Урок – как ведущая форма организации обучения




Студент должен иметь представления: О типах урока

Студент должен знать: Основные понятия: вид и тип урока

Студент должен уметь: разбираться в видах и формах обучения

План изучения темы:

1) Главный элемент классно-урочной системы – урок.

2) Цель урока.

3)Требования к уроку (общие, дидактические, воспитательные, развивающие).

4) Структура уроков.

1. Главный элемент классно-урочной системы – урок.

«Урок – солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Н.М.Верзилин.

Главный элемент классно-урочной системы – урок. Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что оптимальной для работы как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10-15 человек. Чем более осмыслен урок учителем, тем выше результативность урока, так как педагог в состоянии предусматривает все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить меры для их преодоления.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Из этого следует, что урок как форма обучения имеет следующие признаки: точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 минут, а в начальных классах он может составлять 30-35минут); в каждой школе имеется твердое расписание уроков; на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава; учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач; на уроке применяется различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных дидактических задач.

Урок включает в себя все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель урока; содержание урока; средства и методы, применяемые на уроке; деятельность по организации и управлению учебной работой; все дидактические элементы урока.

 

2. Цель урока

Рождение любого урока начинается: с осознания и правильного определения его конечной цели – чего хочет добиться учитель; с установления средства – что поможет учителю в достижении цели; определения способа – как учитель должен действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности: объектом преобразования является деятельность обучающегося, результатом – уровень обученности, развития, воспитанности. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью.

Например: Цель урока (математика) – усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого, отработать навыки и умения его применения» или Цель урока (русский язык) – обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности. И для того, чтобы достичь цели урока, необходимо продумать и решить три основные дидактические задачи: Актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с темой урока. Сформировать у учащихся новые понятия и способы действия. Организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

 

3. Требования к уроку

 

 

Задачи:

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить, поэтому все требования к уроку (они же задачи урока) можно разделить на 4 группы.

1) Общие требования к уроку: использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и способностей; установление межпредметных связей; связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников; мотивация и активизация развития всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

2) Дидактические требования к уроку: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры уроков; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.

3) Воспитательные требования включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, коллективизма и т.д.; внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах; гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.

4) Развивающие требования: формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

- вопросы учеников;

- стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности;

- стремление поделиться информацией;

- активное оперирование приобретённым багажом знаний;

- эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;

- волевые проявления: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности, реакция на звонок и т.п.

Хороший учитель должен понимать состояние и настроение детей и учитывая это, привлекать дополнительные источники активизации Необходимо учить школьников самостоятельному анализу фактов, явлений, умению делать правильные выводы, побуждать к активному участию в работе, взаимодействию и диалогу, поддерживать положительный эмоциональный тонус урока, обеспечивая успех каждому ученику.

Вопрос дисциплины на уроке один из сложных вопросов, с которым сталкивается учитель. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли он найти верный тон в обращении с детьми. Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимы глубокое знание предмета, умение чётко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, такая организация урока, когда школьник всегда занят полезной продуманной деятельностью, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от дурного намерения недисциплинированного ученика и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть ни чрезмерно строгим, ни слишком мягким. Иногда достаточно только дольше обычного задержать взгляд на ребёнке, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени, или по имени и фамилии. Никогда ни при каких обстоятельствах не следует выражать своё недовольство работой школьника или его поведением на уроке в обидной для ребёнка форме. Обилие замечаний только ухудшает общий эмоциональный фон и мало способствует дисциплинированности учащихся.

 

4.Структура уроков

Структура урока – это совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах;

- это соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач.

Структура может быть простой и довольно сложной, что зависит: от дидактической цели урока; от содержания учебного материала; от методов и средств обучения; от возрастных особенностей учащихся, особенностей класса, подготовки учеников. В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определённая структура. Общими элементами являются:

- организация начала урока,

- проверка домашнего задания,

- проверка усвоения изученного материала,

- подготовительная работа к изучению нового материала,

- постановка цели и задач урока,

- объяснение нового материала,

- закрепление,

- повторение,

- подведение итогов урока,

- учебное домашнее задание.

Каждый из структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

Проверка усвоения изученного материала ( обычно домашнего задания) – традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на основные идеи, правила, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Также учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Постановка цели и задач урока. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определённость, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки целей и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создаёт направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие.

Объяснение – научное изложение содержания учебного материала – важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, например, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства или правила.

Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок.

В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования определённых учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам и курсам.

Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Подведение итогов урока – это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточения внимания на связи теоретических положений с упражнениями.

Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная идея в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
  Организация начала занятия   Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
  Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов
  Подготовка к основному этапу занятия (постановка целей и задач урока) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний
  Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование и отношений в объекте изучения самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
  Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
  Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
  Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности уч-ся повключений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
  Контроль и самопроверка знаний Выявление и качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение уч-ся информации о реальных результатах учителя
  Рефлексия Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения).Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
  Информация о домашнем задании Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Реализация необходимых и достаточных условий для успешного домашнего задания. Проверка соответствующих записей.выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов – (и наоборот) – независимо от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и логику для повышения эффективности собственно учебного процесса. Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; закрепление их и систематизация; применение их на практике. Соответственно данной структуре тип урока носит название комбинированного и состоит из следующих этапов:

Типология уроков остается спорной проблемой в современной дидактике. Есть несколько подходов к их классификации, в каждом из них можно выделить какой-то определяющий признак. Например, уроки могут классифицироваться, исходя: из цели занятий, содержания и способов их проведения; из дидактической цели; из дидактических задач, которые решаются на уроке; из основных этапов учебного процесса; из способов организации учебной деятельности учащихся; из методов обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по дидактической цели, предложенную в своей работе «Современный урок» М.И.Махмутовым. Они считаются наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели ( каждый из названных типов реализуется определённым сочетанием структурных элементов).

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления.

Уроки обобщения повторения

Урок контроля.

Комбинированный урок.

Структура уроков по дидактической цели является только общей схемой. Последовательность уроков не является жёстко закрепленной.

Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старшие школьники способны к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвящённых упражнениям или сообщению – усвоению новых знаний, поэтому для них практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать школьную лекцию или строить их как практические или семинарские занятия.

В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала, а вид - урок-конференция, урок-лекция и др.

 

Практическое занятие – нет

 

Самостоятельная работа - нет

 

Литература:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: ТК Велби, Проспект, 2013.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2009.

4. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Введение в педагогическую деятельность /А.С.Роботова. – М.: Академия, 2004

2. Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.

3. Махмутов М.И. «Современный урок»

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: