Введение.
В последние годы значительно возросла роль судебно-медицинской экспертизы транспортной травмы. Это связано как с увеличением транспортного парка и развитием сети дорог, так и с возрастающими требованиями со стороны судебно-следственных органов – данный факт и подчеркивает актуальность темы исследования.
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы. Смертельные и не смертельные телесные повреждения, причиняемые частями любого движущегося транспорта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущего транспорта, относятся к транспортной травме. Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, тракторная, железнодорожная, авиационная и др.
В процессе производства экспертизы зачастую решается целый комплекс задач, которые можно объединить в четыре группы: диагностические, классификационные, идентификационные и ситуационные.
Целью данной контрольной работы является рассмотреть особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы.Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие, раскрыть виды и особенности транспортных травм. Процессуальная основа транспортных травм;
2) раскрыть повреждения при автомобильной, авиационной и водной травмах;
3) рассмотреть порядок организации и особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы.
В работе были использованы труды авторов таких, как: М.И. Авдеев, В. Н. Крюкова, Н.Н. Величко, Г.М. Харина и др.
Транспортные травмы: понятие, виды, особенности. Процессуальная основа транспортных травм.
Автотравма занимает первое место среди других транспортных травм. В настоящее время общепринятой классификацией автотравмы является ее деление на следующие виды:
1) травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);
2) травма от переезда колесом автомобиля;
3) травма от выпадения из движущегося автомобиля;
4) травма внутри (в кабине) автомобиля;
5) травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами или грунтом;
6) комбинированные виды автотравмы;
7) атипичные случаи.[1]
Несмотря на то, что автотранспортные происшествия по времени протекают очень быстро, каждый случай автотравмы проходит циклично и состоит из нескольких, следующих дуг за другом коротких фаз. Каждой фазе травмы соответствует определенный механизм образования телесных повреждений. При автотранспортной травме телесные повреждения могут возникать от удара и сотрясения тела, от сдавления, растяжения или трения. Однако при различных видах автотравмы механизмы образования повреждений
Все повреждения, наблюдаемые при автотравмах, принято делить на три группы:
1) повреждения специфичные и характерные для автотравмы;
2) повреждения, не характерные для автотравмы;
3) симулирующие повреждения.
Столкновение автомашины с человеком занимает до 60% от общего числа автотравм. Наезд автомашины нередко происходит по вине самих пешеходов из-за невнимательности, несоблюдения правил уличного движения.
Американские ученые проводили эксперименты по проверке реакции на опасность попадания под машину у различных живых существ (в том числе и человека), оценивая ее по степени предусмотрительности при переходе через улицу. На первое место по предусмотрительности вышел гусь, который почти никогда не гибнет под колесами транспорта. За ним следовали свинья и кошка. Курица и собака идут на равных, а человек занял последнее место. Основными фазами наезда являются:
1) столкновение частей автомобиля с телом;
2) падение тела на автомобиль;
3) отбрасывание тела и падение его на грунт;
4) скольжение тела по грунту.[2]
В большинстве случаев наезд происходит выступающими частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом. В момент удара соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На автомобиле возникают вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т.д., а на теле человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части автомобиля. Первоначальный удар легкового автомобиля, как правило, наносится на уровне голеней ниже центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину (I фаза) и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот (II фаза). Грузовой автомобиль, автобус или троллейбус наносит удар на уровне или даже выше центра тяжести тела человека, поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот. К характерным для наезда повреждениям относятся: повреждение бампером — переломы костей нижних конечностей в виде поперечно-оскольчатого перелома, причем крупный ромбовидный (треугольный) отломок располагается на стороне удара, повреждение фарой и ее ободком, которые обычно располагаются на бедрах или в области таза и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы, полностью или частично отражающих формы и размеры этих частей машин. Примерно на таком же уровне образуются обширные повреждения от удара крылом или верхним краем капота. Можно также обнаружить повреждение на грудной клетке и на голове в виде ссадин, кровоподтеков, ран и переломов вследствие вторичного удара о капот.
Повреждения вследствие отбрасывания тела, падения и скольжения его по дорожному покрытию (III фаза) в виде ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран будут располагаться на противоположных поверхностях тела, как и следы скольжения, обширные осаднения, на фоне которых хорошо заметны более глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия. Характер этих осаднений позволяет судить о направлении движения тела по плоскости. На одежде потерпевших образуются повреждения и загрязнения, повторяющие контуры ударяющей части автомобиля, а на подошвах обуви возникают так называемые следы скольжения, направление которых прямо противоположно направлению удара.[3]
Авиационной травмой называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуатации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие повреждения причиняются лицам, находящимся внутри самолета, при падении его на землю.
В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационную травму делят на следующие виды:
1) травма внутри самолета во время полета;
2) травма при покидании летящего самолета;
3) травма внутри самолета при падении его на землю;
4) травма внутри самолета, находящегося на земле;
5) травма лиц, находящихся на земле вне самолета;
6) комбинированные травмы.[4]
Характер авиационной травмы зависит от типа самолета, скорости и высоты полета, угла падения и т.д. Авиационные травмы на земле встречаются значительно реже и связаны с попаданием людей под винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом наблюдаются обширные грубые повреждения тела. С появлением реактивных самолетов отмечены случаи засасывания в работающие двигатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весьма многообразны. Иногда по характеру обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто подвергаются расчленению. И напротив, при ударе самолета о землю во время горизонтального полета или при небольшом наклоне к земле расчленения трупов, как правило, не наблюдается.
В результате сотрясения тела возникают кровоизлияния в местах прикрепления внутренних органов, иногда разрывы связочного аппарата, отрывы сердца и селезенки. Повреждения позвоночника в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба (1-2 фазы) - "хлыстообразные" повреждения шейного отдела позвоночника.
Часто наблюдаются повреждения головы (1, 2 и 3 фазы) наряду с повреждением мягких тканей, т.е. возникают переломы костей свода и основания черепа, повреждения головного мозга.
Повреждения, образующиеся в третью фазу, располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы.
В четвертой фазе образуются повреждения кожных покровов от скольжения о грунт (земля, асфальт - глубокие ссадины (царапины или поверхностные раны на спине, лице, коленях, локтях.)