Педагогические рекомендации




А.С.Прутченков, А.А.Сиялов


О психотипах личности,

О диагностике акцентуации характера

Москва 1994

Введение

Появление этой книги стало возможным благодаря повышенному интересу различных категорий людей к проблемам личности. Наконец мы стали просыпаться от многолетней спячки, у людей появляется ощущение значимости личности, возрождается чувство собственного достоинства.

Личностная ориентация проникает во все социальные сферы, в том числе и и сферу образования. В этих условиях школа, педаго­гические коллективы, родители проявляют естественный повышен­ный интерес к психологическим и педагогическим аспектам развития личности школьника.

Но личностный подход ставит перед школой и серьезные вопросы. Чем обусловлены яркие индивидуальные проявления того или иного ребенка? Можно ли предвидеть его поведение в определенной си­туации? Какой будет его реакция па критические замечания? Что можно сделать, чтобы помочь школьнику, используя сильные стороны его личности? Подобные вопросы возникают каждый день и ходе непосредственного общения с детьми.

В предлагаемых материалах излагаются характеристики основных психотипов личности применительно к школьному возрасту. Знание особенностей психотина школьника позволяет более оптимально вза­имодействовать с ним, помогать становлению и развитию его лич­ности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке.

Изучение психотипа школьника важно еще и потому, что это дает реальную возможность педагогам и родителям предвидеть, про­гнозировать и определенной степени его поведение в той или иной ситуации.

В материалах приводится перечень конфликтогенных ситуаций, характерных для каждого из описываемых психотипов, а также фор­мы и способы конкретной педагогической помощи им.

Школьному психологу, педагогу следует ознакомить родителей с результатами изучения психотипов конкретных школьников, обяза­тельно порекомендовав им учитывать эту информацию в обыденной жизни, создавать дома, общаясь со своим ребенком, как можно больше

благоприятных ситуаций, позволяющих ему раскрыться с лучшей стороны.

При изложении материалов авторы исходили изследующей ло­гики: сначала дается тест, позволяющий диагностировать, основные психотипы, затем подробно описываются эти психотипы по несколь­ким основным параметрам (доминирующая черта характера, привле­кательные черты, черты, отталкивающие и приводящие к конфликтам, особенности общения и дружбы, отношение к учебе и работе), при­водится перечень конфликтогенных ситуаций и указаны конкретные формы и способы педагогической помощи со стороны как учителя, так и родителей.

При интерпретации результатов диагностики, анализе своих на­блюдений за ребенком и психолог, и педагог, и родители должны исходить из того, что психотип личности, акцентуация характера подростка — это не клеймо. Ребенка нужно научиться принимать таким, каков он есть. Учитывая знание особенностей его характера, помогать ему использовать свои положительные черты и по возможности контролировать, нейтрализоватъ отрицательные, развивать и реализовывать все заложенные в нем способности и таланты.

 

Авторы будут рады получить от читателей описание результатов использования предлагаемых материалов, замечания и пожелания по их дальнейшему совершенствованию и доработке.

Пишите нам по адресу: 107258, Москва, а/я №103.

 

«ЧЕРТОВА ДЮЖИНА»

(Тест акцентуации характера)

Сразу подчеркнем, что приводимый ниже тест не имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. У любого че­ловека можно определить не одну сотню личностных черт, таких как доброта, принципиальность, целеустремленность и другие, кото­рые особенно не выделяются и проявляются равномерно.

Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности. В этом случае мы говорим: «Он человек целеустремленный и очень принципиальный, на него можно положиться в трудной ситуации» или «Он добрый, отзывчивый человек, всегда поможет».

Если же у человека выделяется одна из личностных черт, причем очень ярко, заметно,- это так называемая акцентуация характера, или психотип личности [1, с. 11].

Если же это свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания.

К.Леонгард отмечал, что «...акцентуация - это в сущности те же индивидуальные черты, по обладающие тенденцией к переходу в патологическое состоянием [2, с. 16].

Мы рассматриваем черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяем 13 типов акцентуации» т.е. ярко выраженных характеров — психотипов.

Сделайте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1 — 104) вписывайте свои ответы - слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несог­ласия следующими баллами: +2 — совершенно верно, я, как правило, так и делаю;

+ 1 — верно, но все же бывают заметные исключения;

0 — трудно сказать;

-1 — не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;

-2 — совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.

Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками,желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тесте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как пра­вило» и из обычного для нас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными.

Изготовить необходимое количество бланков можно на обычной пишущей машинке (под копирку, сиять ксерокопии) или предложить ребятам перед началом тестирования начертить бланки для ответов по предлагаемому образцу.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содер­жащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов.

При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.

Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке для ответов.

Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске.

Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утвер­ждений теста, педагог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.

Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35—40 мни.

Текст теста

1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.

2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.

3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило,

настроение у меня хорошее.

4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в оп­ределенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и бес­покоюсь обо всем.

7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огор­чений и беспокойств возникает плохое самочувствие.

8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток.

9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.

10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.

11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.

12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.

14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.

15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздра­жительностью и чувством тоски.

16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.

17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.

19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, и чрезмерно чувствителен.

21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.

22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.

23. Я легко завожу новые знакомства.

24. О своей одежде я мало думаю.

25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие без всякой причины с утра угнетен и уныл.

26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.

28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кош­марные сновидения.

29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рас­считывать все расходы.

30. Мой сон богат яркими сновидениями.

31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.

32. У меня настроение портится от ожидания возможных непри­ятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.

33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.

35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать что это за человек, что о нем говорят люди.

36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.

37. В будущем меня больше всего беспокоит мне здоровье; уп­рекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.

39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

40. У Меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесто­ченность и гнев.

41. Измены бы я никогда не простил.

42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.

44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.

45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.

47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.

48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.

49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы.

50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.

51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.

52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие - они меня тяготят.

53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.

57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.

58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.

59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от кол­лектива.

62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.

63. Людское общество меня быстро утомляет, и раздражает.

64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать вес правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за не­дисциплинированность.

65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нере­шительность и вялость.

66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я пережинаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстра­иваюсь, когда не хватает денег.

68. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых лю­дей, новую обстановку вокруг.

69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди лю­дей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.

70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.

72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.

73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.

74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.

75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.

76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.

77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.

78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но пери­одами мне это надоедает.

79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

80. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.

81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.

82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.

83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.

84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.

85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.

86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

87. Я охотно следую за авторитетными людьми.

88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.

89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.

90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу вну­шает доверие и симпатию.

91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным.

92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.

93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной сле­довали другие.

96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.

97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал не­правильно.

98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.

99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.

100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.

101. Мне не хватает усидчивости и терпения.

102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надо­едает; мне не до приключений.

103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дур­ного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.

104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.

 

Расшифровка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

1. Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например, сумма баллов, поставленных учеником в клеточках под № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92. При определении суммы учитывается знак балла «+» или «-».

Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т.е. совершенно верно) до -16 (если все утверждения оценены -2,т.е. со­вершенно неверно).

2. Раскодируется наименование зашифрованных и вертикальных колонках типов акцентуации характера.

I (1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92) - параноик,

II (2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93) - эпилептоид,

III (3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94) - гипертим,

IV (4, 17, 30, 43, 50, 69, 82, 95) - исгероид,

V (5, 18. 31, 44, 57, 70, 83, 90) - шизоид,

VI (6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97) - психастеноид,

VII (7, 20, 33, 46,59, 72, 85, 98) - сензитив,

VIII (8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99) - гипотим,

IX (9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный тип,

X (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый тип,

XI (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астеник,

XII (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) -лабильный тип,

XIII (13, 20, 39, 52, 05, 78, 91, 104) - циклоид.

3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности».

Приведем пример построения графика на основании расшифровки результатов тестирования одного из подростков.

Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что

психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы).

Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной ли­нией, проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

Если же одна или несколько точек находятся за пределами пун­ктирной линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип, т. е. черты, свойстиенные человеку с противоположным характером.

В нашем примере у подростка наиболее ярко проявляются черты гипертима (точка +15, соответствующая психотипу III, находится выше пунктирной линии) и антигипотима (точка -13, соответствующая психотипу VIII, находится ниже пунктирной линии).

Не стоит забывать и о том, что многие люди — неакцентированные личности, т.е. у них в рисунке личности нет заметных «выступов».

Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ ПСИХОТИПОВ* И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

В информационную модель описываемых психотипов включены следующие основные параметры:

— доминирующие черты характера,

— привлекательные (положительные) черты характера,

— отталкивающие (отрицательные) черты характера,

— «слабое звено», уязвимое место характера,

— особенности общения и дружбы,

— отношение к учебе и работе.

После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтогенных ситуаций, т. е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуаций успеха, т. е. ситуаций, помогающих ребенку адаптироваться к жизни с помощью своих сильных положительных качеств.

Кроме того, даются советы учителям и родителям, как себя вести в конкретных случаях проявления особенностей того или иного психотипа, и психотехнические упражнения для развития сильных сторон каждого характера.

Психотехнические упражнения** могут помочь подростку в зна­чительной степени смягчить проявление отрицательных черт психотипа. Их можно порекомендовать подростку, предварительно объяс­нив смысл и назначение каждого упражнения.

Целесообразно напечатать текст этих упражнений и передать его ребенку, с тем чтобы он всегда был у него под рукой. Периодически можно напоминать ему о необходимости регулярного выполнения указанных упражнений. Один экземпляр текста стоит дать родителям, чтобы они могли помогать ребенку делать эти упражнения.

 

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга и т.п.).

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустрем­ленности.

Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определен­ной цели (причем достаточно большого масштаба), при этом он способен полностью пренебрегать интересами окружающих его людей (своих родителей, одноклассников и т.п.). Ради достижения постав­ленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, от­казаться от развлечении, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность, неза­висимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает.

Отталкивающие черты характера: агрессивность, раздражитель­ность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели; не­чувствительность к чужому горю, отсутствие душевности в отноше­ниях с людьми, авторитарность.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит отсутствия обще­ственного признания и одобрения его успехов; он чрезвычайно че­столюбив, но по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы: подросток этого психотипа, как правило, конфликтен, так как у него нет естественной потреб­ности в общении, которое он рассматривает лишь, как средство для до­стижения ранее поставленной глобальной цели. И если ему прихо­дится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может легко ранить словом окружающих. Не замечает споем конфликтности.

Параноик совершенно несентиментален, недоверчив в дружбе, которую рассматривает как продолжение общего большого дела. Друзья для него —это только, соратники, с которыми он идет к поставленной цели. Размолвки для него — предательство общего дела, он долго помнит обиды и оскорбления. Но даже долгая дружба с ним еще ни о чем не говорит, если человек ему не нужен для дела, он его забудет без всякого сожаления.

Отношение к учебе и работе. Паранойяльные дети обычно изу­чают тщательно лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются и будущем для успешного достижения поставленных целей. Для этого они могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах или в поезде метро. А все остальное в школе для них не представляет никакой ценности.

Наибольших успехов параноики достигают и индивидуальной творческой работе, так как им очень трудно работать в группе и тем более в большом коллективе. И если работа его увлекает, параноик становится «трудоголиком»: все время в работе, ничего не существует, кроме его цели и необходимой для ее достижения работы. Параноики непревзойденные поставщики, генераторы крупных идей, нестандар­тных подходов к решению сложных проблем.

Педагогические рекомендации

Среди конфликтогенных ситуаций, т.е. ситуаций, которые обост­ряют проявление отрицательных черт характера данного психотипа и которых следует избегать при общении с ним, назовем:

ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике;

ситуации, в которых подростку приходится подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него;

ситуации, когда ему приходится заниматься «пустяками», обще­ственно незначимой деятельностью, рутинной работой или неинтересующим его предметом;

ситуации, которые заставляют его задумываться о каких-то бы­товых мелочах, решать житейские проблемы;

ситуации принудительного длительного общения с разными людь­ми, которые не разделяют его интересов;

ситуации отсутствия постоянного признания, общественного одобрения.

 

Основной задачей педагогической помощи учащимся паранойяль­ного психотипа является создание ситуаций, смягчающих проявление негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего сформулировать значимую для параноика цель и направить всю его энергию на ее достижение. Это может быть большое дело для класса или даже школы.

С таким подростком довольно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного, как и он, общей идеен. Поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо.

В начале беседы с таким подростком желательно отметить боль­шое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он раз­работал для достижения своих целей.

В ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-педагогический контроль, до­брожелательное доверие. Вместе с тем паранойяльным подросткам следует посоветовать видеть в одноклассниках, родных и просто окружающих людях не только массу, но и индивидуальность каждого. Для этого есть несколько психотехнических упражнений, которые им целесообразно регулярно выполнять.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: