.
12. Удар с переносом.
13. Удар с кругом.
14. Отбивы:
15. Отбив в правую сторону.
16. Отбив в левую сторону.
17. Отбивы круговые.
18. Отбив с кругом в правую сторону.
19. Отбив, с кругом на левую сторону.
20. Отбив с полукруга вниз направо.
5. Вольный бой

Джигитка

«Джигитка» – крутка шашкой в танце или в современном понимании «бой с тенью». Двигательная основа танцевальная. Шашка перехватывается из одной руки в другую, между пальцами, различными вариантами. Чередуются круги и восьмерки (боковые, обратные, задние, передние).
Методика обучения заключается в изучении элементарных движений шакой в одной и двух руках. С постепенным наращиванием элементов.
1. Развязка руки: круги.
2. Восьмерки: боковая «черт», передняя, обратная, задняя. Подкруты.
3. Элементарные танцевальные элементы: переступание, квиточки, ползунки и проч.
4. Соединение танцевальных движений с круткой одной или двумя шашками.
5. Изучение пальцевых перехватов.
5. Изучение элементов жонглирования шашкой.
6. Добавление в крутку боевых ударов.
7. Разучивание различных комбинаций: крест, гашник, узлы и др.
8. Разучивание фигур танца с оружием, на основе казачьего танца (казачок, лезгинка, гопак)

МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ПРИЁМАМИ САМОЗАЩИТЫ
С ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ

Формы проведения упражнений и методические приёмы выполнения действий
В практике овладения холодным оружием общепринятой формой занятий является групповой урок. При этом его направленность и содержание могут существенно отличаться, учитывая, например: программу обучения; уровень технической и двигательной подготовленности занимающихся; длительность общего процесса подготовки; сложность осваиваемых приёмов и др.
Групповой урок имеет структуру, содержание которой направленно преимущественно на совершенствование двигательной деятельности обучаемых. Однако в методических основах его проведения обобщен много вековой опыт обучения искусству владения холодным оружием, а также результаты работы по созданию теории и методики фехтования как спортивно-педагогической дисциплины.
Формы проведения упражнений, предназначенные для группового урока, при последовательном повышении требований к обучаемым, составляют:
— общеразвивающую разминку;
— специальную разминку;
— индивидуальные упражнения с оружием;
— индивидуальные упражнения на совершенствование боевой стойки и приёмов передвижений;
— контрольное выполнение специализированных движений у зеркала;
— совершенствование действий оружием на манекене;
— упражнение между партнерами;
— индивидуальный урок.
Методические приёмы выполнения упражнений и отдельных действий включают, например:
— самостоятельное и многократное их повторение;
— в схватке с воображаемым противником;
— имитирующие действия партнера (противника);
— в схватке с условным противником (манекеном);
— на сигнал партнера (тренера);
— серийное;
— поточное;
— поочередное с партнером;
— в условиях противоборства между партнерами;
— демонстрационное.

Обеспечение безопасности при обращении с холодным оружием (его имитатором).
Клинок или имитатор учебного оружия обладает большой жесткостью, минимальной гибкостью и обращение с ним само по себе требует соблюдение определенных мер безопасности. Прежде всего, во время учебных перемещений по залу или учебной площадке, оружие лучше держать в согнутой невооруженной руке. В свою очередь, все размахивания оружием и повороты во время разучивания учебных схваток, показов действий, требуют предварительной оценки пространственных соотношений между присутствующими вблизи партнерами, а затем и сопровождения зрительным контролем.
Перемещения обучаемых в перерывах между разучиваемыми эпизодами или упражнениями рекомендуется с поднятым вверх клинком (имитатором) в согнутой руке (наподобие салюта) или с опущенным вертикально вниз острием. Иначе вероятность возникновения травмоопасных ситуаций многократно возрастет.
Главное условие обеспечения безопасности занятий с холодным оружием основывается на установке – никогда не направлять острие клинка в сторону партнера, если его внимание отвлечено, и он не настроен на боевое взаимодействие. Во всех остальных случаях, будь то упражнения между партнерами или учебные поединки, нападения уколом или ударом всегда следует останавливать минимально в 20-30 см. от тела партнера. В свою очередь уколы во внутренний или наружный секторы направляются как бы по касательной к боковой проекции туловища.
Меры безопасности при выполнении ударов включают фиксацию финала нападения (остановку клинка в момент удара) в определенной точке пространства, с дальнейшим резким пресечением инерции его продвижения. Нападения, совершаемые ударом в туловище, должны приходиться на середину анатомического плеча, иметь замах определенной амплитуды. Подобная техника нападений существенно облегчит выполнение защитных действий и снизит вероятность травм.
Удары в голову, после которых следует уклонение в сторону, необходимо выполнять строго по центру головы с точным замахом в вертикальной плоскости. В этом случае партнеру не составит труда сделать уклонение в необходимый момент.
Занимающиеся холодным оружием (его имитаторами) с первых занятий должны усвоить, что большинство травмоопасных ситуаций возникает из-за дистанционных ошибок. Не вполне точное, следовательно, не соответствующее тактической ситуации расстояние до противника, искажает разучиваемое боевое взаимодействие, которое должно затем проходить с реальной скоростью и ритмом. Ошибки в выборе дистанции в этом случае могут привести не только к рассогласованию действий партнеров (противников), но и к травмам в связи с возникающим пространственным несоответствием между атаками и защитными действиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: