Расчет зубчатой пары редуктора




НОЯБРЬСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени В.А. Городилова

 

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ДЕТАЛЯМ МАШИН

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

для специальности

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

 

г. Ноябрьск

2003 г.

 

Методические указания для студентов по курсовому проектированию деталей машин для специальности

1701 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

 

Составитель: преподаватель ННГК Г.В. Новичкова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 §1. Проектирование привода с одноступенчатым цилиндрическим косозубым редуктором и цепной передачей…………………………..

 

2 §2. Расчет цилиндрического косозубого редуктора с колесами из стали повышенной твердости……………………………………….

 

3 §3. Расчет привода с одноступенчатым цилиндрическим косозубым редуктором и клиноременной передачей………………………………

 

4 §5. Проектирование привода с одноступенчатым коническим

прямозубым редуктором и цепной передачей……………………

 

5 5. §6.

6 Приложения……………………………………………………………...

 

7 Список литературы………………………………………………………

 

 

РАСЧЕТ ПРИВОДА С ОДНОСТУПЕНЧАТЫМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ КОСОЗУБЫМ РЕДУКТОРОМ И КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ

 

Передача гибкой связью (клиноременная) помещена перед редуктором.

Рисунок 3.1 Кинематическая схема.

 

 

Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода

 

Определяем требуемую мощность электродвигателя

(3.1)

где h - общий кпд привода.

h =hзп×hрп×hм×hпn, (3.2)

где hзп - кпд зубчатой передачи, 0.98

hрп - кпд ременной передачи, 0.95

hм- кпд муфты, 0.98

hп- кпд подшипников, 0.99

n- количество пар подшипников. 2 (таблица 1.1 [1]).

h=0.98×0.95×0.98×0.99²=0.9

 

Требуемая частота вращения вала электродвигателя

nэтр =n3×uред× uцп, (3.3)

где uред— передаточное число редуктора,

uцп – передаточное число цепной передачи по таблице 1.2[1].

Значение передаточного числа выбираем по стандартному ряду

u: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; …

Для одноступенчатого цилиндрического редуктора u=2…5.

nэтр=250×3×2.5=1875

Затем по таблице 19.27[1] или А.1 по требуемой мощности Ртр и частоте вращения nэтр выбираем электродвигатель. Перегрузка асинхронного двигателя допускается до 8%.Из таблицы выписываем маркировку двигателя, мощность, частоту вращения вала двигателя. По таблице 19.28 [1] или А.2 определяем габаритные основные размеры (обязательно диаметр выходного конца вала ротора d1). Рисуем эскиз электродвигателя с нанесением габаритных основных и присоединительных размеров.

Рисунок 3.2 Эскиз электродвигателя

 

Проверяем общее передаточное число

(3.4)

Корректируем передаточное число ременной передачи

(3.5)

 

Расчет частот вращения и угловых скоростей сводим в таблицу.

 

Таблица 3.1— Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора и рабочей машины

  Вал Частота вращения вала, об/мин Угловая скорость вала, рад/с
     
  Вал А   n1=nдв=1435
Продолжение табл. 3.1
     
  Вал В
  Вал С   n3=250

 

Вращающие моменты:

на валу ведущего шкива ременной передачи редуктора

(3.6)

где Т1—требуемая мощность электродвигателя, Вт;

на валу шестерни редуктора

(3.7)

на валу колеса

(3.8)

 

 

Расчет зубчатой пары редуктора

 

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками по табл. Б.3 приложения: для шестерни сталь 45, термическая обработка- улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.

Допускаемые контактные напряжения

(3.9)

где sHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.

По табл. Б.4 приложения для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)

sHlimb = 2 НВ + 70; (3.10)

КHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL=1;

[SH]-коэффициент безопасности, [SН]=1,10.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение

для шестерни

(3.11)

для колеса

(3.12)

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжени

[sH] = 0,45 ([sH1] + [sH2])=0,45·(482+427,2)=409МПа (3.13)

Должно выполняться условие [sH]£1,23[sH2].

Коэффициент КНb, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, примем по табл. Б.5. Несмотря на симметричное расположение колес, относительно опор, примем значение этого коэффициента как в случае несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев.

Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстояниюYba=b/aw=0,25…0,63 из стандартного ряда по ГОСТ 2185-66*: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25.

(Для прямозубых колес Yba £ 0,25, для шевронных Yba>0,63).

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

(3.14)

где для косозубых и шевронных колес Ка= 43,0; для прямозубых Ка=49,5; а передаточное число нашего редуктора u=uред.

Определяют межосевое расстояние и округляют его до ближайшего значения по ГОСТ 2185-66* (в мм):

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

mn=(0.01…0.02) aw (3.15)

Выбираем модуль в интервале (0,01-0,02) аw и выравниваем его по

ГОСТ 9563-60**(в мм):

Первый ряд следует предпочитать второму.

Примем предварительно угол наклона зубьев b=10о и определим числа зубьев шестерни и колеса

(3.16)

принимаем z1=31;

тогда

z2=z1u=31 (3.17)

Уточненное значение угла наклона зубьев

 

(3.18)

Основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные:

(3.19)

(3.20)

 

Проверка:

(3.21)

диаметры вершин зубьев:

(3.22)

(3.23)

 

ширина колеса (3.24)

ширина шестерни мм=64+5=69мм (3.25)

 

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

(3.26)

Окружная скорость колес и степень точности передачи

(3.27)

По табл. Б.6 определяем степень точности.

Коэффициент нагрузки

(3.28)

где значения КНb даны в табл. Б.7, КНa в табл. Б.8, КНu в табл. Б.9.

Проверку контактных напряжений проводим по формуле

 

(3.29)

Силы, действующие в зацеплении:

окружная

(3.30)

радиальная

(3.31)

где a=20о— угол зацепления;

осевая

(3.32)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: